Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Эчеда

Село в Цумадинском районе Дагестана. Население села — тиндинцы. Расположено на левом берегу Андийского Койсу. Селение Эчеда возникло примерно 400-500 лет тому назад на левом берегу Андийского Койсу. По преданию, село полу­чило название от имени уроженца села Тинди Эчели, который со своим братом решил остаться в этом      

месте. В начале село располагалось в местностях «Цагири» и «Бесела». Подтверж­дением этому являются кладбища и захоронения. Археологи высказали мнение, что в начале там жили христиане. Посте­пенно люди из «Цагири» «Бесала» ушли, оставив эти места. На их место пришли вышеупомянутые два брата из села Тинди. Селом руководили до революции 1917 года тиндинцы. Тин­динцы собирали от эчединцев налог «магъало» (по одному барану в год с каждого хозяйства). После революции селом руководил местный наиб, который в свою очередь управлял и всем Ункратлем. В период революции в селении произо­шел бой. Революционерами руководил Муслим Атаев. Он со своими людьми приехал в Эчеда. Провел много времени на территории Эчединского округа в борьбе против врагов ре­волюции. Узнав, что Муслим Атаев находится в Эчеда, жители Цунта и Ункратля начали готовить засаду. Так начался кро­вопролитный бой между революционерами и противниками революции в Эчеда и ее окрестностях. Убитых хоронили на сельском кладбище. Сельчане задолго до боя покинули село со своими семьями. В Эчеда прибыли новые силы революци­онеров, и они взяли под контроль весь Ункратль. В Дагестане победила революция, и начали появляться районы. Ункрат­линский район, с центром в селении Эчеда вошел в ДАССР в составе Андийского округа декретом ВЦИК от 20.01.1926 г. 28.03.1926 г. вошел в состав Эчединского района. 22.12.1928 году Эчединский район был переименован в Цумадинский, с центром Цумада-Урух. К началу Великой Отечественной войны в селе было 60 хозяйств. В войне приняли участие 44 сельчанина. 17 человек вернулись домой с орденами и ме­далями. На полях битвы полегли 27 человек. В 1965 году в селе открыли среднюю школу. Был построен пришкольный интернат для учащихся окрестных сел. Была построена участ­ковая больница, здание почтовой связи. В 1955-1957 годах в Эчединский сельсовет входили все села верхнего участка. С возникновения села Эчеда на ее территории произошло 3 во­енных конфликта, включая небезызвестные августовские со­бытия 1999 года.

Юхари-Архит

Селение Юхари-Архит Хивского района Дагестана распо­ложено у подножия горы, на 33 км у автотрассы Мамраш-Таш­капур, по соседству (разделено ущельем) с селением Ашага- Архит, на правом берегу реки Чираг-чай. Происхождение и становление селения исторически перекликается с историей селения Ашага-Архит. В названии Архит лежит слово «архаяр» (родственники) и (или) «къерех» (берег реки Чираг-чай). В эту местность приблизительно в начале нашей эры переселились жители из аула Зирйин и других поселений, расположенных на участке Цехцел, — это «Калхуьр», Бахчаяр», «Хараыар» и др. В этом селении имелись выходцы из Агула, Кочхюра, Ла­ кии. Селение располагает посевными землями, пастбищами, лесными массивами. Здесь занимались земледелием, ско­товодством и домашними промыслами: обработкой шерсти, ковроткачеством и вязанием чулков и носков, изготовлением сельхозорудий и инвентаря. Дома располагались близко друг к другу, в основном они были двух- и одноэтажные. В двухэ­тажных домах на первом этаже держали скот. Пастбища были общего пользования. В селе были общие стада и пастухи. Из жителей села письменностью владели немногие. С давних времен сельчане поддерживали дружественные отношения с соседними селами Куг, Цинит, Тркал и др. У многих семей были кунаки из других аулов, которые, приезжая в гости, привозили гостинцы, обменивались новостями. В наши дни Юхари-Ар­хит — это утопающее в зелени садов современное красивое селение. Оно радует глаз своими добротными двухэтажными домами с разноцветными крышами. В селе соблюдаются ста­ринные и светские обряды, любят фольклорные песни, отме­чаются традиционные праздники, сообща решаются важные вопросы. Как и в других селах района, молодежь уезжает в поисках работы в города, и население аула с каждым годом уменьшается. В селении функционируют общеобразователь­ная школа, сельский клуб, медицинский пункт, мечеть. Селе­ние полностью электрифицировано.

