В законодательство о пенсионном обеспечении внесены изменения в части установления пенсии по потере кормильца лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» принят Государственной Думой 19 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Федеральный закон содержит положения, которые обеспечивают исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 16-П по делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно изменениям, внесенным в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации, лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей либо обоих родителей), устанавливается пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.
Законом предусмотрено начисление надбавки к установленной пенсии по случаю потери кормильца лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей либо обоих родителей). Надбавка начисляется в размере 200 процентов соответствующего расчётного размера пенсии в связи со смертью (гибелью) каждого из указанных кормильцев, за исключением кормильца, в связи со смертью (гибелью) которого им установлена пенсия по случаю потери кормильца.
Защита интересов ребенка при присвоении родителями ему имени
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» принят Государственной Думой 21 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Закон принят в целях защиты интересов ребёнка при присвоении родителями ему имени.
Теперь при присвоении ребенку имени родителям запрещается использование цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.
При этом предусмотрена возможность присвоения ребёнку двойной фамилии в случае, если родители имеют разные фамилии.
Двойная фамилия может состоять не более чем из двух слов, соединённых при написании дефисом, а последовательность присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер изменяться не должна.
Корреспондирующие изменения вносятся в процедуру государственной регистрации рождения ребенка.
Изменения, направленные на защиту прав инвалидов
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Целью принятия указанного закона является совершенствование правового обеспечения получения высшего образования инвалидами.
Согласно внесенным изменениям, право детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, на приём на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты и право детей-инвалидов, инвалидов I и II группы на приём на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета реализуются указанными лицами без предоставления заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях.
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 801 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» принят Государственной Думой 20 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Целью принятия закона является расширение возможностей доступа к услугам железнодорожного транспорта пассажиров из числа инвалидов.
Теперь на работников перевозчика и владельца инфраструктуры возлагается совместная ответственность за обеспечение посадки в вагон пассажирского поезда и высадки из него пассажиров из числа инвалидов при помощи вспомогательных средств и без взимания дополнительной платы.
О продолжительности отпусков на муниципальной службе
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Внесенными изменениями с учётом принципа соотносительности основных социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих упорядочивается продолжительность отпусков на муниципальной службе по аналогии с государственной гражданской службой.
Согласно закону продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, который предоставляется муниципальному служащему, независимо от занимаемой должности, составляет 30 календарных дней.
Ранее действовавшая норма, согласно которой для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности, чем 30 календарных дней, исключена.
Предусмотрено уменьшение максимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, который предоставляется муниципальным служащим, с 15 до 10 календарных дней.
Кроме того, в соответствии с изменениями, муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.
Указанные положения будут применяться при исчислении продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления в силу Федерального закона, начиная с их нового служебного года.
Выплата пособия по безработице в повышенном размере
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Государственной Думой 14 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.
Целью принятия закона является совершенствование порядка выплаты пособия по безработице в повышенном размере впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми указанным лицам в течение шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных выплачивается пособие по безработице или стипендия (в случае прохождения ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости) в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Также данная гарантия распространяется на признанных безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учёбы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.
Выдача листка нетрудоспособности в форме электронного документа
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 1 мая 2017 года.
В законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие возможность выдачи листка нетрудоспособности в форме электронного документа (с письменного согласия пациента).
Листок нетрудоспособности в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, будет формироваться и размещаться в информационной системе страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации).
При этом медицинская организация и страхователь (работодатель) должны являться участниками соответствующей системы информационного взаимодействия.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности утверждается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав адвокатов в уголовном процессе
Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой 5 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 12 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 17 апреля 2017 года.
Согласно изменениям, внесенным в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле (как было изложено в предыдущей редакции). Также определено, что с момента вступления в уголовное дело адвокат обладает всеми процессуальными правами.
Кроме того, части третья и четвёртая статьи 50 Кодекса дополнены положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению.
В соответствии с изменением, внесённым в статью 56 Кодекса, исключается возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с частью третьей этой статьи.
Стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (статья 58 Кодекса).
Перечень недопустимых доказательств, закреплённых в части второй статьи 75 Кодекса, дополняется указанием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий путём изъятия из производства адвоката по делам его доверителей.
В статью 159 Кодекса включено положение, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Новая редакция статьи 161 Кодекса конкретизирует правила сохранения тайны следствия.
Также внесены изменения, которые позволят обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не обращавшимся с жалобой на вступивший в силу судебный приговор либо обращавшимся в кассационную инстанцию, но по другим правовым основаниям.
Требования к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий закрепляются в новой статье 450.1 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» Кодекса. В частности, обыск у адвоката может быть произведён только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъёмка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье.
Об уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по административным делам
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации» принят Государственной Думой 5 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 12 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 17 апреля 2017 года.
Целью вносимых изменений является обеспечение нормальной деятельности судов, принятие процессуальных решений, основанных на достоверной информации и отвечающих требованиям законности и обоснованности.
В статью 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие ответственность за фальсификацию доказательств не только по гражданским и уголовным делам, но и по административным делам и делам об административных правонарушениях.
К уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по делам об административных правонарушениях будут привлекаться как участники производства по таким делам и их представители, так и должностные лица, уполномоченные рассматривать эти дела и составлять протоколы об административных правонарушении.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД