В Дагестане активно идет масштабная работа по борьбе с коррупцией. Продолжаются отставки, новые назначения в республиканском Правительстве, проходят новые задержания, аресты высокопоставленных чиновников. И в этих условиях модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.
По мнению независимых экспертов, гражданское общество в готовом виде невоможно назначить приказом, утвердить указом. Становление и зрелость гражданского общества обуславливается рядом личностных факторов: психологической культурой, содержательным мировоззрением, глубиной знаний и, наконец, самоуважением.
Политолог Владимир Пастухов утверждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображением. Да, у нас уже существуют институты гражданского общества, но почти все они отчуждены от основной массы граждан и формально представляемых ими социальных групп, которые не доверяют им и не видят в них защитников своих интересов. Это различные негосударственные ассоциации в различных сферах деятельности – профессиональные, международные, предпринимательские и тд. Это партии и общественные движения, профсоюзы, экологические организации, печатные и электронные СМИ. Пресса – это, в сущности, голос гражданского общества в основном сводится к инерционному лозунгу и столь же стереотипным сетованием по поводу отсутствия такого же общества.
Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «социально-ориентированным НКО».
Не секрет, что фундаментом современного гражданского общества является высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению известного дагестанского ученого, члена Общественной палаты РД, профессора Дагестанского государственного университета Мустафы Билалова, гражданское общество – такая организация, которая оптимально учитывает потребности его членов и предоставляет им возможность добиваться реализации собственных интересов.
«Ситуация с правами человека в нашей стране не идеальна. Там, где гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там, конечно, власти легче проводить такие манипуляции», — полагает Владимир Путин, — «В этом смысле наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу» — считает он.
По мнению, известного дагестанского ученого Юрия Сагидова, одним из признаков протекания процесса формирования гражданского общества является нарастание контроля общества над властью, при котором претворяется в жизнь принцип – не народ под властью, а власть на службе у народа. Этому прессу в Дагестане оказывается упорное сопротивление со стороны тех людей, эгоизм которых намного превышает планку разумного сочетания личных интересов с общественными. Их действия с позиции общечеловеческих ценностей аморальны. Сегодня эти «умельцы», которые пользуясь не установившимися правовыми отношениями в государстве, строят свое благополучие и вообще все свои социальные преимущества за счет тех, кто не может или не хочет этого делать.
В Дагестане зарегистрировано более 3500 общественных организаций. И, тем не менее, республика по- прежнему находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. В становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации всего этого на практике.
За годы своего функционирования дагестанская республиканская общественная Палата доказала, что общественный контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного мнения, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.
Многие независимые эксперты утверждают, что недовольство рождается там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедливостью. Разве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике совершенно разные стандарты зарплаты для обычных граждан и государственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год. Многочисленные факты из нашей практики показывают, что большинство чиновников зачастую воруют бюджетные средства. Надо бы законодательно зафиксировать порог зарплаты для руководителей и госслужащих: скажем, чтобы он не более чем в 2-3 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных служащих, руководителей будет стимул для того, чтобы повышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.
Заключения Общественной Палаты, представителей наиболее активных общественных организаций по проектам законов могли бы стать реальным инструментом совершенствования законотворческой работы республиканского парламента.
По инициативе Общественной Палаты Дагестана в республике за последние годы проведено немало разного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи и конференции некоммерческих организаций «Дагестану — мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета — активные общественники такие, как кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев. Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.
И таких примеров немало. В работе общественных организаций — все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. Немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимаются конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем программа действий.
И даже при всем этом, эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.
В последние годы в Дагестане осознана необходимость систематического диалога власти и общества, создания структуры, осуществляющий общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике работает шестой созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обществом. Вызывают интерес регулярные слушания, проводимые Общественной палатой, «круглые столы» по самым актуальным вопросам современной дагестанской жизни.
Есть в работе недостатки. Общественникам все еще не хватает настойчивости, юридической грамотности. Многое в этой работе зависит и от самой власти. Важно понять и осознать, что республиканская власть всерьез принимает во внимание позицию гражданского общества, вынуждена считаться с мнением рядовых дагестанцев. Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения.
Инициативы общественников должны стать частью государственной политики.
Как отмечает доктор политических наук, профессор Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.
Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум.
Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.
Ильман Алипулатов,
председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России,
член Общественной палаты РД