«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Цахур
Крупное цахурское селение Рутульского района Дагестана. В 1075 году в Цахуре по велению Низама-аль-Мулька была построена школа-медресе, где не только изучали
арабский язык, но и учили медицине и мусульманскому праву. По мнению известного ученого Амри Шихсаидова, цахурское медресе было первым средневековым университетом на Северном Кавказе, подобных учебных заведений в то время не было даже в Мекке и в Медине. Известный арабский географ Закария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого «сульт», внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих овец. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии».
Жителям Цахура и соседних селений приходилось неоднократно защищать свою землю. Так было в 1432 году, когда в Цахуре была построена крепость, после чего близ селения столкнулись войска Цахура, с одной стороны и Рутула, правителя Кара-Коюнлу — с другой. Войско Цахура одержало победу. Через несколько месяцев в Цахуре была построена крепость для обеспечения безопасности и охраны границ. В настоящее время на горном склоне выше селения сохранились развалины этого сильно укрепленного сооружения.
Немало лишений пришлось испытать цахурцам из-за болезней и стихийных бедствий. В январе 1668 года в субботний день на жителей Южного Дагестана и Азербайджана обрушилась страшная беда — неожиданно разразившееся землетрясение в один миг разрушило десятки населенных пунктов. Селение Цахур также подверглось основательному разрушению. Были разрушены почти все дома и даже самое прочное сооружение селения — здание главной мечети. Под обломками погибло тогда сто десять человек. Ныне в Цахуре, проживают около 600 человек. Основным видом их жизнедеятельности, как и столетия назад, является животноводство и земледелие. Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянные перебои электричества, плохие дороги, ручную заготовку дров, сена и многое другое, цахурцы сохраняют оптимизм, живут повседневной жизнью горцев.
Цмур
Село Сулейман-Стальского района Дагестана прославилось многими талантливыми людьми, которые упорным трудом, большими знаниями и трудолюбием добились выдающихся успехов. Цмурская долина прекрасна. Вокруг села леса, сады, горы, речки, родники. Именно здесь находится знаменитый на всю страну источник Рычал. Благодаря ему работает завод по выпуску минеральной воды «Рычал-су’’, обеспечивающий жителей округи рабочими местами. Дата основания села неизвестна. Как свидетельствуют старинные надписи на могилах, камнях некоторых домов, Цмур возник 400-500 лет назад. Его основали жители нескольких небольших аулов: ЧкIар, Хъалхъамар, ЧIуру салар. Название села произошло, видимо, от слова «Чумур» что в переводе означает «бурьян». Раньше село окружал только бурьян, и поэтому люди называли его «село в бурьянах». Село расположено на развилке дорог и поэтому через него на Касумхюрский базар проходили жители из табасаранских, даргинских, агульских, лакских селений. Здесь оставались на ночевку и утром продолжали путь. Каждый цмурец являлся кунаком кого-то из горцев.
Основным занятием цмурцев являлись земледелие и животноводство. Горцы ездили также на заработки в Азербайджан, на нефтяные промыслы. В 1950 году в с. Цмур началось строительство Цмурской ГЭС. В сентябре 1955 году она вступила в строй. Электричество было подано в села Цмур и Качалкент. В апреле 1959 года станция попала под горный завал. По переписи 1886 года в селе было 110 хозяйств, численность населения составляла 668 человек: 348 мужчин и 320 женщин. В настоящее время в селе проживает около 1000 человек. В собственности села около 2000 га лесов, 746 га земли. Село является центром Цмурской сельской администрации.
Цовкра-1
Село Кулинского района Дагестана возникало более тысячи лет назад. Оно существовало еще в христианскую эпоху. Об этом говорит тот факт, что и сегодня сохранились остатки кладбища и название «БурчIаннил ратI», т.е. свиное ущелье. Мусульманское кладбище возникло после принятия ислама, т.е. после 8-10 веков. Если взять за основу даже эти даты, то с. Цовкра-1 более тысячи лет. Жители села были и огнепоклонниками. Некоторые зороастрийские обычаи сохранились и до наших дней.
