Продолжаем публикацию серии рассказов интересного человека, журналиста и писателя Саркарова Нусрета Кудратовича
(Из серии «Я, Рашид и Вася»)
Накануне мне приснилось, что пишу картины. Возможно, сновидение было вызвано тем, что в глубине души я всегда завидовал художникам и жаждал рисовать, но не знал, с какой стороны подойти к мольберту и как держать кисть. Материалисты сказали бы, что разгадку к таким сновидениям следует искать в подсознании, которое, вырвавшись из-под контроля разума, проявляет себя столь странным образом.
Как бы то ни было, вещий сон подстегнул меня к живописи. Мои внутренние клапаны внезапно открылись и наружу хлынули скрытые доселе способности. С утра я обежал магазины для художников и купил мольберт, краски и иные атрибуты, необходимые для творчества, потратив на это часть денег, заработанных в стройотряде. Возвратившись в общежитие, я с нетерпением приступил к рисованию. Рашид с Васей встали у меня за спиной и покрутив пальцем у виска с недоумением уставились на то, как лихо моя рука наносит на холст точные и выверенные мазки, словно ею водила какая-то мистическая сила. Вполне возможно, что это была ведущая рука предка из потустороннего мира, который при жизни был художником. Надо признаться, из-под кисти выходили отнюдь не шедевры, но в масштабе института яркие пейзажи нашли свое признание. Слух о том, что студент-технарь в одночасье стал художником, докатился и до декана. Он настоятельно попросил в качестве подарка ректору создать копию одной картины. Сюжет полотна был нехитрый: затерявшееся в сумерках зимнего леса строение в стиле барокко, около которого стояли запряженные сани.
Отказываться от «просьбы» было рискованно, и я нехотя приступил к работе. Очарование зимней природы и звенящую тишину леса удалось передать подбором цветов, а вот изобразить савраску оказалось достаточно сложной задачей. Эта скотина никак не желала впрячься в сани. Хоть убей не удавалось соблюсти пропорции кобылы и притулить к ней задние ноги и голову. Как не старался, из-под кисти ехидно выглядывал ишак-рахитик с несоразмерно длинной мордой. Впору было отчаяться: время поджимало, а дело не двигалось. Выручил Рашид, предложив обратиться за помощью к знакомому художнику. А почему бы и нет? Тем более, что я никогда не был в мастерской профессионала, и меня тянуло хоть краем глаза взглянуть на чью-то творческую кухню.
В мастерскую мы зашли с любопытством и благоговением. Воздух в ней был пропитан духом творчества и запахом красок вперемежку с парами спиртного. К стенам были прислонены незавершенные картины, покрытые слоем пыли. На полу были разбросаны тюбики с краской и куцые кисточки с изгрызенными черенками. На столе стояла массивная пепельница, полная окурков. И это все называлось «художественным беспорядком»! По аскетичной обстановке помещения и кислому выражению лица художника нетрудно было догадаться, что он не избалован заказами, и писал картины в основном для собственного удовольствия. И то только тогда, когда удавалось выклянчить у кого ни- будь холст и краски. Зная это, мы в качестве подарка прихватили с собой пару загрунтованных холстов и набор красок.
Узнав причину нежданного визита, художник успокоил нас:
— Не вижу повода для расстройства. У знаменитого пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании полотна «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Их помог нарисовать Савицкий. Вот так-то! Вашу клячу тоже прорисуем.
Пока виртуоз под моим пристальным взглядом набрасывал очертания лошади, Вася крутился вокруг полотен, потом, приставив палец к щеке, с умным видом пробормотал:
— Вполне приличные картины,довольно таки колоритные… Мне, например, нравится вон та абстракция, — показал он на полотно с хаотично разбросанными цветовыми пятнами и линиями.- Почему не продаешь свои работы?
-Это не абстракция, — поправил его художник,не отрываясь от работы, — это фанера, о которую я вытираю грязные кисточки.
— А вон там висит «Черный квадрат» Малевича? – ни чуть не смутился Вася.
— Нет. Это копия картины Альфонса Алле. Называется «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». А реализовать картины я пытаюсь, только мне постоянно не везет. Вон тот портрет генерала, например, не успели забрать. Посадили его. А этот, на котором изображена молодуха с диадемой на голове, заказал один типус. Тоже пропал. Не заходит, и на звонки не отвечает, гад. Поди разбогатей тут!
— Вот наглец! – искренне возмутился Рашид. — Может я попробую до него дозвониться?
— Попробуй. Координаты найдешь на обратной стороне холста, — буркнул мастер, безнадежно махнув рукой, мол, бесперспективное это дело.
Рашид набрал номер телефона.