Ялак

Аул Ахтынского района Дагестана расположен высоко в го­рах в Южном Дагестане. Многие, видевшие это селение и ме­сто его расположения, сравнивают его с жемчужиной в горах. Аул расположен на стыке двух речушек — Суван кIам и Гъвали кIам, в объятиях трех скал, семи дорог, на солнечной стороне самой безопасной скалы.

Чтобы попасть в этот райский уголок природы, с автотрас­сы Дербент-Рутул от крупного селения Хрюг надо подняться на солнечную сторону. Преодолев территорию этого села че­рез участок Калал, доехать или дойти до первого моста Кьете- муьгъ. От него и начинается известная Зехе-дере протяжен­ностью около трех километров, посреди которой встречается еще один мост Кьуру-муьгъ. Старожилы аула Ялак рассказыва­ли, что в этой долине, щедро согреваемой солнечными лучами, в старину рос виноград. Был проложен даже водопровод.

     

Ближе к аулу высится отвесная скала Тахар, известная своей легендарной историей о неповиновении жителей хан­скому произволу. От районного центра Ахты аул Ялак рас­положен в двадцати километрах, а от автотрассы, о которой речь шла выше, в восьми километрах. О происхождении аула Ялак существуют разные версии. Аул расположен на грани­це с Курахским и Рутульским районами. Окружают его с юга, севера, востока и запада аулы Хрюг, Зрых, Кака, Гогаз, Ашар, Кукваз, Хюрехюр, Гельхен и другие. Ялакцы издревле любили различные народные игры, бурные торжества. Они горди­лись своими искусными музыкантами, певцами, народными умельцами. По натуре были очень темпераментными, пылки­ми и горячими людьми. А торжества в те далекие времена, в основном, как всенародное гулянье, устраивали у ЧIехи вир («Большое озеро») у селения Ашар Курахского района Мукьал тыл («Площадка близлежащая») с участием жителей окружаю­щих селений. Ныне ялакцы расселились по весям необъятной Родины и за ее пределами. Около ста семей проживают в сто­лице республики Махачкале, полсотни в Каспийске, столько же в поселке Белиджи, городе Дербенте, в других районах и селах Южного Дагестана. Есть и такие, которые живут в Мо­скве, Баку, Сумгаите, даже в Белоруссии и других местах. А в родном очаге в горах продолжают жить около 40 семей.

Ялджух

Покинутое село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ял­джух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулахчай, притока реки Ахтычай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лга­пиркент. Ближайшие жилые населённые пункты — Курукал и Ухул (около 10 км). С начала XVI века по 1839 год Ялджух вхо­дил в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году село было присоединено к Российской империи. Ялджух относил­ся к Докузпаринскому наибству Самурского округа. Вместе с сёлами Балуджа и Филидзах образовал Ялджухское сельское общество. В 1929 году Ялджух был включён в состав новооб­разованного Ахтынского района. В 1953 году жители села Ял­джух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района. До переселения в селе Ялджух жили лезгины, мусульмане-сунни­ты. В 1886 году в селе проживало 1229 человек. Именем села назван лезгинский фольклорный ансамбль «Ялджух» К севе­ру от Ялджуха, на крутом склоне горы находится могильник с каменными гробницами, называемый еврейским кладбищем. Могильник состоит из каменных гробниц, перекрытых плита­ми, положенными поперёк. Гробницы имеют прямоугольную форму, стенки их выложены из мелкого и грубо обитого камня на глине. В разрушенных могилах находили обломки керами­ки, бронзовые браслеты, серьги и разные бусы.