Все коренные народы Большого Кавказа с древних времен имеют сложившиеся кодексы чести и добропорядочного поведения в кругу семьи и в обществе (адаты). Кавказские адаты близки между собой как по духу, так и по главным деталям правил поведения, которые должны соблюдать все мужчины и женщины, юноши и девушки, родители и дети, старшие и младшие, гости и хозяева.
Такая близость нравственных установок вполне понятна, т.к. у людей, имеющих общее происхождение, живущих на одной территории и тесно взаимодействующих в процессе жизнедеятельности, конечно же, неизбежно возникают единые взгляды на этику, правила и нормы общения. Развиваясь столетиями, адаты способствуют формированию целостного менталитета, духовного облика кавказских этносов, регулированию их отношений в сложных жизненных ситуациях. Со временем, выработанные нормы добропорядочного отношения, тесно взаимодействуя между собой, фактически слились в единую для всего Северного Кавказа систему взаимного общения горцев, различающуюся в разных регионах лишь небольшими местными особенностями.
Особое значение придавалось на Кавказе воспитанию чувства чести, достоинства, мужества и одновременно с этим, скромности, тактичности, деликатности. Для всех кавказских горцев важнейшими качествами достойного человека были, прежде всего, твердость духа и благородство.
Корни кавказской нравственности уходят в матриархальное прошлое, начинаются с женщины-матери, и это возлагает на нее важную роль в обществе и особую ответственность за свое поведение, за сохранение своего нравственного облика. Женщины Кавказа крайне щепетильно относятся к соблюдению норм традиционной этики, рассматривая приверженность традициям как залог женской добропорядочности. Большим позором во все времена на Кавказе считалась ссора или брань в присутствии женщины. Женщина могла приостановить любые агрессивные действия мужчин, стоило только ей сказать: «Разве не заслуживает уважения женский платок»,– и, сняв его с головы, бросить к ногам мужчин, дерущихся насмерть. А мужчины, наоборот, не имели права снимать папаху в любой ситуации. Папаха символ чести и достоинства мужчины Кавказа. Если мужчина просит о чем-либо и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В горских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять тогда, когда просят о прощении кровной мести. По адатам Кавказа, пощёчина, сбивание с головы папахи или удар кнутом у горцев считались страшным оскорблением и требовали мщения. Балкарская пословица гласит:
«Богатство потеряешь – не беда:
Все снова наживешь.
Честь потеряешь – это навсегда:
Честь снова не найдешь».
Нормы морали на Кавказе повсеместно идентичны и свидетельствуют о высочайшем уровне нравственности всех горцев. Но даже на таком ярком фоне, черкесское дворянство выработало особый подчеркнуто рыцарский кодекс, который выделялся своей, доведенной до абсолюта, щепетильностью в плане человеческого благородства. Многие его положения, несомненно, вытекают из военного образа жизни и связанных с ним норм поведения. Постепенно нормы черкесского дворянского этикета «Уорк Хабзэ» заимствовались соседскими народами Северного Кавказа и оказали мощное влияние на формирование общекавказской культуры взаимоотношений. Черкесский уорк (рыцарь), проявивший трусость, лишался дворянского звания и подвергался гражданской смерти: с таким человеком переставали общаться друзья; ни одна девушка не вышла бы за него замуж; он не мог принимать участие в народных собраниях и, вообще, в политической жизни своего народа, общины; к нему не входили в дом и не участвовали в его похоронах. Воин, проявивший трусость, мог искупить свою вину перед обществом только совершением подвига ценой своей жизни. До этого же времени вся его семья пребывала как бы в трауре. Жене опозоренного воина окружающие выражали сочувствие, в знак которого высказывалось благопожелание: «Честь твоего мужа бог да восстановит».
Горцы Северного Кавказа всегда жили в одинаково суровых условиях непрекращающихся войн за собственную независимость, за сохранение своего достоинства и собственной идентичности.
Так возникли неписаные законы гор, имеющие разные названия, но одинаковые по сути: «Адыгэ хабзэ» – у адыгов; «Апсуара» – у абхазов; «Къонахалла» – у чеченцев; «Езден адет» – у карачаев и балкар; «Гъалгъай эздел» – у ингушей; «Намус» – у дагестанцев и др.
Особой полнотой охвата сложных жизненных ситуаций, многогранностью и объемностью правил поведения отличается кодекс чести дагестанских узденей, известный под единым для всего Дагестана наименованием «Намус». Это объясняется тем, что в Стране гор бок о бок живут десятки близкородственных народов, каждый со своей спецификой культуры и быта, они в течение веков вносили свой позитивный вклад в формирование общедагестанского этического Кодекса. К тому же, Дагестан был историческим ареалом природной горской демократии, именно здесь в обозримом прошлом Кавказа зародилась республиканская форма общественно-политического устройства – так называемые «вольные общества» (джамааты).
