Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в жилищное законодательство внесены существенные изменения, касающиеся вопросов управления многоквартирными домами, проведения общих собраний.
Так, в законодательстве впервые четко закреплен перечень передаваемых имущества и документации при смене способа управления либо выборе иной управляющей организации, прописана обязанность передачи ключей от помещений, входящих в состав общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, иных технических средств и оборудования, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома и управления им. Соответственно, в настоящее время предыдущая управляющая организация не вправе уклониться от передачи вышеуказанного имущества.
Другим существенным нововведением является закрепление обязанности передачи подлинников решений и протокола общего собрания в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора. Таким образом, законодательством в настоящее время предусмотрена передача подлинников протоколов и решений на хранение в уполномоченные органы и организации.
При этом если ранее общим собранием собственников определялось место хранения подлинников протоколов и решений, в настоящее время собственники вправе принять решение о месте хранения копий указанной документации.
Институт присяжных в районном суде
С 01.06.2018 Федеральным законом от 23.06.2016 №190-ФЗ вводится институт присяжных заседателей в судах районного уровня.
Обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений по уголовным делам, отнесенным к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции (далее – суд районного уровня) и 6 присяжных заседателей.
К подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 105, ч.5 ст. 228.1, ч.4 ст. 229.1, ст.ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (в отношении женщин, несовершеннолетних, мужчин, достигших 65 – летнего возраста либо с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве), а также дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 105 и ч.4 ст. 111 УК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Суды присяжных могут рассматривать дела только при наличии об этом ходатайства обвиняемого, которое заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного расследования и предъявлении для ознакомления всех материалов дела.
Численный состав коллегии присяжных заседателей в судах районного уровня составляет 6 человек. Количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащие вызову в судебное заседание, должно быть не менее 12. Четное число состава коллегии присяжных заседателей необходимо для соблюдения требований ч.ч.3 и 5 ст.343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.
Конфликт интересов должностного лица
Действующим антикоррупционным законодательством на должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 2783-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод должностным лицом и состоящими с ним в близком родстве, гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, конфликтом интересов являются ситуации, в которых получение должностным лицом или связанным с ним лицами выгоды непосредственно связано с выполнением им своих должностных обязанностей.
Статья 11 названного Федерального закона обязывает должностных лиц принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Также в предусмотренных законодательством случаях предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода.
За неисполнение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов предусмотрены строгие меры дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Новые обязанности для застройщиков
Приказом Минстроя России от 10.01.2018 № 3/пр определен официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенный для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации».
Застройщики, участвующие в долевом строительстве, будут размещать электронные формы проектных деклараций на сайте dol.minstroyrf.ru.
Указанный сайт является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенным для заполнения застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, электронной формы проектной декларации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Обязанность по размещению такой декларации застройщиком предусмотрена Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Эльмира Абдуллаева,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы