ПЕСНИ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Каждая эпоха оставляет знаковые и незабыва­емые имена. Символом ускользающего времени сохранились имена популярных певцов XX в., чьи песни звучали и звучат сегодня. Их песни разда­вались отовсюду, им подражали, их боготвори­ли. Они были иконой времени и стиля, источая особый магнетизм. Каждый учился у другого, но только для того, чтобы не быть похожим и найти свой путь, свою манеру, собственное исполнение и стиль.

Ей посвящали свои мелодии и песни многие композиторы, поэты. Она имела армию поклон­ников своего таланта.

К таким узнаваемым и любимым исполните­лям в нашей республике, без сомнения, можно отнести народную артистку Дагестана и Рос­сии, лауреата Государственной премии, премии им.Гамзата Цадасы, почетного профессора вока­ла — Бурлият Акашимовну Ибрагимову.

Бурлият ценила внимание людей, дорожила дружбой, была всеобщей любимицей, радуя зри­телей и согревая душу каждого, кто слышал ее хоть раз.

Голос Бурлият стал популярен и узнаваем, впервые прозвучав в 1950 г. на одном из концер­тов филармонии, потом — на радио, позже — на телевидении. «Поет Бурлият Ибрагимова…» зву­чало в эфире, как позывной ушедшей эпохи, ког­да расцвет культуры и образования можно было считать на пике развития.

Этот голос и образ певицы стали символом на­родной культуры, женской красоты, изящества, нежности и изысканности.

Ее появление на сцене было всегда событием. Броская внешность, манера держаться и умение владеть аудиторией — создавали особенную ат­мосферу — медиативную ауру, наполняя залы не­обыкновенной сердечностью певицы.

Особенный дар — петь всему зрительному залу, как для одного единственного зрителя — и есть секрет ее всепобеждающего успеха и популяр­ности.

Своим творчеством она внесла огромный вклад в развитие дагестанской исполнительской вокальной школы. Ее разносторонний талант, прекрасный голос, удивительное обаяние и ар­тистизм, многие ее годы деятельности покорили сердца любителей музыки разных поколений Да­гестана и России.

Она родилась и выросла в прекрасном уголке нашей республики — селе Нижний Дженгутай в окружении талантливого и известного музыкаль­ного рода, истинных деятелей культуры — которые подарили Дагестану знаменитые имена актеров и певцов, знатоков дагестанского фольклора, не­сравненных исполнителей народных старинных песен и танцев, хореографов и ваятелей, блестя­щие таланты — Татама и Барият Мурадовых, Ака­шима Ибрагимова, блиставших перед петербург­ским царским двором певиц-сестер Балаханум и Ниярханум, Инессы Курумовой, Бэлы Мурадовой и многих других из этой династии. Неудивитель­но, что с самого раннего детства маленькая Бур­лият научилась играть на гармонике. Красавица бабушка Ниярханум, виртуозная гармонистка, обожала свою внучку и видя ее музыкальность, старалась с самого младенческого возраста петь внучке народные песенки, считалочки, подыгры­вала на гармонике, и малышка пела и танцевала. Бабушка, вдохновленная умением внучки, сажа­ла ее к себе на колени и выстраивала ее малень­кие пальчики, сверху накладывая свои, нажимала на кнопочки и клавиатуру — оттуда лилась не­складная мелодия, но со временем все уверен­ней слагалась в красивые звуки. Девочка росла, а вместе с тем и ее мастерство. Шли годы, когда бабушки не стало, известные для всех мелодии снова ожили в жизни семьи и села, зазвучав на различных праздниках, где юное дарование уже имела поклонников — благодарного зрителя, ко­торый и в дальнейшей судьбе певицы будет сто­ронником ее таланта.

Ее манило таинство сцены, она не только пела, но и дивно танцевала, еще в дошкольные годы Бурлият Ибрагимова участвовала в выступлени­ях семейного ансамбля.

А в 8 лет состоялся, оставивший неизгладимое впечатление у зрителей и запомнившийся девоч­ке на всю жизнь, дебют на Кремлевской сцене во время Дней Декады дагестанского искусства, проходивших в 1940 году в Москве. На сцене хва­тило места всему талантливому роду музыкан­тов. Это было большим и ответственным событи­ем и бесспорной удачей. У участников их семьи было много номеров, ко всему еще добавились дети остальных артистов большой программы концерта, где Бурлият солировала в песнях и танцевальных номерах. После концерта, оценив ее талант, золотые часы ей вручил Иосиф Сталин.

Уже в 12-летнем возрасте, Бурлият работала в качестве актрисы и одновременно концертмей­стером кумыкского сектора кукольного театра. С огромной теплотой и умилением окружающие наблюдали как она совсем еще маленькая девоч­ка, снимая во время очередного представления специальные подставки для ног и, едва успев снять с рук кукол, бежала к инструменту для ис­полнения музыкального проигрыша, а затем, после спектакля, давала сольный концерт. Уже тогда для многих была очевидна ее дальнейшая судьба. Миссия Бурлият — радовать окружающих своими песнями, делиться с ними данным ей свыше даром.

Универсальность сценического имиджа Бур­лият Ибрагимовой, разносторонность реперту­ара обеспечивали неизменный успех у публики.

