Начинать никогда не поздно 18.10.2018г.№26

Талант не купишь, да и продать его вряд ли получиться, он либо есть, либо его нет. Но куда важнее вовремя его распознать.

У моей собеседницы страсть к изобразитель­ному искусству появилась в тяжелое для нее время и стала помощницей в преодолении пре­пятствий на своем пути. Она не получала никого художественно-графического образования, но, тем не менее, ее рисунки заставляют задумать­ся, поражают глубиной мысли и созерцать их одно удовольствие.

Дагестанские пейзажи, яркие натюрморты, портреты людей, времена года, будни села, предметы традиционного горского быта и Даге­стан во всем своем многообразии представлен в работах современного художника Светланы Али­бековой.

Светлану можно отнести к числу художников- примитивистов, которые в своих картинах стре­мятся очень точно описать окружающий их мир, в котором все детали должны быть на виду.

Алибекова Светлана, или, как ее привыкли называть родные, Шемия, родилась в дагестан­ском Дербенте.

Несмотря на отсутствие специального художе­ственного образования и зрелый возраст Свет­лана Алибекова успела написать множество кар­тин. Проявить свой многогранный талант ей уда­лось в 54 года. На наш взгляд, ее картины должны увидеть ценители прекрасного, искусствоведы, художники и просто любители. Выставки ее кар­тин еще не было и скромная горянка не спешит пока с этой затеей. Светлана Алибекова частичку своей души дарит тем, кого она любит. Увидеть свою картину в доме своих близких для нее — высшая награда.

Вот, что в беседе с нами рассказала она:

— Светлана Бейбулатовна, расскажите не­много о себе. Когда у вас появился интерес к изобразительному искусству?

— Я родилась в 1961 году в семье агронома и фельдшера. Любовь к искусству проявлялась с детства, еще в годы учебы в Чумлинской школе. В тот год в селе мои одноклассники имели воз­можность учиться дальше, школа обрела статус среднего образовательного учреждения. Од­нако, после завершения восьмилетки в родном селе, я приехала в Махачкалу, чтобы продолжить учебу. Мать приехала со мной, чтобы поддержать меня.

Тогда меня принимали в художественное учи­лище без экзаменов. Мать отговорила, аргумен­тировав тем, что рисовать можно и без образо­вания.

Так я и сделала выбор в пользу факультета бухгалтерского учета Дагестанского политехни­ческого техникума. Среди близких людей было много тех, кто поступал на бухгалтера и жил до­стойно.

— Так, когда же вы начали писать картины?

— Я вышла замуж в 1980 году. Семейная жизнь, забота о двоих детях и другие бытовые пробле­мы даже думать не давали об искусстве.

После несчастного случая, получила ушибы разной степени тяжести, в том числе и травму правой руки. Для того восставить свое здоровье мне посоветовали развивать мелкую моторику. Как говорят в народе, все плохое и хорошее к лучшему. Бисероплетение, затем рисование на картоне, холсте… Именно с тех пор я и стала все­рьез увлекаться изобразительным искусством.

Да, в прошлом не было возможности для реа­лизации своих идей, однако затем любовь к жи­вописи, жившая в глубине моего сердца, дала ростки и впоследствии вылилась в мое видение мира.

— Каждый художник написав определен­ное количество картин видит свои недочеты, но первая картина—всегда особенная. Вы помните свою первую работу?

— Помню как сегодня. Я купила краски, по­смотрела пару роликов на различных сайтах, научилась разводить краски. Первый рисунок, написанный на фанере, сейчас мне кажется даже смешным, облака получились немного странны­ми.

Завершив работу над одной картиной, я при­нималась за другую, порой даже утро наступало незаметно.

А сейчас я рисую ежедневно. Проснувшись в пять утра, позавтракав вместе с мужем, прово­див его на работу, я погружаюсь в свой мир, бо­гатый буйствами красок и воспоминаниями из светлого прошлого. Я будто испытываю жажду и хочу наверстать упущенное время. И только ког­да начинают от напряжения болеть глаза и под­ниматься давление, я чувствую что пора остано­виться. Но я не чувствую усталости.

— В вашей галерее уже достаточно много картин. Что вам больше всего нравится изо­бражать?

— Главными героями моих картин являются красивые пейзажи, неприступные горы, зеленые луга, родники, протекающие в моем крае. Изо­бражать натюрморты, а также панораму своего села, быта для меня очень приятно.

— Вы затронули тему села. Почему именно она вам близка?

— Уважение к своим корням, любовь к своим родственникам,природе родного края — про­явления патриотизма и каждый человек по- своему выражает патриотические чувства. У меня они отражаются в картинах, в которых я стараюсь сохранить все детали в своем перво­зданном виде. В моем детстве фотография была большой редкостью, снимков было очень мало.

Изображая дедушкин дом, я восстанавливала его по обрывкам памяти, вспоминала каждую вещь, которая находилась в нем. Сейчас нет та­ких своеобразных крыш, каменных катков для трамбовки после дождя. Расположение моего родового села Чумли очень удобное, таких домов как в Кубачи, к примеру, у нас нет. Потому и быт был своеобразным. А ведь это история, история моего края, Дагестана, России.

Мне интересна история моего села, даргин­цев, одежды наших предков. Этот интерес побу­дил меня к составлению своей родословной, в которой отмечены 9 поколений. Благодаря мое­му дяде Алипхану Ахмедханову, которому также как и мне было интересна история, сохранились ценные бумаги и фото. Дядя писал мемуары, он вкладывал душу в них. Его дневники заинтере­совали меня своими рассказами о предках, на­шем роде и я еще больше стала любить свою родину.

— Художнику для вдохновения нужно понима­ние, что все делается не зря. Планируете ли вы организовать свою персональную выставку?

— Я не считаю себя художником, я всего лишь любитель живописи. А судить, что из этого получается не мне.

Планов организовывать выставку у меня из­начально не было. Лишь жизнь покажет во что влиться мое увлечение. Я пишу для родных и близких, их мнение очень важно для меня. Меня поддерживают супруг, дети и внуки. Они первые зрители и первые критики моих работ.

— Не так давно я была на выставке худож­ника Анвара Саидова, чей талант раскрылся только в возрасте 54 лет. Ваши картины схо­жи своей искренностью и теплом. Что бы вы посоветовали тем, кто любит рисовать, но боится начинать?

— Меня магически тянет к мольберту, кстати, сконструированному своими руками. Я посе­щаю, по мере возможности, выставки наших, да­гестанских художников, великих мастеров таких, как Шишкин, Васнецов, Поленов и многих других художников-пейзажистов. Нравятся работы Ни­коса Сафронова.

Тем, кто хочет писать картины, никто не сможет помешать, потому как для нас, любителей живо­писи сам мир открывается через призму картин.

Начинать любое дело никогда не поздно, если оно доставляет вам удовольствие. Женщинам советую, чтобы не забывали и о своем личном развитии. Зачастую, мы, дагестанки, заняты ежедневными, нескончаемыми бытовыми вопро­сами, детьми, домом — всем, только не собой. Хочется обратиться к женщинам: повернитесь лицом к себе, не откладывайте того, что можно сделать сегодня!

Хасайбат Меджидова