Любовь к мудрости называется философией. Цицерон
Мысли философа — как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. Фрэнсис Бэкон
Среди известных философов Дагестана особое место принадлежит Мустафе Исаевичу Билалову — доктору философских наук, профессору Дагестанского госуниверситета. Именно авторитет ученого и общественного деятеля позволили ему с большим трудом открыть сначала отделение философии, в составе исторического факультета, а затем отделиться и стать факультетом. Это целиком и полностью заслуга Мустафы Исаевича и дагестанская философская и общественная мысль должны быть ему за это благодарны.
Он родился в сентябре 1948 г. в селе Бабаюрт Бабаюртовского района ДАССР. После окончания средней школы поступил в Дагестанский госуниверситет и в 1971 г. окончил физико-математический факультет. Служил в рядах Советской Армии (1971-1973), работал учителем математики в СШ № 34 Махачкалы. Обуреваемый страстью к справедливости он выбрал философию как свое профессиональное будущее. Билалов в своей книге «Постижимость истины» пишет: «Философия конкретизировала мою жизненную стратегию – привела к необходимости адекватного взгляда на вещи и на мир, поставила передо мной вопрос об истине, а затем вопрос о ее научной и философской трактовке». Так философия стала его жизнью.
Он учился в аспирантуре на кафедре философии Московского госпединститута. Здесь же в 1979 г. защитил диссертацию «Проблема определения категории «истина» на соискание ученой степени кандидата философских наук. Проблема истины становится магистральной в научной деятельности Билалова. В 1991 г. он защитил в МГПУ докторскую диссертацию «Многообразие форм существования истины в совокупном познании».
В Дагестанском госуниверситете Билалов прошел все ступени роста: от старшего лаборанта, старшего преподавателя, доцента, до профессора кафедры философии. Он был деканом по работе с иностранными студентами, проректором по воспитательной работе, проректор-директором Межрегионального центра переподготовки специалистов, проректором по научной работе, а с 2006 г. — заведующим отделением философии, затем заведующим кафедрой онтологии и теории познания. С 2011 г. становится также директором Научно-исследовательского института практической философии и методологии социальных новаций при ДГУ.
Такой сложный и долгий творческий путь сформировал его как многогранную личность, профессионального философа, прекрасного педагога и блестящего организатора. Поэтому он имеет широкое признание не только в Дагестане, России, но и за рубежом.
Билалов известный публицист. Его перу принадлежит огромное количество статей в средствах массовой информации, что говорит об активной жизненной позиции.
Его научный кругозор очень широк, но все его работы объединены проблемой теории истины. В них Билалов отстаивает внезнаниевое бытие истины, расширяя ее эмпирическое поле за счет бессознательного и неосознанного; им выдвинуты гипотезы о невербальной, довербальной и т.п. формах истины, о бифункциональности ее критерия, что уточняет соотношения истины, знания, убеждения, веры и др. познавательных форм. Билалов предлагает концептуальную схему познания, согласно которой истина представляется как эвентуальное знание, а знание – как обретение истины.
Эволюция понятия истины представляет собой историю освобождения человеческого познания от чрезмерных претензий, с одной стороны, и от развития его рефлексивно-методологического инструментария — с другой. В итоге мы видим, что, как и в решении других аспектов познания, в вопросе о истинности знания остается немало проблем. Однако эпистемология, как и философия в целом, не призвана давать окончательные и однозначные ответы. Ее задача — критически прояснять эти проблемы, соотносить различные позиции и аргументы за и против них.
Значительное место Билалов уделяет гносеологии религий, проблеме истины в исламе, в частности в суфизме, который в гораздо большей степени демонстрирует содержательное богатство как теоретико-познавательных идей, так и морально-нравственных постулатов. С точки зрения суфизма, насильственное сопротивление приумножает зло в мире. Эти и другие суфийские традиции, по мнению Билалова подзабыты некоторыми лидерами Духовного управления мусульман Дагестана. Поэтому религиозное просвещение и образование должно быть нацелено на освоение новой толерантности в современных коммуникативных отношениях. Исламское образование призвано, по мнению Билалова, перевести религиозную умму из невежественного состояния к просвещенному, а также это приглашение жить в едином глобализирующемся человечестве на основе диалога и толерантности культур.
