Под таким названием в Махачкале в Театре поэзии открылась персональная выставка Натальи Савельевой — новый проект выпускницы мастерской живописи художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, в чьей копилке более сорока выставок республиканского, регионального и всероссийского уровня. В экспозицию вошли более 25 полотен, созданных за прошедшие два года.
Открывая выставку, директор Театра поэзии Елена Гарунова сказала, что после первой персональной выставки Натальи Савельевой в Первой галерее прошло немногим более двух лет и вот новая встреча этого талантливого художника со зрителем теперь в галерее Театра поэзии. «Все это время Наталья напряженно работала, параллельно участвуя в групповых выставках в Дагестане и за его пределами. Но персональная выставка, даже самая камерная, — всегда событие и в творческой биографии автора, и в культурной жизни общества, это особая ответственность. Здесь художник на виду. Здесь невозможно спрятаться, раствориться в общей массе собратьев по кисти. Здесь ты уже не в хоре, ты — солист. Наверное, поэтому каждый художник тщательно готовится к любой персональной выставке. И Савельева — не исключение», — отметила она.
Член Ассоциации искусствоведов Татьяна Петенина, посмотрев выставку, сказала: «Камерность и особый уют выставочного зала Театра поэзии задали особую тональность экспозиции, позволяющую прикоснуться к тонкому внутреннему миру художника, ее и только ее восприятию окружающего мира и его красоты. Творчество Натальи Савельевой отличается утонченностью и удивительной цельностью: несмотря на явную принадлежность к академической школе А. Мусаева, ее работы невозможно ни с кем спутать, разделить на этапы, периоды – это как непрерывный жизненный поток, сама животворящая природа, единая и неделимая, несущая благодать и утешение. В ее картинах раскрываются сакральные смыслы вещей, на первый взгляд весьма обыденных. И надо обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы увидеть красоту в этих обыденных вещах, высшие смыслы – в простых формах. А для выражения этих тончайших сущностей автор использует художественный язык, адекватный своему мироощущению.
Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение «красивым и некрасивым» лепестком, бугорком, лесом проникают в душу художника Натальи Савельевой, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не просто лиричны, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину их надо увидеть и потом прочитать – ощутить», — отметила она.
Наталья Савельева любит этот земной мир в его первозданности и целостности, где каждая травинка, каждое облако, каждый камень при всей своей самодостаточности порой неразличимы — овечка превращается в камень, камень — в облако, степь продолжает небо. Эта взаимозаменяемость предметов позволяет автору видеть и изображать этот мир без границ, передавая синкретизм мифологического сознания. И потому Дагестана в его чисто этнографическом аспекте в картинах Савельевой немного, но дагестанским архаичным духом проникнуто все ее творчество: она видит весь мир как бы «дагестанскими глазами», Дагестан — неотделимая часть этого мира и в пространственном, и временном, и художественном аспектах. И вот женщина (!), пасущая стадо овец у стен дербентской крепости напоминает библейского пастуха, рукава традиционной овчинной шубы — крылья ангела, а коровы-кормилицы в своем вечном движении в поисках только ли сочной травы. И любой плод — будь то тыква, яблоко, айва, гранат, початок кукурузы, еще не родившееся дитя — являют нам великий Дар природы и ты переполняешься восторгом перед ее совершенством, и гармонией, и смирением перед мудростью Создателя.
По словам посетителей выставки, Савельева обладает даром увести зрителя от повседневности, от эмпирического взгляда на мир, помогает ему понять мироздания, его высшие идеалы. Художественный метод ее это символизм — художественный стиль конца XIX-начала XX веков, стремящийся изменить окружающий мир по законам красоты и высокого Искусства. На ее полотнах грань между двумя мирами также неуловима: нередко композиция строится на нюансах и оттенках, очертания зыбкие, расплывчатые, формы живой природы трансформируются в стилизованный условный узор на плоскости. Сближает художника с символистами и излюбленный голубой цвет, выражающий высшие, духовные сущности.
Также на открытии выставки своим впечатлениям об авторе и его произведениях поделились директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова, министр по национальной политике Татьяна Гамалей, декан художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета Хабибурахман Омаров, кандидат филологических наук Муса Гаджиев, художник Лейла Изабакарова и многие другие.
В завершение выставки Елена Гарунова подчеркнула, что Наталья Савельева никогда не расстанется с реальным миром, слишком он ей дорог. «Она не променяет его истинные ценности на холодные абстрактные категории, апеллирующие не столько к душе человека, сколь к интеллекту. Ее сильный и цельный характер, не приемлющий компромиссов ни в жизни, ни в творчестве, не позволит снизить высокую ноту, проходящую через все ее творчество — благодарность Создателю за великий Дар жизни. Наша же благодарность художнику — возможность дать нам прикоснуться к тайнам бытия», — заключила она.
Рамина Насреддинова