(К 100-летию со дня рождения Мариам Ибрагимовой)
В истории бывают времена, когда люди полностью раскрываются и обнаруживается кто есть кто.
В периоды правления диктаторов и тиранов немного находится героев, способных возвысить голос за справедливость. Но все ж такие находятся. Такими были Спартак, восставший против Римской Империи; Абд-аль Кадыр, возглавивший движение против Французской экспансии в Алжире; имам Шамиль, руководивший борьбой народов Северного Кавказа против царского самодержавия.
В критические, переломные моменты истории, когда намечается «водораздел» различных мнений, серые массы принимают сторону сильного, прав он или нет.
Так случилось в эпоху Сталина в СССР, когда рабочие и колхозники единодушно одобряли смертные приговоры врагам народа и требовали незамедлительного их приведения в исполнение. На стороне обвиняемых оказывались лишь единицы.
Сталин обратил свой взор на Кавказ… Образ имама Шамиля, хоть и отдаленного огромным отрезком времени, не давал ему покоя.
Он пригласил к себе вездесущего и всеведающего Лаврентия Берию и приказал ему «разобраться с этим выскочкой Шамилем».
22 сентября 1950 года Президиум АН СССР постановил признать действия горцев реакционными, националистическими, а Шамиля – ставленником турецких султанов и английских колонизаторов. Вслед за этим журнал «Коммунист» № 13 за 1950 г. опубликовал заказную статью Мир Джафара Багирова, порочащего национально-освободительную войну народов Северного Кавказа под руководством имама Шамиля. Выступление Багирова было навязано ученым, обществоведам, интеллигенции. Началась травля имама Шамиля, настоящая фальсификация истории. «Историки» той эпохи представляют Шамиля фанатичным, реакционным деятелем, подчиненным захватническим интересам Турции и Англии на Кавказе.
Пострадал в эти годы от авантюризма Багирова Гейдар Гусейнов – вице-президент Азербайджанской Академии наук, автор книги «Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века» за то, что сравнил народное восстание в Азербайджане с борьбой имама Шамиля. Он был доведен наветами и давлением со стороны спецслужб до того, что покончил жизнь самоубийством. Известный ученый Расул Магомедов, написавший труд «Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля» был снят с занимаемой должности – заместителя председателя научной базы Дагестанского филиала Академии наук СССР и лишен степени доктора исторических наук.
В те опасные годы подняла свой голос в защиту имама Шамиля дагестанская писательница Мариам Ибрагимова. Вот что она пишет в своем дневнике: «…Поскольку содержание статьи 1 секретаря ЦК КП Азербайджана Багирова в журнале «Большевик» имело прямое отношение к Дагестану, «Дагестанская правда» в тот час же откликнулась статьей первого секретаря Обкома партии Абдурахмана Даниялова, в которой разделялись взгляды Багирова на движение мюридизма и Шамиля. Мариам Ибрагимова не могла пройти спокойно мимо такого вопиющего факта и обратилась автору статьи. Даниялов уважительно относился к Мариам Ибрагимовой, потому выслушал ее до конца. Затем он признался, что вполне согласен с ее точкой зрения, но он, как солдат партии, обязан был поддержать Багирова. Он не стал скрывать, что его срочно вызвали в Москву и лично Маленков распорядился, велев ознакомиться со статьей Багирова, по возвращении в Дагестан выступить в местной газете. Мариам Ибрагимова ответила на это, что при всем уважении к нему, она начнет публичный спор. Так она и сделала, написала статью объемом в два печатных листа и отправила в журнал «Вопросы истории» в Москву. Редакция дала дежурный ответ, что статья не удовлетворяет возросшим требованиям и ее публикация нецелесообразна. Затем последовало обещание опубликовать ее в «Ученых записках» в Дагестане. Но и этому не суждено было сбыться. Далее в своих записях Ибрагимова заключает: «Если бы после смерти Сталина у власти оказался Берия, несдобровать бы и мне, как Гейдару Гусейнову…».
На XX съезде КПСС был разоблачен культ личности Сталина. Это обстоятельство открыло широкие возможности и благоприятные условия для объективного освещения Кавказской войны. В октябре 1956 года состоялась научная сессия Дагестанского филиала Академии Наук СССР. Теперь Мариам Ибрагимова не была одинока в своей борьбе. Сессия признала концепцию Багирова фальсификаторской, антинаучной, вредительской, направленной на прямое разжигание национальной розни. Борьба народов Северного Кавказа и деятельность имама Шамиля была официально признана народно-освободительной. Хотя это и было удачей, но надо сказать, что такое решение Сессии имело свои изъяны и не давало полной, объективной картины драмы, развернувшейся на Кавказе в XIX веке.
