Редакция газеты обратилась к прокурору города Махачкалы, старшему советнику юстиции Магомеду Абдулкадировичу с просьбой рассказать о результатах работы за 2016 год.
***
В истекшем 2016 году прокуратура города в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий осуществляла деятельность, направленную на выполнение задач, вытекающих из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов, указаний Генерального прокурора РФ, постановлений координационных совещаний, а также других ведомственных и межведомственных организационно- распорядительных документов.
Первостепенное внимание обращалось на деятельность по обеспечению исполнения жилищного, градостроительного и земельного законодательства, осуществлению надзора за соблюдением прав граждан в социальной и экономической сферах, противодействию коррупции, экстремизму и терроризму.
Принятые меры позволили исключить факты незаконных задержаний, арестов, привлечений граждан к уголовной ответственности, а также обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений.
Вместе с тем, анализ показывает, что несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, криминогенная обстановка в городе остается еще достаточно сложной и напряженной.
Так, в 2016 году в городе Махачкале зарегистрировано 4777 преступлений (против 4021 за 2015 г.), что свидетельствует о росте общей преступности на 18,8%. Из них раскрыто 3917 (2884) преступлений, что составляет 81.9 % (77%).
По линии общеуголовной направленности зарегистрировано 4174 преступления (против 3445), что свидетельствует об их росте на 21,2%, из которых раскрыто 3483 (против 2493), что составляет 83,3% (77,8%).
Следует отметить уменьшение на 11% количества совершенных на территории города убийств с покушениями (с 26 до 23), при этом раскрываемость их увеличилась (с 87,1% до 87,5%).
За истекший год на территории г.Махачкалы зарегистрировано 4 (12) посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, что свидетельствует об их значительном уменьшении — на 66,7%, при этом раскрываемость их составила 100% (95,5%).
В 2016 г. в сфере надзора за исполнением федерального законодательства городской прокуратурой выявлено 5417 (5312) нарушений закона; принесено 307 (269) протестов на незаконные правовые акты; в суды направлено 594 (571) иска (заявления) на сумму 101 341 тыс. руб. (45 998 тыс. руб.), рассмотрено и удовлетворено 575 (576) исков на сумму 50124тыс. руб. (13 839 тыс. руб.); внесено 223 (196) представления об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам их рассмотрения 221 (183) должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности; по постановлениям прокурора 248 (236) лиц привлечены к административной ответственности; предостережено о недопустимости нарушения закона 31 (29) должностное лицо; по результатам проведенных проверок в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ направлено в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании 29 (26) материалов, по 21 (20) из них возбуждены уголовные дела.
Одним из приоритетных направлений в сфере надзора за исполнением федерального законодательства являлось обеспечение приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов органов местного самоуправления г. Махачкалы.
Выявлен 61 НПА, противоречащий федеральному законодательству, в которых содержались 82 коррупциогенных фактора. На все указанные правовые акты прокуратурой города принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
К примеру, 13.05.2016 принесен протест на «Правила землепользования и застройки г.Махачкалы», утвержденные решением Собрания депутатов г.Махачкалы от 14.07.2009 за № 19-4а. Отдельные нормы указанных Правил противоречили Градостроительному кодексу РФ. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.
05.02.2016 принесен протест на предмет отмены некоторых положений постановления и.о. главы администрации г.Махачкалы от 30.06.2015 №3297 «Об утверждении платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, школах-садах г.Махачкалы», предусматривавших начисление платы за фактически не оказанные услуги по присмотру и уходу за детьми, не посещавшими детский сад.
Протест был рассмотрен администрацией г. Махачкалы и удовлетворен.
В сфере надзора за исполнением законов в сфере экономики активизировалась работа прокуратуры за соблюдением бюджетного законодательства.
В частности, выявлены нарушения при расходовании органом местного самоуправления средств резервного фонда.
Так средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, распоряжением главы города от 26.02.2016 № 135-р из резервного фонда направлены 100 тыс. руб. на формирование уставного фонда МУП «Дагтехкадастр», а распоряжением от 03.03.2016 №154-р средства в размере 370 тыс. руб. на оплату таможенных расходов.
