В последнее время многие известные политологи, представители партии и общественных движений, эксперты громко и публично заявляют о необходимости совершенствования политической системы в стране. Высказываются самые разные мнения о том, как устроить власть? Как проводить честные выборы? Как создать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях? Все эти актуальные вопросы сегодня напрямую связаны с состоянием и развитием демократии.
По мнению директора института социологии РАН, профессора Михаила Горшкова, в современной России ценности демократии воспринимаются в качестве хоть и важных, но и вторичных по отношению к ценностям социальной справедливости, общественного порядка и экономической эффективности. Как следствие-все увеличивающийся разрыв между элитой и обществом в интерпретации самого феномена демократии, ее ключевых характеристик. Значительная часть российской элиты по-прежнему настаивает на приоритетности таких слагаемых демократии, как многопартийность, политическая конкуренция, свобода печати, защита прав собственности. Иными словами, российский политический класс видит перспективу демократии в стране в развитии классической ее модели, локализованной главным образом сферой политики и выборных процедур.
Сегодня нашему государству, чтобы сохраниться в мире в качестве великой страны и не стать жертвой очередной революции, нужно найти ответ на главный вызов современности – запрос общества на справедливость и, прежде всего, экономическую справедливость, ибо разрыв между богатыми и бедными зашкаливает все разумные пределы, становится опасным фактором социальной апатии, с одной стороны, и политической нестабильной – с другой.
По утверждению экспертов, известных ученых, ответ на данный вызов необходимо искать в справедливости распределений доходов в триаде участников, создающих новую стоимость, — это, во-первых, капитал, и, во-вторых, труд, представленный наемными работниками, и в третьих, государство, являющееся собственником природных ресурсов.
По утверждению ученого Григория Водолазова, действительная демократия, действительное народоправство (этот антипод авторитарного застоя) возможны только там, где существует приблизительное социальное и материальное равенство людей, там, где нет всевластия, самодержавия крупного олигархического капитала и мощного административного ресурса неподконтрольной обществу бюрократии. И здесь чрезвычайно важное, если не решающее значение имеет резкое сокращение существующего в России так называемого «децильного коэффициента», т.е. отношение дохода 10% самых богатых людей к 10% самых бедных. Общепризнано, что нормальное развитие общества происходит тогда, когда этот коэффициент не превышает 6-7 раз. У нас же, даже при чудовищно заниженных полуофициальных данных, он составляет 14-16 (по другим, более близким к реальности подсчетам, он приближается к 40-50, а то и больше). В любом случае это катастрофический разрыв, это — преддверие большой социальной беды.
Особая специфика региона
Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют свою особую специфику. Так, современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами социального расслоения общества, которая является одним из катализаторов протестной активности. На данном этапе развития общества правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости. Противоречия в обществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия основной массы населения к власти, которые считают, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их социальных ожиданий.
В любой власти присутствует коммуникативный момент, который проистекает не из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимизации власти. Если потеряно доверие населения, разрушается весь политический порядок. Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает институты контроля власти, такие как свобода общественного мнения, избирательное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве.
По мнению ученых, эффективность власти повышается в том случае, если деятельность людей, наделенных властью, имеет в своей основе конструктивную, научно обоснованную программу управления общественными процессами и соответствующие ей методы. Отсутствие научно разработанных теоретических основ и конструктивной программы реформирования российского общества привело, в конечном счете, к масштабному социальному мифотворчеству. Вместо эффективного управления процессом реформ, учета их социальных последствий властные структуры нередко внедряют в массовое сознание пропагандистские лозунги и мифы. По существу, речь идет о примитивной манипуляции массовым сознанием, осуществляемой посредством подконтрольных властям СМИ.
— «Для меня современное государство-это, прежде всего, демократия»,- подчеркнул Дмитрий Медведев.- «Главный вопрос — каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную стабильность? Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели глобального развития достигались ненасильственным путем. В основе этих методов регулирования должна лежать толерантность».
А вот у многих рядовых дагестанцев имеет место более широкий и одновременно более «приземленный» взгляд на желаемую модель: в их представлениях демократия-это такая система, которая ориентирована на идею общего блага, и эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, определяется динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабами коррупции, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свободу граждан и т.п. Иначе говоря, рядовые дагестанцы, а значит и россияне хотят видеть такую демократию, которая бы помогала им хорошо жить и хорошо зарабатывать.
Ответственность власти
В интересах дальнейшей демократизации политической системы следует качественно повысить ответственность политиков перед гражданами и для этого ввести норму обязательной, регулярной прямой отчетности выборных народных представителей перед избирателями, причем с правом избирателей отстранить своего представителя от выборной должности в любое время решением большинства.
