Все знают, что железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, но в то же время породило массу опасностей для человека.
Основными причинами травмирования несовершеннолетних и взрослых при движении поездов и возможного поражения электротоком контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности, установленных на железнодорожном транспорте, неоправданная спешка при нахождении в зоне стальных путей, а самое главное – беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами и настилами, а порой озорство, хулиганство и опасные игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
На железной дороге ежегодно случается много происшествий, причем зачастую с летальным исходом. Нередки случаи, когда молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, взбираются на крыши электропоездов, дабы заснять себя на фотокамеру, стараются проехать на межвагонных сцепках и так далее. При этом подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды, как в результате падения с подвижного состава, так и при получении электротравмы от поражения электротоком контактной сети.
К сожалению, такие случаи не исключение и на участке обслуживания Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте. Несмотря на проведенные инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних Махачкалинского ЛУ лекции и беседы профилактического характера с детьми школ, расположенных вблизи железной дороги, все же подростки становятся жертвами трагедий подобного рода.
Необходимо знать, что на Махачкалинской железной дороге эксплуатируется контактная сеть на постоянном токе, напряжением в 3000 Вольт. Напряжение в самом контактном проводе составляет 27500 вольт. Если электрическая проводка в доме имеет напряжение 220В и при неисправности которой можно получить сильнейший удар в случае прикосновения, то учитывая огромное напряжение в контактной сети, чтобы получить смертельный ожог, достаточно приблизится к контактному проводу на расстояние менее 2 метров. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом, уже являются зоной повышенной опасности и подниматься на их крышу – значит заранее обрекать себя на мучительную гибель.
Неожиданное появление человека на путях также может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов, а резкое торможение еще и к крушению поезда с гибелью многих людей. Движущийся состав остановить непросто, так как тормозной путь в зависимости от массы и скорости составляет от 700 до 1000 метров, это очень значительное расстояние, а пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей многие из них даже не снимают наушников плеера. Они не слышат гудка локомотива, а зрительное внимание как бы сосредоточено только на том, как удобнее перейти рельсовый путь.
Недвижущиеся вагоны кажутся безопасными лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, а также подлезать под них нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. Если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, того может затянуть под колеса.
Уважаемые родители, студенты и школьники! Будьте внимательнее, не подвергайте себя, своих детей и близких опасности, строго соблюдайте правила безопасности, находясь на объектах железнодорожного транспорта.
Казбек Мурзаев,
начальник ОПДН Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте, подполковник полиции