— Алло, здравствуйте, я могу поговорить с Нариманом Леоновичем?… Придет поздно? А вы, извините,кто ему, жена? Дело в том, что ваш суженый заказал портрет гламурной дамы в диадеме, и до сих пор не выкупил его… Откуда я знаю, чей портрет? Наверное, ваш!
Рашид положил трубку, и с видом победителя посмотрел на нас.
— Сейчас приедет! — произнес он, довольный, что хоть чем-то удалось помочь незадачливому товарищу.
Вскоре ввалилась атлетически сложенная мадам с мощной спиной, накаченными бицепсами и походкой статуи. Взглянув на портрет, она застонала. Сначала тихо, потом громко и яростно.
— А я-то удивляюсь, с чего это мой муженек стал часто навещать любимую тетю и перестал носить дырявые носки! Дома мышь в холодильнике повесилась, а он транжирит деньги на эту гадину. Ну, трухлявый пень, плохо же ты знаешь свою жену Сулико. Погоди, доберусь я до тебя!
Потом она повернулась к нам и заорала:
— И вы тоже подонки, такие же кобели, как и он!
Вася не выдержал оскорбления и огрызнулся:
— А ты, буйволица, давно смотрелась в зеркало? На такую рожу, как у тебя, впору огуречные кружки лепить… Мым-м- ра!
Ой, напрасно он распустил язык! Рассвирепевшая женщина запустила в обидчика пепельницей. Вася успел пригнуться, а я в аккурат стоял за ним и не успел увернуться. Потом она обозвала соперницу по деревянному – сучкой, разорвала ее портрет в клочья и, прежде чем исчезнуть, разнесла мастерскую на атомы, нанося удары кистями рук, локтями и интимными органами. Не успели мы опомниться, как «художественный беспорядок» превратился в сущий бедлам.
Увидев этот бардак мы, виновато потупившись, предложили художнику помочь в наведении порядка.
— Нет, нет!Упаси боже! – испуганно замахал он руками. — Вы уже помогли. Спасибо.
В общежитии Вася перевязал мой глаз майкой и, цокая языком, участливо выговорил:
— Ты приляг, отдохни, испей водички, а этот медяк приложи к фингалу под другим глазом. Может рассосется. А завтра пойдем к окулисту.
Утром, топая по коридору поликлиники, Вася проворковал:
— Повезло, что эта мегера не хлопнула тебя по ушам. Лучше жить с одним глазом, чем остаться глухим на всю жизнь, как Бетховен.
Вдруг распахнулась дверь хирургического кабинета, и оттуда вышел мужчина средних лет с повязкой на глазу, как у пирата. Одна рука у него была загипсована. Через приоткрытую дверь кабинета донеслось:
— Нариман Леонович, извините, мы забыли записать в медицинскую карточку кем вы работаете.
— Тренером по карате, — произнес мужик сквозь зубы и, припадая на одну ногу, поковылял дальше.
Услышав знакомое имя, мы покатились со смеху, а Рашид жалобным голосом затянул песню:
Я могилу милой искал,
Сердце мне томила тоска.
Сердцу без любви нелегко.
Где же ты, моя Сулико?
А вот декан, увидев картину, пришел в восторг. Особо теплое чувство у него вызвала кобылка с веселой мордой. При этом никто не обратил внимания на то, что это божье создание было без одной ноги. Видимо, спасаясь от летящих предметов, художник залег на пол мастерской, и со страху забыл пририсовать лошади четвертое копыто. В знак благодарности за картину декан одарил нас направлением в студенческий профилакторий. И то хорошо. Как никак — экономия на харчах.
Запасной парашют
(Из серии «Я, Рашид и Вася»)
Сегодня мне невероятно повезло: наконец-то удалось достать билеты на нашумевший документальный фильм «Воспоминания о будущем», посвящённый космическому происхождению людей. Случайно проходил мимо кинотеатра «Зирка» и обнаружил у билетной кассы худую очередь. Не более ста человек. Вот и пристроился им в хвост. Вскоре, зажав в руке заветные билеты, я помчался в общежитие, чтобы порадовать друзей. Узнав, откуда я прибежал такой взмыленный, Вася охладил мой пыл:
— Все в небесах витаешь? В кино, видите ли, потянуло его! А кто вместо тебя завтра сдаст экзамен по теории машин и механизмов, гуманоид что ли? Я что, за всех вас должен отдуваться?! Хватит дурью маяться, лучше помоги систематизировать бомбы, а в кино мы в другой раз сходим.
«Бомбами» у нас назывались стандартные листы бумаги с заранее написанными на них ответами на экзаменационные вопросы. Достаточно было лишь уловить момент, когда преподаватель отвлечется, и подменить чистый лист бумаги на столе уже написанным листом. Недостатком «бомбы» являлась большая трудоемкость подготовительной работы и увесистая пачка исписанных листов, которую надо было где-то спрятать. Обычно их закладывали в карман, пришитый ко внутренней стороне пиджака.