По результатам проверки главе администрации г. Махачкалы внесено представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства.
Нарушения бюджетного законодательства выявлены также при реализации и финансировании муниципальных программ.
В связи с рассмотрением информации Счетной палаты Российской Федерации прокуратура провела проверку соблюдения бюджетного законодательства при реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» объект «Расширение и реконструкция канализации в городе Махачкале, 2-я очередь» федеральной целевой программы «Жилище».
Установлено, что в рамках реализации указанной подпрограммы МКУ «Комитет по строительству», являющееся по государственному контракту заказчиком работ по строительству канализационного тоннельного коллектора, израсходовало средства бюджета Республики Дагестан в сумме 35 млн. рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, т.е. допустило нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере.
Материалы проверки направлены в следственный отдел по Советскому району г.Махачкалы СУ СК Российской Федерации по Республике Дагестан для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных нарушений уголовного законодательства.
Также прокуратурой города с привлечением контрольно-счетной палаты г.Махачкалы проверено исполнение казенными и бюджетными учреждениями обязательств по исполненным муниципальным контрактам, обратив особое внимание на причины образования задолженности и полноту принимаемых мер по ее ликвидации.
Проверкой в МКУ «Махачкалапродукт» установлены факты заключения контрактов и договоров сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, а также факты приобретения у поставщиков (в том числе аффилированных с руководителями казенного учреждения) по заключенным контрактам и договорам за период 2015-2016 г.г. отдельных продуктов питания по завышенным ценам
В этой связи прокуратурой материалы проверки были направлены в следственные органы для осуществления уголовного преследования по фактам выявленных нарушений законодательства.
Наиболее распространенными в сфере землепользования и градостроительства являются нарушения, допускаемые собственниками земельных участков, которые используют участки не по целевому назначению с нарушением вида разрешенного использования либо осуществляют строительство объектов капитального строительства на собственных земельных участках без разрешительной документации.
Вместе с тем, нарушения в указанной сфере надзора допускаются также органом местного самоуправления. В частности, выявлены факты нарушения установленного законом порядка предоставления земельных участков.
Так, прокуратурой проверена законность постановления главы города Махачкалы от 02.03.2016 № 160 «О предоставлении ООО «Сарир» в аренду земельного участка площадью 6,86 га под строительство гостинично- туристического комплекса в МКР «Лазурный берег», по ул. Сарир, 39 в городе Махачкале».
При вынесении указанного правового акта администрацией г.Махачкалы допущены нарушения статей 39.6 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок предоставлен в аренду для осуществления предпринимательской деятельности без проведения торгов.
В 2016 г. по 10 направленным прокуратурой в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ для осуществления уголовного преследования материалам по таким фактам следственными органами возбуждено и расследуются 9 уголовных дел (по 1 материалу доследственная проверка не завершена).
Существенно активизировалась в прошедшем году работа городской прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности.
Факты неэффективного использования государственного имущества Республики Дагестан выявлены в деятельности государственных профессиональных образовательных бюджетных учреждений: «Республиканский промышленно- экономический колледж №1», Республиканский политехнический колледж», Республиканский строительный колледж №1», «Профессиональное училище №21»
По результатам проверки прокуратурой внесены представления об устранении выявленных нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
В деятельности КУИ г.Махачкалы выявлены и иные нарушения законодательства, такие как факты незаконного создания администрацией города муниципальных предприятий.
Так, установлено, что с нарушением требований Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» постановлением администрации города от 18.08.2016 создано муниципальное унитарное предприятие «Горснаб г. Махачкалы».
В постановлении предусматривалось, что цель деятельности МУП «Горснаб г. Махачкалы» – это качественное удовлетворение потребностей населения города продукцией сельскохозяйственного назначения. Между тем, в установленном законом исчерпывающем перечне целей создания муниципальных унитарных предприятий данная цель отсутствует.
В связи с этим, на постановление прокуратурой города принесен протест. По результатам его рассмотрения незаконный правовой акт отменен.
В центре внимания прокуратуры были и вопросы надзора за исполнением законов в социальной сфере.