Исполнительская деятельность певицы богата и многогранна. Она одна из немногих, кто хра­нит в памяти сотни старинных сказаний-йыров, древних кумыкских обрядовых напевов и причи­таний, детских прибауток. Виртуозно аккомпани­рует себе на гармони.

Но самое большое признание и любовь Бурли­ят Акашимовна снискала как лирическая певица: здесь и народные, и авторские — бардовские пес­ни. Именно она первая стала исполнительницей такого жанра, можно сказать внеся личный вклад. Песни собственного сочинения, в ее исполнении доставляли высокое художественное наслаждение, как неискушенному слушателю, так и образованному музыканту.

Как истинно творческая натура на­родная певица всегда смело осваивала новые художественные горизонты. В 60- 70-е годы прошлого столетия она ста­ла одной из первых исполнительниц кумыкских песен в эстрадном стиле. Народная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаза, звучала особенно свежо и необычно для национального слуха.

Бурлият стала одной из немногих, для кого специально писали свои песни, романсы даге­станские композиторы Г.Гасанов, Н.Дагиров, А.Абрамянц, П.Проскурин, С.Агабабов, С.Керимов. Многим из полюбившихся песен тех лет, Бурлият Акашимовна, будучи актрисой ку­мыкского театра, дала новую жизнь на эстраде, радио и телевидении. Так стали популярными песни и арии из музыки Н.Дагирова к спектаклю «Черные розы», Г.Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе».

Еще одна грань ее богатой творческой био­графии была связана с хором Дагестанского Радио и Телевидения. Этот коллектив был пер­вым и долгие годы единственным интерпретато­ром музыки дагестанских авторов — Г.Гасанова, М.Кажлаева, С.Агабабова, Н.Дагирова, Ш.Чалаева, А.Джафаровой. А.Батыргишиеа, и др. Вместе с хором и сольными программами она выступала в аулах родного Дагестана: на полевых станах перед тружениками сельского хозяйства, в школах, в вузах, в военных гарнизо­нах, на многочисленных фестивалях, конкурсах, в Нальчике и Владикавказе, Грозном и Майкопе, Ереване и Краснодаре, Москве и Петербурге, в Турции, Франции, Италии, Болгарии, Польше… Все эти концерты проходили с большим успехом и неизменными аншлагами. Ее голосом, народ­ными мелодиями, которые пришли из древности, можно сказать, заговорила дагестанская земля. 60 лет она представляла дагестанскую нацио­нальную культуру на многих широтах и меридиа­нах достойнейшим образом, как певица, поющая на многих языках.

Исполняемые ею песни и романсы советских композиторов, русская и дагестанская классика, кумыкский музыкальный фольклор составляют «Золотой фонд» дагестанского радио и телеви­дения. А ее творчество — яркая и незабываемая страница в летописи музыкальной культуры Да­гестана.

Для нас многих имя певицы, ее талант — показа­тель высоты истинного уровня песенной испол­нительской культуры, на который следует ориен­тироваться, как на «золотой стандарт».

Мелодии, которые озвучивали прошлую эпоху, их перепела и пережила со своим поколением и сама Бурлият. Она хранила добрую, красивую мечту — петь так, чтобы ее не покидал зритель, чтобы ее песня смогла пережить времена, чтобы песня и искусство, которым служила их фамилия, не кончались. Жила, всегда осознавая и помня, что сцена и песня — для того, чтобы делать лю­дей счастливыми.

Бурлият достойно вошла наравне с талантли­выми представителями их славного рода Мура­довых и Ибрагимовых, в музыкальную культуру Дагестана.

Певице, обладающей волшебным голосом, из своей знаменитой фамилии удалось сделать еще более знаменитое имя.

Бурлият Ибрагимова — это, как сегодня гово­рят, бренд кумыкской эстрады, в ее творчестве есть главный исток — старинные народные пес­ни. Это ее главные песни, длиною в жизнь…

Ее голос звучал целую эпоху, рассказывая об историческом прошлом ее народа, и его мечтах. Мы слышали его с детства, он нам полюбился так же, как голос ее дяди — великого певца Татама Мурадова.

Она пела — и эта музыка меняла нас. А ее жизнь выстраивалась ступенями, по которым она вос­ходила, неустанно находясь в поиске «себя», своего пути, с желанием стать той, без которой не захочет обойтись ни один человек, любящий песню, музыку и народное искусство.

Бурлият Ибрагимова — это образец служения народному творчеству, национальной культуре, она не мыслит и сейчас себя вне общения со сво­ими дорогими слушателями и зрителями. В диа­логах с ней в ее речи постоянно проступает объ­емная фраза: «Мой народ». И это не удивительно, потому, что она пела для него, поистине став на­родной певицей.

Творчество Бурлият Ибрагимовой и сама певица продолжает жить, отражаясь в целой плеяде моло­дых певцов, певиц. Каждый из них получил творче­ское благославение на сцену. Щедрость таланта и души Бурлият Акашимовны сделали ее проводни­ком и наставницей во многих смыслах этого тонко­го искусства — песенного исполнительства.

Саида Муртузалиева,

заслуженный работник культуры РД, член Союза журналистов России