«Дары»

Под таким названием в Махачка­ле в Театре поэзии открылась пер­сональная выставка Натальи Саве­льевой — новый проект выпускни­цы мастерской живописи художе­ственно-графического факультета Даггоспедуниверситета, в чьей копилке более сорока выставок ре­спубликанского, регионального и всероссийского уровня. В экспози­цию вошли более 25 полотен, соз­данных за прошедшие два года.

Открывая выставку, директор Театра поэзии Елена Гарунова сказала, что после первой персональной выставки Натальи Савельевой в Первой галерее прошло немногим более двух лет и вот новая встреча этого талантливого ху­дожника со зрителем теперь в галерее Театра поэзии. «Все это время Наталья напряженно работала, параллельно участвуя в групповых выставках в Да­гестане и за его пределами. Но персо­нальная выставка, даже самая камер­ная, — всегда событие и в творческой биографии автора, и в культурной жиз­ни общества, это особая ответствен­ность. Здесь художник на виду. Здесь невозможно спрятаться, раствориться в общей массе собратьев по кисти. Здесь ты уже не в хоре, ты — солист. Наверное, поэтому каждый художник тщательно готовится к любой персо­нальной выставке. И Савельева — не исключение», — отметила она.

Член Ассоциации искусствоведов Татьяна Петенина, посмотрев выстав­ку, сказала: «Камерность и особый уют выставочного зала Театра поэзии за­дали особую тональность экспозиции, позволяющую прикоснуться к тонко­му внутреннему миру художника, ее и только ее восприятию окружающего мира и его красоты. Творчество Ната­льи Савельевой отличается утончен­ностью и удивительной цельностью: несмотря на явную принадлежность к академической школе А. Мусаева, ее работы невозможно ни с кем спутать, разделить на этапы, периоды – это как непрерывный жизненный поток, сама животворящая природа, единая и неделимая, несущая благодать и утешение. В ее картинах раскрывают­ся сакральные смыслы вещей, на пер­вый взгляд весьма обыденных. И надо обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы увидеть красоту в этих обыденных вещах, высшие смыслы – в простых формах. А для выражения этих тончайших сущностей автор использу­ет художественный язык, адекватный своему мироощущению.

Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение «красивым и некрасивым» лепестком, бугорком, лесом прони­кают в душу художника Натальи Са­вельевой, а оттуда выливаются на ее полотна, создавая поэтические живо­писные произведения. Они не просто лиричны, они переполнены внутрен­ними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину их надо увидеть и потом прочитать – ощутить», — отметила она.

Наталья Савельева любит этот земной мир в его первозданности и целостности, где каждая травинка, каждое облако, каждый камень при всей своей самодостаточности порой неразличимы — овечка превращает­ся в камень, камень — в облако, степь продолжает небо. Эта взаимозаме­няемость предметов позволяет авто­ру видеть и изображать этот мир без границ, передавая синкретизм мифо­логического сознания. И потому Да­гестана в его чисто этнографическом аспекте в картинах Савельевой немно­го, но дагестанским архаичным духом проникнуто все ее творчество: она видит весь мир как бы «дагестански­ми глазами», Дагестан — неотделимая часть этого мира и в пространствен­ном, и временном, и художественном аспектах. И вот женщина (!), пасущая стадо овец у стен дербентской крепо­сти напоминает библейского пастуха, рукава традиционной овчинной шубы — крылья ангела, а коровы-кормилицы в своем вечном движении в поисках только ли сочной травы. И любой плод — будь то тыква, яблоко, айва, гранат, початок кукурузы, еще не родившееся дитя — являют нам великий Дар при­роды и ты переполняешься восторгом перед ее совершенством, и гармо­нией, и смирением перед мудростью Создателя.

По словам посетителей выставки, Са­вельева обладает даром увести зрителя от повседневности, от эмпирического взгляда на мир, помогает ему понять мироздания, его высшие идеалы. Худо­жественный метод ее это символизм — художественный стиль конца XIX-начала XX веков, стремящийся изменить окру­жающий мир по законам красоты и вы­сокого Искусства. На ее полотнах грань между двумя мирами также неуловима: нередко композиция строится на ню­ансах и оттенках, очертания зыбкие, расплывчатые, формы живой природы трансформируются в стилизованный условный узор на плоскости. Сближает художника с символистами и излюблен­ный голубой цвет, выражающий высшие, духовные сущности.

Также на открытии выставки своим впечатлениям об авторе и его произ­ведениях поделились директор Да­гестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова, министр по национальной политике Татьяна Га­малей, декан художественно-графиче­ского факультета Даггоспедуниверси­тета Хабибурахман Омаров, кандидат филологических наук Муса Гаджиев, художник Лейла Изабакарова и многие другие.

В завершение выставки Елена Гарунова подчеркнула, что Наталья Савельева никогда не расстанется с реальным миром, слишком он ей до­рог. «Она не променяет его истинные ценности на холодные абстрактные категории, апеллирующие не столько к душе человека, сколь к интеллек­ту. Ее сильный и цельный характер, не приемлющий компромиссов ни в жизни, ни в творчестве, не позво­лит снизить высокую ноту, проходя­щую через все ее творчество — бла­годарность Создателю за великий Дар жизни. Наша же благодарность художнику — возможность дать нам прикоснуться к тайнам бытия», — заключила она.

Рамина Насреддинова