Название села имеет двойное объяснение: во-первых «ЦIу» — «КIул» — знающие огонь, во-вторых — новое поселение. Вокруг расположения нынешнего села сохранились контуры различных поселений. Возможно эти поселения переселились в одно место и возникло новое селение под названием Цовкра. В Цовкринском-1 сельском совете было 563 хозяйства и 1794 жителя. Основными занятиями жителей было животноводство, земледелие и отходничество. Земли, т.е. пашни не хватало и жители вынуждены были заниматься отходничеством. Сеяли в основном ячмень, горох, картофель, рожь. Однако урожая с собственных полей хватало на 1-2 месяца. Поэтому, чтобы обеспечить себя хлебом на оставшийся период селяне ездили в Табасаран, Кайтаг, Маджалис за зерном. Зарабатывали как могли. Цовкринцы были и лудильщиками, каменщиками, и мастерами золотых и серебряных дел, занимались торговлей, выполняли сезонные работы. Женщины ткали для продажи специальное домашнее сукно – «чухъри», «буйрду». На них был спрос и в Дербенте, и в Нухе. Одним из источников дохода стало и канатоходство – опасное и рискованное занятие цовкринцев. Канатоходцы устраивали зрелища в различных аулах и городах не только Дагестана, но и в Азербайджане, Грузии, Армении, Средней Азии, доходили до границ Афганистана и Китая. Слава о цовкринских канатоходцах быстро распространилась по Дагестану и Азербайджану. Их стали приглашать на свадьбы, различные торжества и праздники.
Настоящего расцвета искусство канатоходцев достигло при Советской власти. В Госцирке в 1935 году начала работать группа «4 из Цовкра» под руководством народных артистов РСФСР Яраги Гаджикурбанова и Рабадана Абакарова. Цовкринские канатоходцы гастролировали по многим странам Европы и Азии. Двум артистам было присвоено звание Народных артистов РСФСР, девять стали народными артистами Дагестана, шесть – Заслуженными артистами Дагестана.
Цудахар
Это село Левашинского района Дагестана в прошлом — один из важных политических и культурных центров даргинцев. Его роль в истории Дагестана прослеживается со времен Средневековья. По своему диалекту жители Цудахара и близлежащих аулов отличаются от акушинцев, урахинцев, мекегинцев и других даргинских поселений. Однако Цудахар всегда очень тесно был связан с Акушинским вольным обществом, и в различных внешних акциях оба эти общества всегда выступали совместно, приходя на помощь друг другу. Эти поселения продолжали сосуществовать и после проникновения в здешние места ислама. Одно из преданий утверждает, что именно сюда переселились жители девяти из двенадцати аулов, которые ранее были расположены в районе нынешнего села Кадар (остальные три села одновременно основали Губден, а небольшая часть жителей слилась с кадарцами и акушинцами). Предание об основании Цудахара называет основателями аула трех молодых людей — девушку, ее брата и жениха, бежавших от власти деспота – «талкана» из местности Чахха. Что же касается названия аула, то оно связано с расположением последнего. Невдалеке от Цудахара находятся отвесные скалы, которые носят название «Чахи», т. е. «водопад». Слово «водопад» на тюркских языках звучит, как — «Су-ахар». Тюркское название «Су-ахар» в произношении местных жителей превратилось в «Цудахар».
Цудахарский кадий считался вторым лицом в Акуша-Дарго после акушинского кадия. В Цудахарский союз сельских общин входили окрестные аулы: Хаджалмахи, Куппа, Кари- кадаин, Санамахи, Кули-бухни и др. По преданию, все они образо¬вались как выселки из Цудахара, который оставался по отношению к ним своеобразной метрополией. Хаджалмахи считается первым выселком из Цудахара. Однако связь его с Цудахаром закреплялась не только обязанностью хаджалмахинцев хоронить своих покойников на цудахарском кладбище, но на этот счет существовал еще один интересный адат на этот счет: после заключения «махар» жених и невеста должны были три дня провести в Цудахаре — иначе брак считался не действительным.