Казалось бы, были расставлены все точки над «и». Но как говорил известный баснописец, надобно ж беде случиться – застойные 70-е годы отрицательно повлияли на освещение борьбы имама Шамиля. Была сделана рьяная попытка возрождения багировщины. Появились партийные решения и инструкции, запрещающие объективно исследовать Шамилевскую эпоху. Поэтому не появлялось полноценных исследований, научных трудов, монографий, посвященных запретной теме. Издательство «Советский писатель» не решилось опубликовать роман-трилогию Мариам Ибрагимовой «Имам Шамиль». Снова для писательницы начались мытарства и хождения по мукам. Путь романа-трилогии от момента создания до читателей оказался неимоверно трудным и долгим. Несмотря на то, что была масса положительных рецензий, ни одно издательство не бралось выпустить его в свет, боясь ответственности и взысканий.
Даже в эпоху Перестройки, когда казалось бы все разрешили, сняли все идеологические препоны, упал Железный Занавес, была с высоких трибун провозглашена Гласность, роман не мог пробиться к читателям. Ибо стали появляться новые публикации совсем в духе старых сталино-бериево-багировских и застойных брежневских времен эпохи развитого социализма, которые считали, что имам Шамиль «мешает» укреплению дружбы народов в условиях Перестройки!..
Мариам Ибрагимова двадцать лет писала роман, а последующие тридцать лет он пролежал в столе. И все же забрезжил свет в конце тоннеля. В постперестроечные годы издательство «Советский писатель» взяло на себя «бремя» издания многострадального произведения. Редактор Голосовская пишет в предисловии к роману: «Может быть, при чтении книги Мариам Ибрагимовой «Имам Шамиль» возникнет риторический вопрос: возьмётся ли ещё кто-нибудь из наших соотечественников с такой любовью и страстью, с такой исторической преданностью за эту сложную, ставшую со временем противоречивой и неясной тему о Кавказском имамате и третьем имаме его – Шамиле? Мариам Ибрагимова посвятила этой теме всю жизнь». Публикация романа-трилогии Ибрагимовой «Имам Шамиль» послужила разгромным ударом по багировщине и его отвратительной компании, развернутой против Шамиля. Это был достойный ответ, пощечина фальсификаторам истории. Чтобы рассказать о подвигах имама Шамиля, писательнице самой надо было быть готовой к самопожертвованию, к высокому гражданскому подвигу. Такой характер она проявила в полной мере. Писательница вынесла все тяготы лишений военных и послевоенных лет, но через всю свою жизнь пронесла привязанность и любовь к имаму Шамилю. Роман-трилогия «Имам Шамиль» значительный вклад в сокровищницу мировой литературы. Ее роман получился масштабным, многогранным. В нем проявилась политическая прозорливость автора, широта исторического видения и масштабность мышления.
Очень ценна для нас оценка Расула Магомедова, в свое время пострадавшего за Шамиля, данная им в статье «Всепоглощающая страсть к справедливости»: «…Работая врачом, она оставалась верной своей девичьей мечте – написать роман о великом человеке, вожде горских народов имаме Шамиле. И написала! Чтобы оценить её титанический труд, надо окунуться в исторический дух эпохи, в которой мы все тогда жили. Имам Шамиль под пером Мариам Ибрагимовны Ибрагимовой великолепен! Он добр и щедр душой даже к своим поверженным врагам. В годы могущества и в день падения, в золотой клетке пленника и в новом лице пилигрима, держащего путь к святым местам Аравии, или же на молитвенном коврике в дни старческой немощи, Шамиль у Мариам полон обаяния, мужества, благородства. Историкам и литературным критикам ещё предстоит провести тщательный анализ произведений Ибрагимовой, в том числе лучшего из них – о великом Шамиле, которое выдержало за короткое время уже три издания. Им предстоит тщательно изучить жизнь Мариам, чтобы взять с неё пример и оценить её творческий подвиг. Нам же пока остается читать трилогию «Имам Шамиль», любоваться красотами родной земли и гордиться подвигами наших предков, так любовно описанными Мариам Ибрагимовой в её пламенной книге».
Вслед за рецензентами и сама писательница признается, что роман-эпопея «Имам Шамиль» – основное произведение ее творчества. Так в ее дневниковых записях мы читаем: «Шамилю я посвятила всю свою жизнь, дралась за него, защищала на всех уровнях – от Махачкалы до Москвы. Не могла смириться с шельмованием любимого героя. Выход в свет моего романа после многих лет замалчивания и отказов считаю своей победой, ибо не сомневалась никогда, что Шамиль вновь займёт достойное место среди титанов его эпохи».
Хизри ИЛЬЯСОВ,
доктор философских наук