Так, прокуратурой по результатам надзорных мероприятий выявлено 549 нарушений законодательства об оплате труда. На предмет устранения выявленных нарушений в суды направлено 496 заявлений о выдаче судебных приказов, внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 15 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 13 лиц привлечены к административной ответственности по вынесенным прокуратурой города постановлениям о возбуждении административного производства, объявлено 4 предостережения.
К примеру, проведенной прокуратурой города в МУП «Очистные сооружения канализации городов Махачкала-Каспийск» проверкой установлено, что работникам данного МУП заработная плата за декабрь 2015 года и январь 2016 года выплачена с нарушением установленных сроков. Кроме того, вопреки требованиям в день увольнения с работниками не производится окончательный расчет, а именно, не выплачивается денежная компенсация за неиспользованные дни отпусков.
Кроме того, прокуратурой в мировой суд направлено 145 заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы в пользу 145 работников МУП, которые рассмотрены и удовлетворены.
По результатам рассмотрения указанного дела директор МУП привлечен к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 26 тыс. рублей.
Такие же нарушения трудового законодательства, связанные с нарушением установленных законом сроков оплаты труда, выявлены в МУП «Горзеленхоз», «Махачкалатеплоэнерго», «Махачкалаводоканал», ЗЖБИ «Стройдеталь», АО «Газпром газораспределение Махачкала», с целью устранения которых приняты аналогичные меры прокурорского реагирования.
Прокуратура с привлечением специалистов Роспотребнадзора и Госжилинспекции провела проверку своевременности и полноты предоставления населению коммунальных услуг по газо-, электро-, тепло-, водоснабжению.
Так потребители, проживающие в многоквартирных домах по ул. Перова, 15 и пр. Акушинского, 94 обеспечены коммунальной услугой по отоплению ниже нормативного уровня.
Не соответствовали нормативному уровню и параметры теплоносителя в домах по ул. Акушинского, 84, ул.И.Казака, 2 «б» и др. Исполнителем до середины ноября не было подано теплоснабжение на вводе в дома. При этом потребителям произведено необоснованное начисление платы за теплоснабжение в период его отсутствия.
В сфере газоснабжения выявлены факты открытия лицевых счетов абонентам многоквартирных домов без надлежащей исполнительной и технической документации, а также необоснованного начисления коммунальной платы.
По результатам проверки прокуратурой в адрес исполнительного директора «Махачкалатеплосервис» и руководителя «Дагестанэнерго» внесены представления об устранении выявленных нарушений с требованием о перерасчете платы за услуги по отоплению.
Кроме того, в отношении исполнительного директора «Махачкалатеплосервис» и председателя ТСЖ «Тепло» за предоставление услуг ниже нормативного уровня обеспечения возбуждено административное дело по ст.7.23 КоАП РФ.
В августе 2016 г. в ходе прокурорской проверки обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроэнергии в АО «Дагестанская сетевая компания» Махачкалинские городские электросети (далее-Исполнитель) были выявлены 144 случая, когда размер платы за коммунальные услуги рассчитывался не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а произвольно, по необоснованно завышенным объемам потребления. После внесения представления руководством Горэлектросети были приняты меры по их устранению.
Выявлены нарушения федерального законодательства в сфере ЖКХ, допущенные «Махачкалаводоканал» в связи с установлением и опломбированием приборов учета воды.
В целях устранения нарушений федерального законодательства прокуратурой города генеральному директору «Махачкалаводоканал» внесено представление. По результатам его рассмотрения виновные работники привлечены к дисциплинарной ответственности, нарушения устранены.
В отчетном периоде прокуратурой выявлялись и нарушения законодательства в сфере здравоохранения.
В ходе проверочных мероприятий, проведенных в ООО «Красота и здоровье», «Фарма Плюс», аптеке «Авиценна» ИП Сутаевой А.Р. и др. выявлены нарушения закона, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности без лицензии. Прокуратурой было возбуждено 6 дел об административном правонарушении, которые для рассмотрения направлены в Арбитражный суд РД. По 5 делам судом виновным назначены административные штрафы, 1 дело находится на стадии судебного рассмотрения.
Кроме того, в суд направлены исковые заявления об обязании индивидуальных предпринимателей приостановить незаконную медицинскую деятельность до получения лицензии. Большинство исковых заявлений рассмотрены и удовлетворены.