Основополагающим институтом демократической политической системы общества, обеспечивающим управляемость в местных территориальных образованиях (городских, сельских поселениях), является местное самоуправление. Право граждан самостоятельно, без вмешательства государства, не нарушая его законов, управлять собственными делами местного значения (непосредственным волеизъявлением (референдумы) или через выборных лиц закреплено в Конституциях России и Дагестана. В соответствии с их нормами структура органов власти местного самоуправления создается населением с учетом исторических и иных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и т.д. Чем внушительнее в общественной жизни представлены эти факторы, тем прочнее укореняются привычки строить свое благополучие без помощи государства. Именно этими факторами определяется роль органов местного самоуправления в системе власти и управления дагестанского общества.
К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Группа экспертов-политологов предлагают сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.
Чтобы построить новый Дагестан, нужны критически мыслящие кадры, думающие не о своей выгоде, а о дагестанских народах и их престиже. Известно, что от умных, безупречно честных руководителей зависит, какой будет наша республика, страна для подрастающих поколений.
Без хорошего рывка в развитии республики и повышения качества жизни дагестанского народа, решить проблему преступности и экстремизма одними лишь силовыми мерами не удастся. Нужно развивать экономику, значительно снизить уровень коррупции, провести жесткую чистку в органах власти. Причем, на всех ее этажах. В высоких кабинетах и креслах должны сидеть не махровые взяточники и бюрократы, и не бандиты, а в первую очередь эффективные менеджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие в каком направлении развивать экономику района или города. Разве мало таких молодых, но уже опытных и успешных бизнесменов в нашей республике? Их немало. И не только в Дагестане, но и за его пределами.
При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям органов местного самоуправления. Так, по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые, более современные критерии оценки деятельности выполнения своих должностных обязанностей руководителями сел, районов и городов. Совсем недавно, а точнее с прошлого года главы муниципальных образований, городских округов в присутствии представителей республиканских органов власти отчитываются перед активом района о проделанной работе. И если не будет четких результатов по основным показателям работы, руководитель освобождается от работы. И это очень серьезно повышает ответственность руководителей перед рядовыми людьми, населением.
В условиях нашей республики многонациональный ее состав диктует целесообразность введения принципа назначения министров, руководителей республиканских министерств, ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.
Без такого порядка назначения кадров нам трудно избавиться от подозрений в клановости, коррупции, привилегиях и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок будет происходить ротация министров и смена национальностей.
Такой порядок обеспечит, прежде всего, постоянный приток энергичных кадров разных национальностей, которых заранее нужно готовить к определенной должности. Да и специалисты-психологи считают целесообразной для пользы дела. Тем более, что мировая практика показывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюрализма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила, независимая от исповедуемой ею идеологии, стремится ограничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.
Совершенствование политической системы
В последнее время на федеральном уровне принимаются конкретные меры по совершенствованию политической системы. Так, политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Смягчены формальные требования по ряду вопросов партийного строительства и избирательного процесса. Законодательно установлены гарантии равного доступа парламентских партий к государственным средствам массовой информации. Приняты и другие меры. В том числе — в области информационно-коммуникационных технологий, развитие которых неразрывно связано с прогрессом политической системы, что предоставляет широкие возможности для реализации фундаментальных политических свобод.
В интервью американским СМИ Президент России Владимир Путин заявил, что верховенство закона и его уважение всеми без исключения гражданами страны должны являться главными демократическими принципами. «Мы будем и дальше работать над совершенствованием нашей политической системы. С тем чтобы люди чувствовали, рядовой человек чувствовал, что он влияет на жизнь государства и общества, что он влияет на власть. И чтобы власть чувствовала ответственность перед теми людьми, которые доверяют представителям власти в ходе избирательных кампаний», -сказал Владимир Путин.
Конституция Республики Дагестан, принятая в 2003 году, закрепляет и развивает общепризнанные принципы демократического государства, подчеркивает твердость исторического выбора дагестанского народа – жить и развиваться в единой семье народов многонациональной России.
Отразив в себе позитивные перемены, произошедшие в стране, современные тенденции государственно-правового развития России, Конституция Республики Дагестан подтвердила верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стала прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демократии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.
По мнению Главы Дагестана, многое можно сделать, если подходить к работе заинтересованно, если действовать с точки зрения интересов людей, работать на республику, на ее завтрашний день. «И самым главным результатом своего труда я считаю то, что нам удалось вернуть доверие людей к власти: и к федеральной, и к республиканской. Наша задача сегодня — работать так, чтобы это доверие сохранить. Для нас дагестанский народ — категория абсолютная. Как и Россия»,- убежден Рамазан Абдулатипов.
На мой взгляд, идеалом политической системы является такая ситуация, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. Власть должна, наконец, осознавать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.
Ильман Алипулатов,
председатель дагестанского отделения МедиаСоюза России,
член Общественной палаты РД.