Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

 

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Хвередж

Старинный аул Курахского района Дагестана. Точная дата возникновения села неизвестна. Как рассказывают старожи­лы, после очередного нашествия иноземных захватчиков, село заново восстанавливали. Последний раз это происходило по­сле разгрома войск Надир-шаха. Недалеко от села находил­ся еще один маленький аул. Оставшиеся в живых его жители примкнули к хвереджцам. Здесь нашли также пристанище и представители лакского и табасаранского народов, которые остались без крова. Слово Хвередж с агульского языка пере­водится как «большой утес». Аул действительно расположен на большом утесе. С южной стороны его защищала пятиэ­тажная сторожевая башня. Удивительным было то, что стены этой башни закладывали из камней четырехметровой длины. На одном из камней высечена надпись: «Город Хвередж». К со­жалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разру­шили, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца «Большое ли ваше село?», то он как бы невзначай отвечал: «У нас сорок мельниц». В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбра­сывая прямо на головы неприятеля. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, что построили сельскую мечеть, братья из тухума Хирчер. Высотное здание до 30-х годов украшало аул. Из 100 подворий сейчас в селе осталось около 70, потому, что многие из-за трудных горных условий переселились на равнину, в города.

В наши дни в селе функционируют Дом культуры, средняя школа, библиотека, спортзал. В школе обучаются до 100 де­тей. В личных хозяйствах жителей более 3000 овец и коз, 500 голов крупного рогатого скота. Водой село обеспечено. За каждым подворьем числится около 30 соток земли. Хвередж один из самых отдаленных аулов, расположен в 27 км от рай­центра. Граничит с землями Агульского района.

Хив

Одно из древнейших табасаранских селений Дагестана, история которого до сих пор мало изучена. Точное время об­разования селения не известно. По одним данным на месте нынешнего селения находился город Гердешан, по другим — много мелких сел. Селение Хив неоднократно подвергалось нашествию иноземных захватчиков. Так, во время похода на село Рича в 1239 году монголы разорили Хив. Через Хив прошли и войска Надир-шаха, опустошая все на своем пути. Ими были разрушены Гамак-накьар, Гасул-гъул, Чуру-хюл, Журас, Ккалай-гъул и город Гердешан. Оставшиеся в живых хивцы построили небольшое село.

На восточном кладбище села Хив в 1986 году была обна­ружена самая ранняя датированная эпитафия Северного Кав­каза. Памятник, высеченный из очень твердой породы камня — доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо со­хранилась — она нанесена куфическим шрифтом со значитель­ными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)». В самом селе Хив исследователи обнаружили три старинных могильника: восточный могильник с богатым эпиграфическим материалом X-XI веков, западное кладбище с эпиграфическим материалом XIV-XV веков и не­сколько памятников без надписей в центральной части аула, внешний облик которых характерен для стен XII-XIV веков. Наличие здесь нескольких старинных могильников позволяет с известной долей вероятности говорить о том, что прибли­зительно с XII-XIII веков аул был многотухумным, т.е. он уже в XII веке из родового поселения превратился в территориаль­но-родовую общину, известную в источниках под термином «карят».

Украшением селения Хив является минарет в центре села, дата строительства которого не установлена. Ныне он напо­минает округлую башню высотой 12 метров и сложен из гру­бообработанного камня. Селение Хив имело два квартала и два кладбища: верхний и нижний, граница между ними прохо­дила по линии минарета. Хив — узденское село, здесь не было особо богатых людей, жили зажиточные семьи. Жители зани­мались земледелием, животноводством и ковроткачеством. Пастбища были общественными, все имели одинаковое право на пользование ими, а вот сенокосные участки (харяр) были и частные. В селении жили умелые мастера: плотники, каменщики, кузнецы и специалисты других ремесел. Со своей продукцией хивцы ездили в Дербент и соседние районы.

Хиндах

Селение в Хунзахском районе Дагестана. Сельсовет образо­ван Декретом ВЦИК от 20.01.21г. в составе Цатанихского участка Аварского округа, с 1928 года входящего в состав Хунзахского района. Число хозяйств более 150. Население около 800 чело­век. По рассказам старожилов, строиться и расти село начало с местоположения старого кладбища. Первыми основателями села являются переселенцы из селения Гацалух. Считалось, что первончально селение находилось в местечке «ЦIалълъ». Также есть утверждение, что селение трижды горело, на это указывают и особенности почерневщих скальных пород.

На трех возвышенностях «Гакула», «Таптахъил щоб» и «ГьаматIа» находились сторожевые башни. Сохранились их фундаменты. С этих высот просматривались все окресности и тропы, по которым на село мог напасть неприятель. Непро­стые отношения были у сельчан с более крупными соседями – селением Орота. Постоянно были с их стороны притязании к пашням и выпасу скота. Оротинцы обстреливали их во время пахоты, утверждая, что земля принадлежит им. Приходилось пахать ночами, привязывая к рогам быков масляные лампы. У хиндахцев были братоубийственные баталии из-за выруб­ки леса жителями селения Мочох. Селению Хиндах около 800 лет. На это указывают надписи на могильных надгробьях. Жи­тели в основном занимались земледелием и скотоводством. В селении Хиндах было 7 мельниц.

Участвовали хиндахцы и в Кавказской войне. Доверенным и любимым мюридом Шамиля был Бугъал Дибир. Он был об­разованным алимом своего времени.

Хинуб

Аул расположен в Чародинском районе Дагестана. Граничит с селами: Ириб, Магар, Хурух, Чуниб. Название аула происхо­дит от слова «хинаб», т.е. «теплый», он защищен с двух сторон горами. Наличие кладбищ христианского и мусульманского и настенных надписей, сохранившихся на старинных строениях, позволяет судить о возникновении аула примерно 600-700 лет назад. К началу XX века в Хинубе реально существовали два ту­хума (семейные общины): ТIасакъамал и Гъоркъамал. Послед­ний считался самым состоятельным, хотя по численности он был самым малочисленным. По истории религии в ауле, как и во всем Дагестане, в начале появилось язычество, а до второй половины IX века существовало христианство. Спорные вопро­сы в ауле решались по адатам и частично по шариату. Одна­ко следует заметить, что веками укоренившиеся адаты имели преимущество, поэтому шариатские законы не занимали гла­венствующей роли. В семейно-бытовом отношении Хинуб осо­бо не отличался от соседей, отличие состояло в гостеприим­стве хунубцев. Хинубцы в течение XX века не помнят и не знают ни одного случая преднамеренного убийства, поэтому не было и случая кровной мести в этом селе. Самыми почитаемыми праздниками в прошлом и сегодня остаются: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День первой борозды, 9 Мая. Основой эко­номики традиционно считались: овцеводство, скотоводство, земледелие и народные промыслы. В основном сеяли: ячмень, просо, в советский период — пшеницу, кукурузу, картофель. Здесь ткали прекрасные паласы, покрывала, дорожки, шили суконные брюки, накидки, бушлаты, хурджины и сумки, тулупы и папахи. Сегодня в Хинубе около 100 хозяйств.