Также проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в «Махачкалинский родильный дом №1»; «Махачкалинский родильный дом №2»; «Республиканская клиническая больница №2 —
Центр специализированной экстренной медицинской помощи»; ГБУ РД «Детская больница №1» и других медицинских учреждениях, где выявлены многочисленные нарушения требований Федеральных законов о пожарной безопасности, в связи с чем прокуратурой в отношении ответственных за пожарную безопасность должностных лиц названных медицинских учреждений возбуждено 9 производств, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности.
Также установлено, что вышеуказанные нарушения закона, требующие значительных материальных затрат, не устраняются на протяжении продолжительного времени из-за отсутствия финансирования, в связи с чем прокуратурой направлены исковые заявления об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые удовлетворены судом в полном объеме.
Положительная работа прокуратуры г.Махачкалы в указанной сфере отмечена в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 12.04.2016 за №72/1-15-2016.
В ходе проверки исполнения пенсионного законодательства в части законности получения ежемесячных денежных выплат участниками боевых действий установлены факты незаконного их получения. Прокуратурой в 2016 г. направлены в следственные органы 5 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных нарушений уголовного законодательства.
В ходе проверки в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Медпрофценр» выявлены существенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, которые повлекли за собой нарушения гарантированных законом прав инвалидов на труд.
В частности, организацией не обеспечивалось создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, не предоставлялось в установленном порядке информации, необходимого для организации занятости инвалидов.
Исполнительный директор компании привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
За отчетный период проведен ряд проверок по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, направленных на защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам которых выявлены значительные нарушения.
Так, отделом муниципального земельного контроля управления по земельным ресурсам и землеустройству проведены обследования земельных участков КФХ «Рассвет-1», «Ругуджа», «Возрождение (всего 125 КФХ) на предмет целевого использования земельных участков. По результатам проверки составлены акты обследования земельных участков.
Однако, обследования земельных участков КФХ проведены без участия руководителей КФХ, нет даты составления акта обследования и вручения им экземпляра такого акта.
Кроме того, в деятельности управления имели место нарушения требований ФЗ, выразившиеся в необоснованном отказе в представлении муниципальной услуги по созданию благоприятных условий для предпринимательства.
Прокуратура провела также проверку исполнения законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей в сфере торговли.
В ходе проверки в управлении торговли администрации г. Махачкалы установлено, что в административном регламенте по предоставлению муниципальных услуг управления торговли и Положении о порядке размещения и функционирования нестационарных торговых точек изложены нормы, требующие оплату за предоставление муниципальных услуг при выдаче свидетельства о размещении и функционировании нестационарных торговых точек. В этой связи прокуратурой на противоречащие федеральному законодательству положения муниципальных правовых актов принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены
В ходе проверки в СРО «Содружество строителей Республики Дагестан» установлено, что Положением о членстве в СРО предусмотрены нормы, допускающие истребование от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов, не предусмотренных федеральным законом. На противоречащие федеральному законодательству нормы прокуратурой принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.
Прокуратурой были продолжены надзорные мероприятия, нацеленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебными приставами исполнителями межрайонного отдела по особым исполнительным производствам и межрайонного отдела по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов УФССП России по Республике Дагестан.
Установлено, что в 2015 – 2016 годах в производстве судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела находилось 317 исполнительных производств о взыскании в бюджеты разных уровней, в доходы государственных, муниципальных организаций, учреждений, Пенсионного фонда РФ, Банка России, Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» ущерба, причиненного преступлениями, иными правонарушениями на общую сумму в размере 4370, 3 млн. руб.
Окончено 65 исполнительных производств на общую сумму ущерба в размере 2488,4 млн. руб.
Проверка законности принимаемых решений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю показала, что зачастую они принимались с нарушениями законодательства об исполнительном производстве, при отсутствии достаточных оснований.