Общеизвестно, что подавляющее большинство населения исторического Дагестана составляли уздени – независимые вольные люди благородного поведения и крепкого духа, проживающие в составе «вольных обществ». Вполне естественно, что олицетворением истинной сути горца, носителем идеалов военной доблести, высоконравственного поведения выступал именно уздень (рыцарь, джентльмен). Во внешнем виде (как и в речах и поступках) узденя всегда четко прослеживалась его независимая натура, доведенная до крайности свобода духа, абсолютное доминирование чувства чести.
Уздени – это свободные общинники, которые всегда являлись костяком обществ (джамаатов) и по праву считаются историческим корнем дагестанского народа. Жизнь узденя регулировалась с рождения и до смерти неписаным кодексом чести. Для него не было никаких иных ценностей, которые могли бы превалировать над понятием «честь». Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была посвящена сохранению чести и служению рыцарским принципам. Говоря о менталитете наших славных предков, веками живших в скалистых горах, где каменистая почва почти непригодна для пахоты, достаточно упомянуть, что они видели внизу плодородные долины, но не переселялись туда, зная, что это будет стоить им их независимости. Из этого следует одно – они дорожили свободой больше, чем жизнью. И нетрудно догадаться, что законы гор в подобных условиях были жёсткими, суровыми, они формировали горцев сильными духом и выносливыми физически. Все, без исключения, уздени обладали равным правом участия и голоса в народном собрании – в высшем органе власти «вольных обществ», могли быть избраны в качестве регулярно сменяемых правителей. Анализ адатов различных «вольных обществ» Дагестана свидетельствует о высоком уровне демократизма джамаатов, о равенстве их граждан перед законами, выработанными коллегиально, об обязательной сменяемости выборных органов власти. Дагестанские «вольные общества» предстают перед миром как подлинно гражданские сообщества, в которых каждый гражданин является гарантом суверенитета и благополучия общества и, соответственно, обладает всей полнотой прав, определенных адатами (законами) джамаата.
Многовековые демократические традиции «вольных обществ» вступили в некий ментальный резонанс с природными качествами горцев, в результате чего резко усилились такие врожденные особенности этнической психологии дагестанцев, как свободолюбие и врожденное отвращение к любой форме зависимости, честь и гордость, мужество и бесстрашие, чувство собственного достоинства, верность долгу и патриотизм.
Каждый дагестанский джамаат имел свои специфические адаты, но все они, по большому счету, слились в единый для всего Дагестана этический Кодекс чести узденя под общим названием «Намус», вобравший в себя все лучшее наследие, которое было наработано предками за тысячи лет совместного проживания на этой территории. При этом, каждый джамаат сохраняет по сей день присущие ему детали этикета и особенности мировосприятия, которые никак не противоречат общедагестанским нормам, а напротив придают им дополнительные оттенки в общей палитре красок.
Обычай гостеприимства дагестанских народов играет важную роль в системе межличностных, межгрупповых и международных связей. Гость для принимающего его хозяина – священная персона, за которую он отвечал головой и обязан был сопровождать до следующего места гостевания, передавая «с рук на руки» другому хозяину. Несмотря на самую жалкую обстановку жилищ, нищету и бедность, встречаемые на каждом шагу, горцы отличаются чрезвычайно радушным гостеприимством. Кроме наружных знаков почтения к гостю, самый беднейший из жителей старается окружить его всевозможным довольством. Гостя принимали в любое время дня и ночи.
Развитию межэтнических связей способствовал еще один старинный горский обычай – куначество. Каждый горец имел в других аулах своих кунаков, у которых он останавливался. Отношения куначества завязывались между гостем и хозяином при первых же встречах. Кунаков связывали взаимопомощь и участие в важнейших делах друг друга. Бывало, что кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до совершеннолетия. Куначество передавалось и по наследству, семьи как бы становились родными, помогая в делах, и навещая друг друга, вместе ездили на свадьбы, приносили соболезнования и т. д. Из всех грехов самым тяжелым и позорным горцы считали убийство гостя; убийца становился кровным врагом обоих обществ – откуда пришел гость и того, где преступление свершилось. Законы гостеприимства были поистине священны на всем Кавказе, распространялись они и на русское население Северного Кавказа. Служивший в молодости на Кавказе Л. Н. Толстой восторженно писал о честности и преданности в дружбе своего кунака чеченца Садо.
Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы мы ни были, в какой бы стране ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к ее обычаям. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах, на улице, в гостях и на официальных мероприятиях. Следует отметить, что тактичный и благовоспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и в повседневном общении. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не допустит грубых нарушений общепринятого порядка и не окажется в неловком положении, даже, если он не знаком с деталями местных обычаев и норм поведения. Его выручит интуитивная способность чувствовать границы дозволенного.
Таким образом, можно отметить, что Кодекс чести – это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, это нормы морали, выработанные на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности.
Безусловно, в каждом из нас генетически заложено чувство чести и достоинства узденя. К большому сожалению, находясь в плену ложных ценностей, мы не осознаем и совершенно не умеем ценить, насколько нам повезло с моралью и духом предков, но зачастую не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днём все больше растворяясь в чуждой нам масс-культуре Запада.