Мустафа Билалов разрабатывает также вопросы философии образования, проблемы повышения эффективности методологической функции гносеологии и педагогики, обосновывая идею соответствия дидактических принципов логике открытия и обоснования истины. Он утверждает, что преодолеть нынешнее кризисное положение в образовании, связанное с кризисом культуры и идеологии – вот задача ближайших поколений россиян для достойного будущего отечественной философии.
Интересны его подходы к осмыслению процессов формирования единого образовательного пространства, роли в них западных и восточных культурных и педагогических традиций. В своих работах Билалов утверждает, что становление единого образовательного пространства в современном мире происходит противоречиво, в столкновении. Многие противоречия в этом процессе носят межцивилизационный характер и связаны и с поликультурностью человеческого сообщества. Так, мусульманские традиции, достаточно устойчивые в современном образовании соответствующих регионов, представляются значимым препятствием в становлении единого мирового образовательного пространства, в котором доминируют западные нормы и идеалы.
Западный путь цивилизационного развития, в том числе европейские педагогические традиции, которые на данном этапе глобализации считаются предпочтительными, могут оказаться неперспективными уже в обозримом будущем в условиях геополитического столкновения западной, восточноевропейской, китайской, мусульманской и индуистской и др. культурных и образовательных традиций.
Религиозные ценности могут придать совершенно разный ориентир системе современного образования в том или ином регионе, что, безусловно, сказывается на всем процессе становления единого образовательного пространства.
Образование, как считает Билалов, должно выступить той сферой социальной жизни, где осуществится синтез позитивных религиозных тенденций, тем более, что во всех культурах религия обладает высоким авторитетом. Политическая задача уберечь мир от столкновения религий и цивилизаций должна стать глобальной заботой образования и просвещения, после чего философия образования должна заняться уточнением степени и направления влияния культурных и религиозных ценностей на определение идеалов и содержания современного образования.
Для осмысления проблем формирования гражданского общества Билалов предлагает идею о его региональных моделях и базовых ценностях в условиях глобализации. Он утверждает, что тезис о зависимости гражданского общества от культуры дополняется идеей культурного многообразия: каждая цивилизация живет своей собственной жизнью и реализует заложенный в ней потенциал в различных областях, в том числе и политике. Дагестан должен взять курс на постиндустриальную цивилизацию в составе России как единого многонационального социума в форме гражданского общества с региональными базовыми ценностями. В ряде статей и монографий он показывает бесперспективность классического варианта гражданского общества, принципов западной либеральной демократии для России и Северного Кавказа, обосновывает приемлемость для них ряда тенденций глобализации и формирующегося глобального гражданского общества, что нашло поддержку в научном сообществе.
В своих работах Билалов утверждает, что общественное развитие Дагестана должно идти с учетом перспектив мировых цивилизаций и современных реалий России, но, при этом, необходимо учитывать региональную специфику, базовые ценности его народов. Необходимо умелое сочетание элементов рыночной экономики с государственным управлением, нахождением оптимального соотношения между государственной, общественной и частной собственностью с учетом традиционного уклада жизни и хозяйствования в республике.
Для выявления гносеологического потенциала религиозного, этнического, обыденного и т.п. сознания он вводит понятие «познавательная культура», впервые оформленное в двух выпусках энциклопедии по глобалистике, он основал и руководит ведущей научной школой «Место познавательной культуры в духовной жизни общества».
Билалов является участником и организатором десятков региональных, всесоюзных, российских и международных научных конференций, членом оргкомитета ряда философских конгрессов, где последовательно и доходчиво излагает свои теории, предлагает современный стиль мышления, в котором значим каждый нюанс познавательной культуры, демонстрируя это на сущностных сторонах человеческого бытия – культуры, религии, социума.