К примеру, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Республике Дагестан Алиевым М.Ш. в ходе осуществления исполнительного производства о взыскании с Алибутаева А.А. в доход государства 51,1 млн.руб. в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, в полном объеме не реализованы полномочия, предусмотренные ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе право совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, и 24.07.2015 на основании п.4 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
При этом от Алибутаева А.А. не получены объяснения по вопросам его коммерческой деятельности и её результатов. Несмотря на то, что по данным налоговых органов должник является собственником 100% доли в уставном капитале ООО «Спектр», совладельцем «Стройинвест- МЗ», необходимые исполнительные действия, направленные на отыскание имущества не приняты.
Всего в 2016 году по результатам надзорных проверок прокуратурой города выявлено 454 нарушения законодательства об исполнительном производстве, на предмет их устранения внесено 25 представлений, принесен 71 протест.
В 2016 году надзором за исполнением законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции выявлено 625 нарушений закона (за 2015-390), для устранения которых, принесен 61 протест (за 2015 -50), в суд направлено 8 заявлений (за 2015-8), внесено 31 представление об устранении нарушений закона (за 2015 -23), по результатам их рассмотрения 82 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (за 2015 -37); 30 лиц по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности (за 2015 -28), предостережено о недопустимости нарушения закона -2 (за 2015-1), в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в СО направлено 2 материала (за 2015-1).
Анализ отмеченных выше показателей свидетельствует об улучшении состояния надзорной работы в этой приоритетной сфере.
В 2016 году прокуратурой проведены проверки исполнения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в МУП «Горзеленхоз», военном комиссариате г. Махачкалы, «Махачкалинский родильный дом №1», «Махачкалинский родильный дом №2». «Детская больница №1» и «Республиканская клиническая больница №1», «Диагностический центр г. Махачкалы», «Республиканский травматологический центр», «Дагестанский центр медицины катастроф», «Дагестанский центр стандартизации, метрологии и сертификации», НП «Дагестанский центр развития предпринимательства», «Дагтехкадастр» и «Махачкала-такси», ГБУ РД «Республиканский промышленно-экономический колледж №1», Махачкалинский финансово-экономический колледж.
Руководителям вышеперечисленных учреждений внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры по устранению нарушений, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Ряд нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при осуществлении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, выявлены в организациях города.
В отношении должностных лиц «Комитет по строительству г. Махачкалы», «Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы», «Управление рекламой», «Управление сельского хозяйства г. Махачкалы», «Школа-интернат для детей сирот», «Городской пляж г. Махачкалы», «Специализированный центр для детей с компенсационными потребностями», «Единая дежурно-диспетчерская служба возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1.4 и 3 ст.7.30 КоАП РФ, которые рассмотрены с привлечением виновных лиц к административной ответственности.
Вынесенные по указанным фактам 30 постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении рассмотрены УФАС по РД с наложением штрафа в размере 324 тыс. руб. (общая сумма).
В сфере надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму и проявлениям терроризма, о межнациональных отношениях прокуратурой выявлено 172 (за 2015 год — 169) нарушения законов, в том числе 82 – в сфере противодействия экстремизму и 90 – в сфере противодействия проявлениям терроризма. Из них 11 – в органах местного самоуправления, 21 – в сети Интернет, 140 – в иных организациях. По результатам проверок в суды направлено 12 исковых заявлений, которые удовлетворены в полном объеме, внесено 12 представлений, по результатам, рассмотрения которых наказано 12 должностных лиц, объявлено 2 предостережения.
Установлено, что зачастую предусмотренные Комплексной программой мероприятия проводятся формально, отчего их эффективность является крайне незначительной, реальное влияние на вопросы противодействия экстремизму и терроризму они не оказывают.
Постоянный мониторинг и анализ ситуации в г.Махачкале с целью выявления причин возникновения экстремистских проявлений, а также анализ материалов печатных изданий на предмет выявления публикаций антиконституционной, националистической и экстремисткой направленности, не проводятся.
Своевременное и качественное исполнение мероприятий, предусмотренных Комплексной программой не обеспечиваются.
Проведенный прокуратурой анализ свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности функционирования образовательных и медицинских учреждений, объектов топливно-энергетического комплекса, что в условиях высокой степени террористической угрозы делает указанные объекты потенциально уязвимыми от возможных действий террористического характера. Такое положение отмечается на многих объектах города.
