ОМАР ГУСЕЙНОВ — штрихи к портрету 09.08.2018г.№19

Один из моих старых друзей – оригинальный человек. Это Омар Меджидович Гусейнов – ученый, философ, писатель. Его я знаю около полувека: мы родом с одной, Самурской, долины, представители одной национальности, лезгины, одногодки… Знаю его братьев, родню, сельчан… Мне каждый раз приятно с ним встречаться, комфортно слушать его философские мысли, суждения о жизни в республике, стране и мире, особенно когда мы сидим за скатертью с горячими афарар – пирогами с зеленью и бархатным чаем.

И каждый раз я ловлю себя на мысли, что передо мной сидит не обычный симпатичный человек, а многосторонне развитая талантливая личность: историк, этнограф, поэт, публицист, педагог, наставник; и не обычный ученый, а признанный в мире доктор философских наук, профессор, академик.

Омар Гусейнов в жизни – честный, трудолюбивый, настойчивый, рассудительный и мудрый человек, патриот и интернационалист, добрый товарищ и преданный друг. Такие черты характерны и главным героям его поэтических, прозаических произведений.

Омар Меджидович родился в 1939 г. в селении Какар Ахтынского района, в многодетной крестьянской семье, где все трудились с раннего утра до позднего вечера. Он с золотой медалью окончил Хурюгскую школу с красным дипломом – историко-филологический факультет Армавирского педагогического института, аспирантуру по философии. Служил в рядах Советской Армии. С 1968 г. преподает философию в Дагестанском государственном университете, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации, вырос от ассистента до профессора, заведующего кафедрой социологии и политологии. Автор более 200 научных работ, в том числе монографий: «Нравственная культура личности», «Личность. Свобода. Ответственность», «Малая родина» и другие. Его статьи переведены на европейские языки. Имя дагестанского ученого вошло в справочник «200 выдающихся ученых ХХ столетия» Кембриджского Международного биографического центра.

Гусейнов – материалист, просветитель, философ. Его философские мысли, суждения, взгляды, мировоззрение доходят до широких слоев общества, обогащают и развивают народную философию. Исследования Гусейнова по духу очень близки философии родного народа, ибо автор – сын своего народа.

В творчестве ученого и писателя все связано между собою: все, что он выражает художественными приемами и красками в литературных произведениях, в научных работах переходит в определенные рамки, критерии, принципы. Так, например, целостность личности, по мнению ученого, состоит из таких особенностей, как высокий патриотизм, богатство духа, моральная чистота и физическое совершенство.

Ученый-философ считает, что литература и искусство, как формы познания действительности, также выступают формой самовыражения творческой личности.

Лекции по философии студентам ДГУ профессора Гусейнова всегда проходят на высоком уровне научности, практичности, при большой заинтересованности слушателей, носят в себе познавательный и воспитательный заряд.

На первых же лекциях, объясняя суть и значение науки «Философия», преподаватель на простом и ясном языке учит студентов, что в жизни нет голой науки «Философия», что она, эта самая «любовь к мудрости», чем-то наполнена, в чем-то выражается… И приводит примеры из повседневной жизни и литературы: из произведений классиков дагестанской поэзии прошлых веков, современности, а иногда и из своих произведений… Смело связывает философию с народными обычаями и традициями, историей, культурой и искусством… Наизусть читает отрывки из стихов Етим Эмина, Ирчи Казака, Сулеймана Стальского, Расула Гамзатова…

Говоря о свободе и необходимости в философии и жизни, ученый увлеченно рассказывает о свободолюбивых мыслях, идеях и мотивах, характерных дагестанским писателям. С удовольствием вспоминает творчество лезгинской поэтессы ХV века Микрах Кемер, которая сражалась против нашествия войск иранского шейха Джунейда, пела свои песни-призывы и воодушевляла бойцов самообороны: «Мы – алпаны – огоньки! Мы – горцы – скалы! Свободны наши села, города!Cохраним cвободным каждый дом!» И объясняет:

– Две тысячи лет тому назад на территории Восточного Кавказа, от реки Аракс до реки Сулак, как пишут историки, жили наши предки – племена под общим названием «алпаны». Тогда, по данным древнегреческого историка Страбона, их было 26 племен… Все они сохранились и сейчас живут на своих национальных территориях, но чуть под другими названиями: например, исторические леги стали современными лезгинами и так далее.

Преподаватель философии рассказывает об общественно-политических, социально-экономических, правовых и философских проблемах разделенных народов в мире, сообщает об истории и судьбе своего народа, разделенного государственной границей и живущего в составе двух республик: Дагестана и Азербайджана.

Омар Меджидович, как историк и этнограф, впервые создал целую монографию об истории своего древнего села Кьак1ар (Какар, официально – Кака), называется «Малая родина». Она написана и издана в соавторстве с братом профессором Ризваном Меджидовичем и сыном доцентом Германом Омаровичем в 2017 г. В ней удачно использованы исторические, этнографические и архивные материалы.