На VII Российском философском конгрессе в г. Уфе в 2015 году выступил с пленарным докладом «Философия истины в коммуникативном пространстве познавательных культур». Второй конгресс подряд руководит секцией «Теория познания» и круглым столом. Участвовал с докладом «Значение современной методологии познавательной культуры ислама в профилактике проявлений экстремизма» на круглом столе «Пути профилактики национально-религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз», который состоялся в Махачкале 30 января 2018 г. Билалов организует диспуты и Дни Всемирной философии, которые всегда имеют республиканский резонанс. Более 10 лет под его руководством работает уже получивший популярность республиканский интеллектуально- философский молодежный клуб «Эпохе».
Он является научным руководителем государственной целевой программы формирования и развития гражданского общества в РД на 2013 — 2018 годы и считает, что формирование гражданского общества рассматривается философами и политологами как наиболее перспективное направление развития страны, позволяющее активно приобщить народ к управлению и поставить властные структуры под контроль общественности.
Все это сочетается с замечательным педагогическим талантом, поэтому лекции Мустафы Исаевича яркие и доступные для студентов и аспирантов.
Билалов является руководителем и создателем научной школы «Место познавательной культуры в духовной жизни общества» (1992 г.). Соответствующий научный коллектив под его руководством выполнил 4 научно-исследовательских проекта в форме грантов – проект «Этноконфессиональные факторы социально-экономического возрождения Дагестана» и проект «Научно- методическое обеспечение непрерывного гуманитарного образования в условиях Северо-Кавказского региона». Программы Минобразования РФ «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», проект «Толерантность как феномен массового сознания» Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», проект РГНФ «Влияние суфизма на познавательную культуру северо-кавказских этносов» и др. В рамках научной школы за последние 5 лет защищено 14 кандидатских и 5 докторских диссертаций.
Билалов является пропагандистом философского знания, часто выступая по телевидению, публикуется в периодической печати. С 1997 г. он председатель Дагестанского отделения Российского философского общества, член президиума РФО, председатель Дагестанского отделения Ассоциации философов России, член Совета по науке Министерства образования и науки РД, член Совета по устойчивому развитию и приоритетным проектам при главе РД. Он редактор 7 научных сборников, автор 13 монографий и учебников, более 340 научных статей и по теории познания, философии культуры, религии и т.д.
Заслуги Билалова были отмечены включением его в состав редколлегии нескольких научных журналов и периодических сборников, в том числе «Каспийский регион: политика, экономика, культура» (Астрахань); «Вестник Российского философского общества» (Москва); «Философское образование» (Москва); «Гуманитарий Юга России» (Ростов-на-Дону); «Гуманитарные и социально-экономические науки» (Ростов-на-Дону); «KANT» (Ставрополь); «Вестник ДГУ» и д.т.
Он является заслуженным деятелем науки РД, Почетным работникам Высшего профессионального образования РФ, руководителем комиссии по вопросам формирования гражданского общества, гармонизации межнациональных, межконфессиональных отношений, защиты конституционных прав граждан Общественной палаты РД. Награжден орденом РАЭ «Трудом и знанием», орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», имеет поощрения и благодарности по работе, в том числе 2 благодарности Минобразования РФ. За вклад в развитие отечественной философии дважды (в 2005 и 2006 г.) награжден Почетной грамотой Российского философского общества,
Эту статью хочется закончить словами из упомянутой выше книги Мустафы Исаевича «Постижимость истины», которые характеризуют его как философа и человека — оптимиста: «К сожалению, после советского культа образования и философии мы переживаем не новую в истории попытку оттеснить философское мышление на периферию духовной и интеллектуальной жизни общества…. Кризис ее временный, философия – вечна, она будет жива, пока жива культура, жива истина, живо человечество».
Калимат Алилова, профессор кафедры онтологии
и теории познания ДГУ