Гражданское общество и правовое государство

Становление зрелого гражданского обще­ства в стране с аномальными региональ­ными различиями развития сталкивается с множеством проблем. Дагестан вступил в 21 век с тяжелым грузом чрезвычайно слож­ных социально-экономических проблем. Их комплексное решение представляет собой непременное условие, важнейшую предпо­сылку формирования и функционирования подлинного, а не декоративного граждан­ского общества, модернизацию дагестан­ского общества невозможно себе предста­вить без дальнейшего развития демократи­ческих институтов и структур гражданского общества.

Политолог Владимир Пастухов утверждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображением. Да, у нас уже существует инсти­туты гражданского общества, но почти все они отчуждены от основной массы граждан и фор­мально представляемых ими социальных групп, которые не доверяют им и не видят в них защит­ников своих интересов. Это различные не госу­дарственные ассоциации в различных сферах деятельности – профессиональные, междуна­родные, предпринимательские и т.д. Это партии и общественные движения, профсоюзы, эколо­гические организации, печатные и электронные СМИ. Пресса – это, в сущности, голос граждан­ского общества, один из главных инструментов его формирования. Однако, в наиболее влия­тельных российских СМИ, тематика гражданско­го общества в основном сводится к инерционно­му лозунгу и столь же стереотипным сетованиям по поводу отсутствия такого общества в России.

Открытое общество определяется демократи­зацией общественной жизни, высоким уровнем индивидуальной свободы и социальной ответ­ственности гражданина, развитостью инсти­тутов гражданского общества, верховенством права над произволом, высоким статусом гума­нистических ценностей.

Гражданское общество и правовое государ­ство логически дополняют друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время граждан­ское общество первично: оно является решаю­щей социально-экономической предпосылкой правового государства и взаимодействие орга­нов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «соци­ально-ориентированным НКО».

Не секрет, что фундаментом современного гражданского общества является высокораз­витая экономика. Без этой важнейшей пред­посылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По ут­верждению доктора философских наук, члена Общественной палаты Дагестана, профессора Дагестанского государственного университета Мустафы Билалова, гражданское общество – та­кая организация, которая оптимально учитывает потребности его членов и предоставляет им воз­можность добиваться реализации собственных интересов.

«Ситуация с правами человека в нашей стра­не не идеальна. Там, где, гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там конечно, власти легче проводить та­кие манипуляции» — полагает Президент России Владимир Путин. – «В этом смысле наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужа­ло, росло, укреплялось и чувствовало свою силу» — считает он.

По мнению известного дагестанского учено­го, профессора Юрия Сагитова, одним из при­знаков протекания процесса формирования гражданского общества является нарастание контроля общества над властью, а власть на службе у народа. Этому процессу в Дагестане оказывается упорное сопротивление со стороны тех людей, эгоизм которых намного превышает планку разумного сочетания личных интересов с общественными. Их действия с позиции обще­человеческих ценностей аморальны. Сегодня это «умельцы», которые пользуясь не установив­шимися правовыми отношениями в государстве, строят свое благополучие и вообще все свои со­циальные преимущества за счет тех, кто не мо­жет или не хочет этого делать.

В Дагестане зарегистрировано более 3500 об­щественных организаций. И, тем не менее, ре­спублика по-прежнему находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. По мнению экспертов, в ста­новлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане ис­следования проблем в этой важной сфере, раз­работке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но, к сожалению, совсем немного сделано по конкретной реализации все­го этого на практике.

Многие общественные деятели в Дагестане достаточно самокритично оценивают резуль­таты своей работы за последние годы. И это не смотря на то, что в последнее время в Дагестане наблюдается особый всплеск общественной ак­тивности неформальных объединений, связан­ных между собой решением острых социальных проблем. Особенно в вопросах повышения тари­фов услуг ЖКХ, нарушении земельного законо­дательства, противоправных действий отдель­ных сотрудников правоохранительной системы, невнимательного бездушного, бюрократическо­го, а порой преступно-халатного отношения к законным просьбам рядовых людей со стороны руководителей разного уровня, других негатив­ных явлений.

За годы своего функционирования респу­бликанская общественная Палата доказала, что контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективно­го управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного опроса, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.

Независимые эксперты утверждают, что не­довольство рождается там, где несправедли­вость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бед­ности. И это очень серьезная проблема нашего региона и в целом страны. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедливостью. Раз­ве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике совершенно разные стандарты зарплаты для обычных граждан и государствен­ных служащих. Некоторые из последних без за­зрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год, в то время, как реальный доход среднестатистического россиянина вырос всего на 4,1%.Надо бы законодательно зафиксировать порог зарплаты для руководителей и госслужа­щих: скажем, чтобы он не более чем в 3-4 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных деятелей будет стимул для того, чтобы повышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.

Факт остается фактом. Многие независимые эксперты, впрочем, как и некоторые руководи­тели общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Большинство да­гестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в полити­ческой жизни играют сами общественные орга­низации.

В последнее время в Дагестане, особенно по­сле смены руководителя республики осознана необходимость систематического диалога вла­сти и общества, создания структуры, осущест­вляющей общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике рабо­тает шестой созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с граждан­ским обществом, многие отчетливо понимают, что инициативы общественников должны стать частью государственной политики.

Проблем, нерешенных вопросов в Дагестане – великое множество. Самый уязвимый и ответ­ственный участок работы для Главы Дагестана – кадровая политика. И очень важно, чтобы на руководящие должности выдвигались профес­сионалы, люди, прошедшие определенную шко­лу жизни в институтах гражданского общества, а не случайные люди, коррупционеры, представи­тели одних и тех же кланов.

«Вопросы стабильности, безопасности, про­блемы клановости, судебной системы неиз­лечимы без активной гражданской позиции», — подчеркнул совсем недавно глава Московского бюро по правам человека, член Совета при Пре­зиденте РФ по развитию гражданского обще­ства и правам человека Александр Брод. По мне­нию экспертов, органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными ор­ганизациями. В гражданском обществе демо­кратические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество дея­тельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества, они должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения органов исполнительной власти.

Как отмечает эксперт аналитической про­граммы «Акценты», доктор политических наук, профессор Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эф­фективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к этой работе широкие народные массы. Главное – изменить отноше­ние власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демо­кратизировать политические институты, поста­вить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум.

Гражданское общество в Дагестане и в целом на Северном Кавказе всегда будет своеобраз­ным, хотя бы потому, что важным элементом институтов гражданского общества, входящих в СКФО, останутся (или должны остаться) пози­тивные элементы традиционных социальных от­ношений (семейно-родственных, земляческих, этнических, религиозных).«Важность этих форм осознается экспертным сообществом и, судя по всему, политическим руководством страны», — считает руководитель Центра этнополитических и религиозных исследований Эмиль Паин.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совмест­ной работе государственных и негосударствен­ных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними. И в этой сложной ситуации чрезвычайно важно, чтобы представители региональной власти были гото­вы слышать конструктивную критику, конкрет­ные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-эконо­мической ситуации в республике.

ИльманАлипулатов,

политолог, член Общественной палаты Республики Дагестан