Законы и кодексы чести наших славных предков впитывались с молоком матери, они были в крови и плоти каждого. И, пока еще жива вера и уважение к старшим, нельзя допускать, чтобы сформировалось поколение, которое будет полностью пренебрегать законами гор и перестанет следовать заветам предков, нужно остановиться и сделать все, чтобы сохранить достоинство Кавказа, его дух и сущность.
Исходя из таких реалий сегодняшнего дня, дагестанская региональная общественная организация по развитию культуры и традиций «Уздени Дагестана» со всей ответственностью подошла к этому вопросу, поставив перед собой цель – сделать все возможное, чтобы достойно возродить Кодекс чести дагестанского узденя, сохраняя его традиционное название «Намус». Нынешние и будущие поколения дагестанцев должны сохранить замечательные традиции рыцарского Дагестана, его этику, стремление к добротворчеству, приоритет чести и благородства.
Только таким путем можно добиться согласия и спокойствия в нашем обществе, возродить былую толерантность наших людей. Старшему поколению следует зажечь в сердцах молодых людей стремление к Добру, Справедливости, Истине через пропаганду, испытанных веками, норм дагестанского кодекса чести «Намус». И вполне ожидаемо, что обращение к чувствительным струнам души, на генетическом уровне запрограммированным на честь и достоинство, не только у нас возродится гордость за свою славную историю, но и другие народы смогут перенять все хорошее, что заложено в вековых горских традициях.
Общество «Уздени Дагестана» считает своим долгом подчеркнуть, что понятие «уздень» в настоящее время не рассматривается как сословная характеристика, в XXI веке это совершенно не допустимо и лишено всякого смысла, так как сословные предрассудки ушли в далекое прошлое. Уздень в контексте данной статьи рассматривается как современный человек, олицетворяющий лучшие качества классического горца.
Узденство – образ жизни, состояние души человека, парадигма его нравственности. Это обобщенная характеристика благородных людей (джентльменов), сохраняющих рыцарскую этику своих отцов, их человечность и благородство, умеющих уважать чужие нравы и взгляды, но при этом стремящихся внести в мировую культуру общепринятые принципы высокой нравственности, доставшиеся в наследство от наших достойных предков.
Если мы растеряем этот главный дар наших отцов, созданный духовным трудом сотен поколений, тогда потомки вряд ли простят нам столь тяжкий грех.
Кодекс чести узденя
— Уздень – свободный, благородный и великодушный человек с развитым чувством собственного достоинства, человек Слова, Долга, Добра и Справедливости.
Его высокий идеал нравственности выражается в свободе совести и незапятнанной чести, а благородство проявляется в культуре поведения, деликатности, умении ценить достоинство других людей и щадить чужое самолюбие. Он уважает окружающих, обладает врожденным чувством сдержанности, свято чтит историю, язык, религиозные убеждения, культуру и традиции своего народа, считает важнейшим долгом беречь и приумножать духовное наследие славных предков и завещать его потомкам. Беззаветно любит свое Отечество, верен ему и всегда встанет на его защиту.
— Уздень знает и помнит свою родословную, с почтением относится к своим предкам, чтит родителей, уважает старших и будет защищать свои принципы и убеждения. Во всем обладает чувством меры, житейской мудростью, руководствуется логикой здравого смысла и общественной значимостью собственных поступков. Верен своим друзьям в горе и радости, готов всегда прийти на помощь. Обладает мужеством и бесстрашием, железной волей и умением держать себя в руках в любых ситуациях. Он считает дурным тоном разговор на повышенных тонах, рассматривает брань как проявление слабости и бескультурья.
— Уздень всегда говорит правду, мужественно борется со злом и несправедливостью. Защита слабых и обездоленных является святым долгом. Храбрость, терпеливость и стойкость – врожденные качества узденя. Проявление слабости духа перечеркивает всю дальнейшую жизнь узденя, она лишается всякого смысла. Истинный уздень выше естественных для человека слабостей и никоим образом не проявит внешне дискомфорт души и тела. Он умеет управлять собой в самой тяжелой ситуации.
— Уздень проявляет отзывчивость и щедрость по отношению к другим, скромность и умеренность к себе. В разговоре уздень больше слушает, а не хвалится, поддерживает беседу и высказывает свое мнение, не задевая собеседника. Кунак и гость – святые понятия для узденя. Они в его доме чувствуют тепло и защиту, внимание и заботу. Их ущемление воспринимается узденем, как личное оскорбление. Он постоянно стремится к гармонии бытия: следит за своим внешним видом, соблюдает строгость и скромность в одежде.
Неустанно работает над своим физическим и духовным совершенствованием, стремится к знаниям, максимально использует природные данные для самореализации во имя добра и блага общества. Он регулярно навещает родных и близких, держит в чистоте могилы умерших, свято соблюдает заветы предков. Понятия «Мать», «Сестра», «Дочь», «Жена» для узденя являются святыми и ради защиты их чести и достоинства, он готов пожертвовать всем своим достоянием и собственной жизнью. Женщина в узденской семье – образец нравственной чистоты, терпения, верности и благородства. Она понимает, что весь ее облик и поведение определяет лицо узденской семьи, честь и достоинство ее рода .
Керимхан Умаханов,
председатель Совета ДРОО «Уздени Дагестана»