Становление зрелого гражданского общества в стране с аномальными региональными различиями развития сталкивается с множеством проблем. Дагестан вступил в 21 век с тяжелым грузом чрезвычайно сложных социально-экономических проблем. Их комплексное решение представляет собой непременное условие, важнейшую предпосылку формирования и функционирования подлинного, а не декоративного гражданского общества. И модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества.
Политолог В. Пастухов утверждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображением. Да, у нас уже существует институты гражданского общества, но почти все они отчуждены от основной массы граждан и формально представляемых ими социальных групп, которые не доверяют им и не видят в них защитников своих интересов. Это различные не государственные ассоциации в различных сферах деятельности – профессиональные, международные, предпринимательские и т.д. Это партии и общественные движения, профсоюзы, экологические организации, печатные и электронные СМИ. Пресса – это, в сущности, голос гражданского общества, один из главных инструментов его формирования. Однако, в наиболее влиятельных российских СМИ, тематика гражданского общества в основном сводится к инерционному лозунгу и столь же стереотипным сетованиям по поводу отсутствия такого общества в России.
Открытое общество определяется демократизацией общественной жизни, высоким уровнем индивидуальной свободы и социальной ответственности гражданина, развитостью институтов гражданского общества, верховенством права над произволом, высоким статусом гуманистических ценностей.
Гражданское общество и правовое государство логически дополняют друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства и взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «социально-ориентированным НКО».
Не секрет, что фундаментом современного гражданского общества является высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению доктора философских наук, члена Общественной палаты Дагестана, профессора Дагестанского государственного университета Мустафы Билалова, гражданское общество – такая организация, которая оптимально учитывает потребности его членов и предоставляет им возможность добиваться реализации собственных интересов.
«Ситуация с правами человека в нашей стране не идеальна. Там, где, гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там конечно, власти легче проводить такие манипуляции» — полагает Президент России Владимир Путин. – «В этом смысле наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу» — считает он.
По мнению известного дагестанского ученого, профессора Юрия Сагитова, одним из признаков протекания процесса формирования гражданского общества является нарастание контроля общества над властью, а власть на службе у народа. Этому процессу в Дагестане оказывается упорное сопротивление со стороны тех людей, эгоизм которых намного превышает планку разумного сочетания личных интересов с общественными. Их действия с позиции общечеловеческих ценностей аморальны. Сегодня это «умельцы», которые пользуясь не установившимися правовыми отношениями в государстве, строят свое благополучие и вообще все свои социальные преимущества за счет тех, кто не может или не хочет этого делать.
В Дагестане зарегистрировано более 3500 общественных организаций. И, тем не менее, республика по-прежнему находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. По мнению экспертов, в становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но, к сожалению, совсем немного сделано по конкретной реализации всего этого на практике.
Многие общественные деятели в Дагестане достаточно самокритично оценивают результаты своей работы за последние годы. И это не смотря на то, что в последнее время в Дагестане наблюдается особый всплеск общественной активности неформальных объединений, связанных между собой решением острых социальных проблем. Особенно в вопросах повышения тарифов услуг ЖКХ, нарушении земельного законодательства, противоправных действий отдельных сотрудников правоохранительной системы, невнимательного бездушного, бюрократического, а порой преступно-халатного отношения к законным просьбам рядовых людей со стороны руководителей разного уровня, других негативных явлений.
За годы своего функционирования республиканская общественная Палата доказала, что контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного опроса, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.
Независимые эксперты утверждают, что недовольство рождается там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона и в целом страны. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедливостью. Разве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике совершенно разные стандарты зарплаты для обычных граждан и государственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год, в то время, как реальный доход среднестатистического россиянина вырос всего на 4,1%.Надо бы законодательно зафиксировать порог зарплаты для руководителей и госслужащих: скажем, чтобы он не более чем в 3-4 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных деятелей будет стимул для того, чтобы повышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.
Факт остается фактом. Многие независимые эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.
В последнее время в Дагестане, особенно после смены руководителя республики осознана необходимость систематического диалога власти и общества, создания структуры, осуществляющей общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике работает шестой созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обществом, многие отчетливо понимают, что инициативы общественников должны стать частью государственной политики.
Проблем, нерешенных вопросов в Дагестане – великое множество. Самый уязвимый и ответственный участок работы для Главы Дагестана – кадровая политика. И очень важно, чтобы на руководящие должности выдвигались профессионалы, люди, прошедшие определенную школу жизни в институтах гражданского общества, а не случайные люди, коррупционеры, представители одних и тех же кланов.
«Вопросы стабильности, безопасности, проблемы клановости, судебной системы неизлечимы без активной гражданской позиции», — подчеркнул совсем недавно глава Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. По мнению экспертов, органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными организациями. В гражданском обществе демократические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества, они должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения органов исполнительной власти.
Как отмечает эксперт аналитической программы «Акценты», доктор политических наук, профессор Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к этой работе широкие народные массы. Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум.
Гражданское общество в Дагестане и в целом на Северном Кавказе всегда будет своеобразным, хотя бы потому, что важным элементом институтов гражданского общества, входящих в СКФО, останутся (или должны остаться) позитивные элементы традиционных социальных отношений (семейно-родственных, земляческих, этнических, религиозных).«Важность этих форм осознается экспертным сообществом и, судя по всему, политическим руководством страны», — считает руководитель Центра этнополитических и религиозных исследований Эмиль Паин.
Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними. И в этой сложной ситуации чрезвычайно важно, чтобы представители региональной власти были готовы слышать конструктивную критику, конкретные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике.
ИльманАлипулатов,
политолог, член Общественной палаты Республики Дагестан