Интересные сведения собраны в главе «История села в лицах»: здесь перечислены 14 тухумов, из которых древними являются Бацарар (это — тухум Гусейновых), Шийитар, Курбанар и др.

Бацарар – основатели села, их мужчины во все времена оставались ведущими и образованными людьми в селе, Самурском регионе. Вот несколько цифр: из 23 ученых-какинцев 12 являются Гусейновыми, в том числе 3 доктора наук-профессора; Омар Меджидович принес в семью первую золотую медаль, первый красный диплом, по его примеру пошли младшие братья, затем дети и племянники, в настоящее время в тухуме Гусейновых количество золотых медалей и красных дипломов перевалило за 25. Феноменальное явление!

Все эти годы Омар Гусейнов активно занимается и литературным творчеством: пишет очерки, стихи, рассказы, повести. Издал сборники своих произведений: «Думы о родине», «Потомки Шарвили», «Дорогу осилит идущий», «Светильник разума» на родном и русском языках.

Писатель пишет о свободе и независимости, доброте и гуманности, справедливости и правдивости, патриотизме и интернационализме человека. Пишет о проблемах своего народа, в том числе о трагедии разделенного этноса. Пропагандирует родной язык, родную литературу, искусство и печать.

То, что ученый пишет в своих научных трудах и рассказывает на лекциях студентам, передает читателю в художественной форме.

Гусейнов – автор патриотических стихов; «Родина», «Единство», «Лезгистан», «Уроки Магомеда Ярагского» и др. Два его стихотворения превратились в гимны: «Хаджи-Давуд» (муз. М.Гусейнова) и «Село Какар» (муз. М.Саидова), они поются на различных культурных мероприятиях и праздниках. Поэт очень любит свою малую родину, ей посвятил несколько стихотворений, в одном из них пишет: «Земли родной нет слаще и превыше… Нет ничего дороже нам Отчизны…»

Обсуждая проблемы лезгинского народа, в печати появляются стихотворения, авторы которых чуть ли не обвиняют реку Самур в трагедии народа, его разделении на две части. Им в ответ Омар Меджидович в стихотворении «Кьулан вац1» – «Срединная река» (в народе так называется река Самур) брату по перу предлагает объективный, юридически верный, признанный ООН путь решения лезгинской проблемы: «открытыми глазами смотреть на проблему, не уходить от ее справедливого решения» и пишет:

На реку не держи, поэт, зла,

 Ведь не она народ наш разделяет.

 Ты бьешь седло, не смея бить осла.

 Нет, не река нынче нас унижает…

Из последующих строф стихотворения становится ясно: «Ни вершинам, ни рекам не дано делить народ… И никто не будет нас соединять, пока сами не возьмемся за дело…И быть должен полон волею народ…» Поэт пользуется народной пословицей: спящего никто не угостит халвой.

 Идеи свободы, независимости и патриотизма повторяются в стихотворениях «Единство», «Хаджи-Давуд» и др. В этих произведениях, как в программной статье «Самоопределение как неотъемлемое право народа», поэт заявляет, что народ, лишенный свободы и не борющийся за свое самоопределение, свою независимость, не имеет будущего, он рано или поздно исчезнет с лица земли, поэтому утверждает: «Свобода каждому народу нужна, как воздух и вода». Делается вывод: в стране, где нет свободы, в худшем положении находятся просвещение, наука, культура, литература: «Науки не осталось, – пишет поэт, — все перемещено: диплом стал вещью для продажи».

Автор предлагает читателю «просыпаться ото сна, держаться друг за друга и бороться за свои права…»

Отдельного разговора заслуживает цикл рассказов и воспоминаний под названием «Отец Меджид говорил»: это короткие рассказы, зарисовки и этюды о мастере на все руки, мудром старце, собеседнике-философе, наставнике села (в жизни – о родном отце автора), в которых с огромным уважением и любовью нарисованы портрет и образ мышления кормильца семьи, воспитателя детей и сельского мудреца. Они не ограничиваются только описанием главного героя, обычаев и традиций семьи Гусейновых и моральных норм, присущих мировосприятию лезгин, а затрагивают духовно-нравственные проблемы, носящие общечеловеческий характер. Эти короткие, но емкие произведения у читателя вызывают множество мыслей: они усеяны народной мудростью, нанизаны ярким, образным языком, что свидетельствует о даровании автора, о его видении мира.

В заключении отмечу еще одну приятную деталь: путь Омара Меджидовича в науке продолжает его дочь, Жавизат Омаровна, кандидат философских наук.

Думаю, эта статья к предстоящему восьмидесятилетию профессора Омара Гусейнова будет скромным началом серии публикаций.

Курбан Акимов,

доктор  филологических наук