Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

 

Шари

Село в Агульском районе Республики Дагестан. Село было оставлено людьми из-за крайне плохого сообщения с “боль­шой землей”. Жители села переселились в другие, более благоприятные для них места. Село несколько раньше при­надлежало Дахадаевскому району, но сообщение с райцен­тром было очень затруднительно, гораздо легче сообщаться с соседним Агульским районом. Из этих соображений село было передано в Агульский район. Единственный способ до­браться до Шари – это дорога через Буршаг, одно из самых высокогорных сел в Дагестане (2200 м). Далее дорога подни­мается на перевал в одном из отрогов Джуфудага (около 2500 м) и резко серпантином спускается вниз. Пройти здесь может только спецмашина или мотоцикл. При этом разительные пе­ремены природы на “буршагской” стороне – остепенные без­лесные склоны, низкотравные луга и мягкий рельеф, на “Ша­ринской” стороне – сочные луга “по пояс”, лиственный лес с малиной, глубокие овраги. Высота села – около 1800 м. До Отечественной войны в селе было около 200 хозяйств. Люди как-то жили, крутились, сажали картошку на террасах, пасли скот, благо, луга здесь богатые и сочные как нигде. Было про­ведено электричество. Расположенные рядом леса снабжали сельчан своими “дарами” – дровами, дичью, а также ягодами и пр. “подножным кормом”. В селе действовала и до сих пор работает уникальная древняя водяная мельница с каменным желобом. Особое восхищение вызывает архитектура села. Дома построены в древних традициях восточного Дагестана. Тщательная обработка камня, профессиональная кладка, ка­менная резьба, арки, колонны, каменные крюки и т.п. говорят о высоком профессионализме строителей. Судя по архитек­туре, оно построено после периода Кавказской войны, в нем нет сторожевых и оборонительных башен и прочих отпечатков военной жизни. Хотя жители села и древние камни с каменной резьбой указывают на Х-ХI век.

 

Шиляги

Предание гласит, что проход в селение Шиляги Кайтагского района Дагестана через местность Межгила-капу был неког­да перегорожен сплошной оборонительной стеной из камня, преграждавшей доступ к селению. На хуторе Гурмыш жил его владелец — Султан-бек. Однажды мимо хутора проезжал уц­мий и увидел пасущуюся красивую лошадь Султан-бека. Уц­мий предложил ему продать лошадь — Султан-бек отказался. Когда домогательства уцмия стали чересчур настойчивыми, Султан-бек ответил: «Мои сыновья не хуже тебя, они также хорошо могут ездить на этой лошади». Тогда уцмий подослал своих нукеров, и те угнали у Султан-бека и овец, и лошадь. Султан-бек обратился за помощью к шилягинцам, и те помог­ли ему угнать овец уцмия с горы Кади-дубура.

Уцмий неоднократно пытался обложить данью катаганов (население Верхнего Кайтага), в их числе и шилягинцев. Но когда являлись его сборщики дани, их прогоняли.

Позднее кайтагский владелец Джамав-бек попытался ис­пользовать для подчинения Шиляги военные части царской армии. Он предъявил шилягинцам ультиматум: «Или стане­те моими лагами, или я призову царские войска». Это была серьезная угроза для всего Верхнего Кайтага. Джамав-беку удалось взять верх над катаганами. С помощью царского от­ряда Шиляги был взят, разрушен, многие шилягинцы были убиты или ранены. С тех пор от старого аула остались одни развалины, заметные и теперь. Нынешний Шиляги построен на новом месте.

 

Шиназ

Шиназ (Сыназыр) – одно из самых древнейших сел Ру­тульского района и Южного Дагестана. Коренное население — рутульцы. Село расположено на высоте 1650 метров над уровнем моря в 13 километрах от райцентра – с. Рутул на одном из южных склонов Самурского хребта в долине реки Шиназ-чай. Село на южном склоне занимает две его лице­вые стороны : одна — главная его сторона обращена к югу, а другая – малая – к востоку. Русский ученый Н.И. Кузнецов, посетивший Шиназ в конце июня 1911г., писал: «Шиназ – это огромный аул, примостившийся у скалы по правую сторону реки. Среди аула виднеются 2-3 здания более крупных, с покатыми железными крышами, с изящными крытыми бал­конами. Высокий минарет выдаётся над плоскими крышами саклей, лепящихся друг над другом. Местами пирамидаль­ные тополя украшают аул, в садах растет черешня, а там на юге , за аулом видны снеговые горы, простирающиеся за до­линой Самура и сверкающем на солнце серебром. Обраща­ют на себя внимание аркообразные постройки. Это крытые галереи сводообразно построенные, соединяющие одну са­клю с другой, образующие как бы туннели между саклями». Происхождение села Шиназ своими корнями уходит в глубо­кую древность. Местные жители его называют – «Сыназыр», то есть — «сынас», что в переводе означает – «одному». По мнению некоторых исследователей – «Шиназ» — персидское слово, которое означает «признающий» (исламское вероу­чение). Есть версия, что название Шиназ восходит к слову «нац1» — «камыш»… Село еще в средневековье славился сво­им ремеслом, земледелием и животноводством. Об этом свидетельствуют письменные источники, сохранившиеся памятники культуры, наличие земледельческих обычаев и праздников, орудия земледелия, архаические виды домаш­него ремесла и т. п. Подтверждением сказанного являет­ся наиболее важное и оригинальное сообщение о Шиназе 13 века известного географа и космографа Закарийа ал- Казвини (1203-1283 г.). Он писал: «Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. К нему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот бе­рет в руки палку и медленно спускается, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них черезмерно силен в течение семи ме­сяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок. Жители его добрые, мирные, го­степриимные по отношению к бедным, радушные к чужезем­цам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения, как кольчуга, панцири и другие виды вооружения»

 

Шири

Ширила Ши — село в Дахадаевском районе Дагестана, рас­положенное рядом с известным не только в Дагестане, но и за его пределами своими мастерами селением Кубачи. Оно известно и как священное место. Шири по-даргински – «те­невая», т.е. северная сторона, Ши — село. Оно расположено на северной стороне одного из отрогов Кавказского хребта. С давних времен село известно как место зиярата Шейха ХIасана, выходца из Саудовской Аравии, из племени курей­шитов, последователя МухIамад Идбага. Мечеть разрушалась и возводилась несколько раз, однажды внутри кладки камней нашли надписи 900-летней давности. Еще до революции люди посещали могилу Шейха ХIасана, читали коран, оставаясь на ночь на втором этаже, над могилой. По словам старожилов, коран читали в белом одеянии. С каждым годом все актив­нее посещается паломниками могила Шейха ХIасана. Это продолжается три дня — 20, 21, 22 июня каждого года, чтобы в течение самого длинного дня в году приезжие паломники из Акушинского, Кайтагского, Дербентского районов, села Чи­нар, городов Избербаш, Махачкала смогли приехать испол­нить исламский ритуал и возвратиться домой. В 1960 году в селе было более 70 семей, а в настоящее время — 12 хозяйств. Тогда здесь было более 70 учащихся, 7-8 учителей, а в насто­ящее время — 5 учеников и 2 учителя. Горные села оскудевают. Из-за плохих дорог, отсутствия элементарных условий люди переселяются.