Наш корреспондент на днях встретился с председателем Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)г. Махачкалы Джалаковой Д.С. и побеседовал о роли ПМПК в определении дальнейшей образовательной траектории детей с ограниченными возможностями.
Джамиля Салаутдиновна, расскажите, пожалуйста в каком году была создана Комиссия и с какого времени Вы ею руководите?
— Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия была создана более 30 лет тому назад , a я начала руководить ею с 2015 г.
Хотелось бы узнать более подробно о целях, задачах и основных направлениях работы.
— Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
ПМПК устанавливает наличие ограниченных возможностей здоровья и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания, это:
-использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
-специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций.
Что подразумевает понятие «особый ребенок» и с какими проблемами чаще всего встречаются их родители?
— «Особый ребенок» — это ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами. Каждое ограничение здоровья имеет свою специфику, и мы как специалисты должны донести это до родителей, чтобы ответить на интересующие их вопросы. Семья, воспитывающая ребенка с особенностями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических состояний. Семья с социально — психологической поддержкой легче преодолевает эти кризисные периоды. Психолого¬педагогическое направление ставит своей целью — сформировать у родителей адекватные способы взаимодействия с ребенком.
Родители в коррекционной работе со своим ребенком участвуют в формировании его будущего при этом повышается самооценка, самоуважение и снижается эмоциональное напряжение.
С другой стороны, в рамках педагогического процесса, устанавливаются доверительные отношения между педагогом и родителем ребенка. В результате чего : родитель готов к сотрудничеству, принятию рекомендациий.
Установив эмоциональный контакт, мы приступаем к коррекции внутреннего психологического состояния и взаимоотношений между родителем и ребенком. Родителей мы обучаем определенному набору методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сообщать его специфические отрицательные и положительные особенности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные. Нужно на примерах убеждать родителей, что их «Особый ребенок» как это звучит ни парадоксально, является не обузой для них, а источником их духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет родительское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гуманнее, осознавая, что буквально все люди имеют право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех и играет определяющую роль в гармонизации родительских отношений.
Чем руководствуются в своей работе члены Комиссии, какими нормативно-правовыми актами?
— В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной и правовой базой, работает в полном соответствии с Положением о психолого-медико- педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013г. №1082. ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Какие ещё Комиссии в городах и районах республики работают помимо вашей?
— В республике организованы и приведены в соответствие с нормативными и правовыми актами 8 ПМПК (одна центральная и 7 территориальных), при городских и районных управлениях образования: г.г. Махачкалы, Дербента, Избербаша, Кизляра, Буйнакска, Кизлярского и Хасавюртовского районов, утвержденных Постановлениями территориальных муниципальных образований, министерством образования и науки Республики Дагестан.
Все специалисты центральной и территориальных ПМПК прошли специальные курсы повышения квалификации в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет». (дистанционно -35 специалистов).
Указанные комиссии оказывают раннюю диагностику и квалифицированную помощь всем детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 0 до 18 лет, проживающим в республике. ПМПК выдают заключения и рекомендации по условиям образования детей с ОВЗ только по личному заявлению родителей.
Имеется ли у Вас база данных о детях-инвалидах с ОВЗ и какова её статистика на сегодня?
— Да, у нас есть база данных о детях-инвалидах с ОВЗ, но к сожалению ее статистика весьма не утешительная. На 01.04.2017 г. Центральной ПМПК обследовано 2132 ребенка.
Что включает в себя комплексное обслуживание детей с ОВЗ?
— «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ» образовательного учреждения носит многоуровневый характер, поскольку реализуется на разных уровнях (учреждения, муниципальном, региональном); включает в себя различные компоненты (образовывающее, воспитывающее, развивающее и социализирующее пространства). Эти уровни и компоненты взаимосвязаны между собой и в то же время, в зависимости от реализации целей и задач, тот или иной уровень или компонент может доминировать. В программу «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ» включены механизмы мониторинговой деятельности учреждения, что позволяет корректировать деятельность школы по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Если можно несколько слов о коррекционно-развивающей работе и психолого-педагогической помощи
— Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико- педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Особенности коррекционно- развивающей работы: создание положительной психологической атмосферы, задания выполняются в игровой форме, отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии, для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.
В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.
Какие специалисты входят в состав комиссии, их уровень подготовки?
— В состав центральной психолого-медико-педагогической комиссии входят: руководитель, учитель логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя- дефектологи: олигофренопедагог, дефектолог-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, психиатр, методист, секретарь, специалист. Все они имеют высшее образование, по профилю, с большим стажем работы.