Осуществляя постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, особое внимание обращалось на решение жилищных проблем, в том числе обеспечения жильем детей-сирот, своевременно и принципиально реагируя на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимались исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
В частности, по результатам проверки выявлен факт предоставления детям-сиротам органами местного самоуправления неблагоустроенных квартир. В связи с этим в марте 2016 года в интересах детей-сирот главе администрации г.Махачкалы внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого лицо, допустившее указанные нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, в суд направлено 3 исковых заявления об обязании администрации г.Махачкалы обеспечить детей-сирот жильем, которые судом удовлетворены.
Проверка исполнения законодательства в отделе по исполнению наказания и применении иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Дагестан и УМВД России по г.Махачкале, выявила нарушения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целях обеспечения устранения нарушений, причин и условий, им способствующих, внесены 2 представления, по результатам рассмотрения которых привлечены к дисциплинарной ответственности 4 должностных лиц.
Осуществляя надзор в этой сфере, прокуратурой города 23.12.16 принесен протест на решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 19.01.2007 за № 28-2, которым утверждена оплата за содержание детей в дошкольных учреждениях, в школах-садах и учреждениях дополнительного образования администрации города Махачкалы, чем нарушено требование ч.2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей), ее размер, устанавливает учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность дошкольного образования, каковым Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не является.
Всего в 2016 году при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних прокуратурой города выявлено 273 (в АППГ- 236) нарушений закона, внесенные исковые заявления прокуратуры были удовлетворены.
За 2016 г. в Книге учета сообщений о происшествиях УМВД РФ по г. Махачкале (далее — КУСП УМВД) зарегистрировано 2620 (за 2015 г. — 1194) сообщения о происшествиях. По результатам их рассмотрения приняты следующие решения: возбуждено уголовных дел — 108 (СЧ СУ — 106, ОД — 2) (183); отказано в возбуждении уголовного дела — 210 (СЧ СУ — 75, ОД — 135) (166), возбуждено административных дел — 91; передано по подведомственности или территориальности — 1423; в остатке — 30; списаны в номенклатурное дело – 65.
В ходе изучения материалов проверок признаны незаконными и отменены 104 (96) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях (СЧ СУ – 58, ОД – 46); направлено 11 (9) требований об устранении нарушений федерального законодательства, которые удовлетворены; внесено 8 (8) представлений и информаций об устранении нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 28 (22) должностных лиц; выявлено 10 (10) укрытых от учета преступлений (все по следствию), из них 9 – путем незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, 1 – путем непринятия процессуального решения в течение длительного времени при наличии очевидных признаков преступления.
Основными нарушениями, допускаемыми сотрудниками УМВД при рассмотрении сообщений о преступлениях, как и ранее, являются принятие незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Выявлены также факты вынесения необоснованных и немотивированных постановлений о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении.
Имеют место нарушения требований ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства при проведении доследственных проверок.
К примеру, изучением материала проверки, собранного по факту обнаружения поддельного служебного удостоверения у Юсуповой П.Р. установлено, что сотрудниками УМВД России по г. Махачкале по нему в течение длительного времени (более 6 месяцев) допущена необоснованная волокита, грубо нарушены требования уголовно-процессуального закона и неоднократно принимались необоснованные процессуальные решения. Так, указанный материал неоднократно (4 раза) незаконно перенаправлялся из одного органа внутренних дел в другой г.Махачкалы (в последний раз — 09.02.2016).
По факту допущенных нарушений закона 14.03.2016 прокуратурой города внесено представление начальнику УМВД России по г.Махачкале, по результатам рассмотрения которого 3 должностных лица наказаны (объявлен выговор в устной форме), из них 2 — начальника отделов ОД ОП по Советскому и Кировскому районов и 1 — заместитель начальника ОУР ОП по Ленинскому району УМВД.
Прокуратурой города во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» в первом полугодии 2016 года были приняты соответствующие меры по обеспечению законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
По фактам выявленных при изучении уголовных дел нарушений прокуратурой города подготовлено и внесено 31 (28) требование в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия по уголовным делам СЧ СУ УМВД России по г. Махачкале, которые рассмотрены и удовлетворены.