120 лет Халилбеку Мусаеву

Академическое образование и професси­ональное становление художника Халилбек Мусаева, выпускника Тифлисской школы Об­щества поощрения изящных искусств, про­исходило в Германии с 1913 по 1945 гг.

С 1915 г. Халилбек Мусаев на родине, в Даге­стане. Неизвестно, каким образом он оказался на Кавказском фронте, который был открыт Россией в 1916 г. против Турции, союзницы Германии.

С конца 1917 г. по 1920 г. он живет в Темир- хан-Шуре, преподает в реальном училище, одно­временно работает художником-оформителем в типографии М.-М. Мавраева и в журнале «Танг Чолпан». В этот период он тесно сближается с академиком живописи Е.Е.Лансере, который с осени 1917 года до конца 1919 г. жил и работал в Темир-хан-Шуре. В 1921 г. Мусаев, к тому времени зав. отделом искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана, с группой молодых да­гестанских художников выехал для продолжения образования в Советскую Грузию, затем полу­чает разрешение на продолжение образования в Германии.

                    

В 1925 году Халилбек Мусаев блестяще завер­шил образование в Баварской королевской ака­демии изобразительных искусств. Он обращает­ся с просьбой к правительству СССР продлить его пребывание в Германии еще на два года для стажировки, но получает отказ. Чем он был моти­вирован, мы не знаем. Мусаев принимает реше­ние остаться в Германии.

Мусаев, благодаря своим личным связям и зна­комству с Мухаммедом Риза Пехлеви — будущим шахом Ирана, получает иранское гражданство.

Советские военнопленные стали прибывать в Германию уже в июле 1941 г. О первых попытках Халилбека Мусаева оказать им помощь мы уз­наем из «Мюнхенского дневника» художника по записи от 4 августа 1941 г. – ему тогда удается передать им «несколько тысяч папирос…через турецкого консула».

Представители северкавказского нацио­нального комитета, пользуясь своим опреде­ленным статусом и являясь уполномоченными турецкого Красного Креста и Полумесяца, в их числе и Мусаев, специально ездили и искали по концлагерям северокавказцев. Возможно, именно тогда была сделана в «Мюнхенском дневнике» художника известная запись: «… утром должны мы ехать к пленным. По дороге встречали уже тысячи оборваненных, голодных людей… сплошной стон стоял над этим лаге­рем. Между ними было много дагестанцев, че­ченцев. …Все, что мне рассказали эти несчаст­ные люди я не могу записать. Это позор челове­чества, и если это должно торжествовать, то лучше пусть я умру».

С 1946 года Халилбек Мусаев находился в США. Жить ему осталось совсем немного, но и это время отмечено его благотворительной деятельностью. В основном она заключалась в передаче американцам списков интерниро­ванных в Германии кавказцев, ищущих воз­можность обустроиться за ее пределами. Возможно, в Америке, если бы не преждевре­менная смерть, раскрылся подлинный талант художника, который не мог раскрыться в годы нацизма. И не только потому, что нацистский режим – антигуманный, расовый, бесчеловеч­ный ограничивал пространство для творче­ской самореализации художника. Он просто отложил палитру, и спасал своих соотече­ственников. Как мог.

Патимат Тахнаева