Академическое образование и профессиональное становление художника Халилбек Мусаева, выпускника Тифлисской школы Общества поощрения изящных искусств, происходило в Германии с 1913 по 1945 гг.
С 1915 г. Халилбек Мусаев на родине, в Дагестане. Неизвестно, каким образом он оказался на Кавказском фронте, который был открыт Россией в 1916 г. против Турции, союзницы Германии.
С конца 1917 г. по 1920 г. он живет в Темир- хан-Шуре, преподает в реальном училище, одновременно работает художником-оформителем в типографии М.-М. Мавраева и в журнале «Танг Чолпан». В этот период он тесно сближается с академиком живописи Е.Е.Лансере, который с осени 1917 года до конца 1919 г. жил и работал в Темир-хан-Шуре. В 1921 г. Мусаев, к тому времени зав. отделом искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана, с группой молодых дагестанских художников выехал для продолжения образования в Советскую Грузию, затем получает разрешение на продолжение образования в Германии.
В 1925 году Халилбек Мусаев блестяще завершил образование в Баварской королевской академии изобразительных искусств. Он обращается с просьбой к правительству СССР продлить его пребывание в Германии еще на два года для стажировки, но получает отказ. Чем он был мотивирован, мы не знаем. Мусаев принимает решение остаться в Германии.
Мусаев, благодаря своим личным связям и знакомству с Мухаммедом Риза Пехлеви — будущим шахом Ирана, получает иранское гражданство.
Советские военнопленные стали прибывать в Германию уже в июле 1941 г. О первых попытках Халилбека Мусаева оказать им помощь мы узнаем из «Мюнхенского дневника» художника по записи от 4 августа 1941 г. – ему тогда удается передать им «несколько тысяч папирос…через турецкого консула».
Представители северкавказского национального комитета, пользуясь своим определенным статусом и являясь уполномоченными турецкого Красного Креста и Полумесяца, в их числе и Мусаев, специально ездили и искали по концлагерям северокавказцев. Возможно, именно тогда была сделана в «Мюнхенском дневнике» художника известная запись: «… утром должны мы ехать к пленным. По дороге встречали уже тысячи оборваненных, голодных людей… сплошной стон стоял над этим лагерем. Между ними было много дагестанцев, чеченцев. …Все, что мне рассказали эти несчастные люди я не могу записать. Это позор человечества, и если это должно торжествовать, то лучше пусть я умру».
С 1946 года Халилбек Мусаев находился в США. Жить ему осталось совсем немного, но и это время отмечено его благотворительной деятельностью. В основном она заключалась в передаче американцам списков интернированных в Германии кавказцев, ищущих возможность обустроиться за ее пределами. Возможно, в Америке, если бы не преждевременная смерть, раскрылся подлинный талант художника, который не мог раскрыться в годы нацизма. И не только потому, что нацистский режим – антигуманный, расовый, бесчеловечный ограничивал пространство для творческой самореализации художника. Он просто отложил палитру, и спасал своих соотечественников. Как мог.
Патимат Тахнаева