Я чуть не заплакал от обиды:
— А куда теперь прикажешь билеты деть?
— Рашиду отдай, — посоветовал Вася — он у нас хозяйственный. Толкнет билеты по спекулятивной цене и запасется спичками, солью и керосином на случай войны. И колбасы прикупит. Времени у него достаточно — экзамен он уже сдал. Ты же любишь колбасу?- ехидно спросил Василий.
А то! Это был удар ниже пояса, и я сдался.
— А где он сам?
Вася кивнул головой в сторону, мол, «там». «Там»- это на балконе, где Рашид, уединившись, перечитывал письма своей зазнобы. Что в них было написано он никогда не рассказывал. Да нам это и не надо было. Содержание посланий мы угадывали по выражению лица влюбленного, на котором отражались все эмоции и чувства.
— Ладно. Помочь тебе, конечно, помогу, — скрепя сердце согласился я, — но лично мне шпаргалеты не нужны. К экзамену я почти готов.
— Вот именно — «почти»! Твоя самоуверенность и беспечность меня удивляют, ей богу! А вдруг попадутся вопросы, ответы на которые не знаешь? Что тогда,амба? Впрочем, поступай как хочешь, но разумнее было бы пойти на экзамен в моем пиджаке, начиненном бомбами. Шпаргалки вроде запасного парашюта: знаешь ответ — приземлишься благополучно, не знаешь – дернешь кольцо запасного. Стратегия. Понимать надо, деревня!
Утром, облачившись в пиджак Васи, который был для меня несколько великоват, я пошел в институт. Не увидев нервно снующую толпу студентов возле двери экзаменационной аудитории, я удивился. Оказалось, что все уже отстрелялись. Остался я один. Робко открыв дверь, я втиснулся в помещении. За столом сидел доцент и поверх очков просматривал экзаменационную ведомость. Увидев меня, доцент сначала протянул руку за зачетной книжкой, потом внезапно побагровел и гневно указал на дверь:
-Вон отсюда, шарлатан!
Я выскочил как ошпаренный, не понимая в чем дело. С какой это стати он обозвал шарлатаном, ведь я ни единого слова не успел вымолвить? Теперь мне не видать стипендии как своих ушей! Такой исход событий наш стратег не предусмотрел. Ни основной, ни запасной парашют не сработал.
В расстроенных чувствах я побрел в студенческую столовую. При стрессе у меня всегда или аппетит разыгрывался, или тянуло ко сну. Набрав еды, я отыскал взглядом самый дальний стол, поставил на него поднос и отправился за ложкой. Вернувшись увидел за своим столом того самого доцента, который только что погнал меня с экзамена поганой метлой. «Вот гад, — подумал я — чего это он прицепился ко мне? Мазохист что ли, получающий удовольствие от унижения ближнего?» Разозлившись на него, я рывком придвинул к себе поднос с тарелками и неистово заработал челюстями. Пока уплетал, доцент ни на миг не сводил с меня свои узкие злые глаза, то и дело удивленно поднимая и опуская сросшиеся на переносице брови. При этом противно чмокал нижней отвисшей губой, перебивая аппетит. Вдруг он вскочил на ноги и, пожелав мне приятного аппетита ушел, буркнув, чтобы утром пришел на пересдачу. «Ну и слава богу, что ушел. Скатертью дорога»,- подумал я, и принялся отскребывать остатки сметаны со стенки стакана. Вдруг меня как током ударило: ни салат, ни зразы, ни тем более сметану я не брал. Такое барство мне было не по карману. Откуда же взялись яства? Озадаченно посмотрев по сторонам я на соседнем столе обнаружил свой поднос с половиной порции горохового супа и стаканом киселя. Получается, что я сожрал обед доцента?! Теперь уж мне точно хана!
***
Утром я, упершись в пол глазами, протянул преподавателю зачетную книжку.
— Извините за вчерашнее, -промямлил я,- деньги верну….Со стипендии.
Он расхохотался и одним росчерком проставил в зачетку пятерку. Видимо, пожалел голодного студента. Потом добавил:
— Да ладно, не расстраивайтесь, вы не уникальны в своем роде. Сегодня вот прогнал еще одного студента, одетого точно в такой же пиджак, какой был на вас вчера. И у него, как у вас, кармашек для бомб был пришит белыми нитками, причем стежки были видны поверх полы пиджака. Терпеть не могу бездельников! Вы с ним, случайно, не знакомы? — хитро улыбнувшись закончил он.
«Да уж, знаком! — удрученно подумал я. — Во всяком случае пиджак один на двоих. А препод этот не такой уж и противный. И улыбка у него добрая. И глаза».