«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Эчеда
Село в Цумадинском районе Дагестана. Население села — тиндинцы. Расположено на левом берегу Андийского Койсу. Селение Эчеда возникло примерно 400-500 лет тому назад на левом берегу Андийского Койсу. По преданию, село получило название от имени уроженца села Тинди Эчели, который со своим братом решил остаться в этом
месте. В начале село располагалось в местностях «Цагири» и «Бесела». Подтверждением этому являются кладбища и захоронения. Археологи высказали мнение, что в начале там жили христиане. Постепенно люди из «Цагири» «Бесала» ушли, оставив эти места. На их место пришли вышеупомянутые два брата из села Тинди. Селом руководили до революции 1917 года тиндинцы. Тиндинцы собирали от эчединцев налог «магъало» (по одному барану в год с каждого хозяйства). После революции селом руководил местный наиб, который в свою очередь управлял и всем Ункратлем. В период революции в селении произошел бой. Революционерами руководил Муслим Атаев. Он со своими людьми приехал в Эчеда. Провел много времени на территории Эчединского округа в борьбе против врагов революции. Узнав, что Муслим Атаев находится в Эчеда, жители Цунта и Ункратля начали готовить засаду. Так начался кровопролитный бой между революционерами и противниками революции в Эчеда и ее окрестностях. Убитых хоронили на сельском кладбище. Сельчане задолго до боя покинули село со своими семьями. В Эчеда прибыли новые силы революционеров, и они взяли под контроль весь Ункратль. В Дагестане победила революция, и начали появляться районы. Ункратлинский район, с центром в селении Эчеда вошел в ДАССР в составе Андийского округа декретом ВЦИК от 20.01.1926 г. 28.03.1926 г. вошел в состав Эчединского района. 22.12.1928 году Эчединский район был переименован в Цумадинский, с центром Цумада-Урух. К началу Великой Отечественной войны в селе было 60 хозяйств. В войне приняли участие 44 сельчанина. 17 человек вернулись домой с орденами и медалями. На полях битвы полегли 27 человек. В 1965 году в селе открыли среднюю школу. Был построен пришкольный интернат для учащихся окрестных сел. Была построена участковая больница, здание почтовой связи. В 1955-1957 годах в Эчединский сельсовет входили все села верхнего участка. С возникновения села Эчеда на ее территории произошло 3 военных конфликта, включая небезызвестные августовские события 1999 года.
Юхари-Архит
Селение Юхари-Архит Хивского района Дагестана расположено у подножия горы, на 33 км у автотрассы Мамраш-Ташкапур, по соседству (разделено ущельем) с селением Ашага- Архит, на правом берегу реки Чираг-чай. Происхождение и становление селения исторически перекликается с историей селения Ашага-Архит. В названии Архит лежит слово «архаяр» (родственники) и (или) «къерех» (берег реки Чираг-чай). В эту местность приблизительно в начале нашей эры переселились жители из аула Зирйин и других поселений, расположенных на участке Цехцел, — это «Калхуьр», Бахчаяр», «Хараыар» и др. В этом селении имелись выходцы из Агула, Кочхюра, Ла кии. Селение располагает посевными землями, пастбищами, лесными массивами. Здесь занимались земледелием, скотоводством и домашними промыслами: обработкой шерсти, ковроткачеством и вязанием чулков и носков, изготовлением сельхозорудий и инвентаря. Дома располагались близко друг к другу, в основном они были двух- и одноэтажные. В двухэтажных домах на первом этаже держали скот. Пастбища были общего пользования. В селе были общие стада и пастухи. Из жителей села письменностью владели немногие. С давних времен сельчане поддерживали дружественные отношения с соседними селами Куг, Цинит, Тркал и др. У многих семей были кунаки из других аулов, которые, приезжая в гости, привозили гостинцы, обменивались новостями. В наши дни Юхари-Архит — это утопающее в зелени садов современное красивое селение. Оно радует глаз своими добротными двухэтажными домами с разноцветными крышами. В селе соблюдаются старинные и светские обряды, любят фольклорные песни, отмечаются традиционные праздники, сообща решаются важные вопросы. Как и в других селах района, молодежь уезжает в поисках работы в города, и население аула с каждым годом уменьшается. В селении функционируют общеобразовательная школа, сельский клуб, медицинский пункт, мечеть. Селение полностью электрифицировано.
Ялак
Аул Ахтынского района Дагестана расположен высоко в горах в Южном Дагестане. Многие, видевшие это селение и место его расположения, сравнивают его с жемчужиной в горах. Аул расположен на стыке двух речушек — Суван кIам и Гъвали кIам, в объятиях трех скал, семи дорог, на солнечной стороне самой безопасной скалы.
Чтобы попасть в этот райский уголок природы, с автотрассы Дербент-Рутул от крупного селения Хрюг надо подняться на солнечную сторону. Преодолев территорию этого села через участок Калал, доехать или дойти до первого моста Кьете- муьгъ. От него и начинается известная Зехе-дере протяженностью около трех километров, посреди которой встречается еще один мост Кьуру-муьгъ. Старожилы аула Ялак рассказывали, что в этой долине, щедро согреваемой солнечными лучами, в старину рос виноград. Был проложен даже водопровод.
Ближе к аулу высится отвесная скала Тахар, известная своей легендарной историей о неповиновении жителей ханскому произволу. От районного центра Ахты аул Ялак расположен в двадцати километрах, а от автотрассы, о которой речь шла выше, в восьми километрах. О происхождении аула Ялак существуют разные версии. Аул расположен на границе с Курахским и Рутульским районами. Окружают его с юга, севера, востока и запада аулы Хрюг, Зрых, Кака, Гогаз, Ашар, Кукваз, Хюрехюр, Гельхен и другие. Ялакцы издревле любили различные народные игры, бурные торжества. Они гордились своими искусными музыкантами, певцами, народными умельцами. По натуре были очень темпераментными, пылкими и горячими людьми. А торжества в те далекие времена, в основном, как всенародное гулянье, устраивали у ЧIехи вир («Большое озеро») у селения Ашар Курахского района Мукьал тыл («Площадка близлежащая») с участием жителей окружающих селений. Ныне ялакцы расселились по весям необъятной Родины и за ее пределами. Около ста семей проживают в столице республики Махачкале, полсотни в Каспийске, столько же в поселке Белиджи, городе Дербенте, в других районах и селах Южного Дагестана. Есть и такие, которые живут в Москве, Баку, Сумгаите, даже в Белоруссии и других местах. А в родном очаге в горах продолжают жить около 40 семей.
Ялджух
Покинутое село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ялджух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулахчай, притока реки Ахтычай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент. Ближайшие жилые населённые пункты — Курукал и Ухул (около 10 км). С начала XVI века по 1839 год Ялджух входил в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году село было присоединено к Российской империи. Ялджух относился к Докузпаринскому наибству Самурского округа. Вместе с сёлами Балуджа и Филидзах образовал Ялджухское сельское общество. В 1929 году Ялджух был включён в состав новообразованного Ахтынского района. В 1953 году жители села Ялджух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района. До переселения в селе Ялджух жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1886 году в селе проживало 1229 человек. Именем села назван лезгинский фольклорный ансамбль «Ялджух» К северу от Ялджуха, на крутом склоне горы находится могильник с каменными гробницами, называемый еврейским кладбищем. Могильник состоит из каменных гробниц, перекрытых плитами, положенными поперёк. Гробницы имеют прямоугольную форму, стенки их выложены из мелкого и грубо обитого камня на глине. В разрушенных могилах находили обломки керамики, бронзовые браслеты, серьги и разные бусы.