«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Хвередж
Старинный аул Курахского района Дагестана. Точная дата возникновения села неизвестна. Как рассказывают старожилы, после очередного нашествия иноземных захватчиков, село заново восстанавливали. Последний раз это происходило после разгрома войск Надир-шаха. Недалеко от села находился еще один маленький аул. Оставшиеся в живых его жители примкнули к хвереджцам. Здесь нашли также пристанище и представители лакского и табасаранского народов, которые остались без крова. Слово Хвередж с агульского языка переводится как «большой утес». Аул действительно расположен на большом утесе. С южной стороны его защищала пятиэтажная сторожевая башня. Удивительным было то, что стены этой башни закладывали из камней четырехметровой длины. На одном из камней высечена надпись: «Город Хвередж». К сожалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разрушили, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца «Большое ли ваше село?», то он как бы невзначай отвечал: «У нас сорок мельниц». В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывая прямо на головы неприятеля. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, что построили сельскую мечеть, братья из тухума Хирчер. Высотное здание до 30-х годов украшало аул. Из 100 подворий сейчас в селе осталось около 70, потому, что многие из-за трудных горных условий переселились на равнину, в города.
В наши дни в селе функционируют Дом культуры, средняя школа, библиотека, спортзал. В школе обучаются до 100 детей. В личных хозяйствах жителей более 3000 овец и коз, 500 голов крупного рогатого скота. Водой село обеспечено. За каждым подворьем числится около 30 соток земли. Хвередж один из самых отдаленных аулов, расположен в 27 км от райцентра. Граничит с землями Агульского района.
Хив
Одно из древнейших табасаранских селений Дагестана, история которого до сих пор мало изучена. Точное время образования селения не известно. По одним данным на месте нынешнего селения находился город Гердешан, по другим — много мелких сел. Селение Хив неоднократно подвергалось нашествию иноземных захватчиков. Так, во время похода на село Рича в 1239 году монголы разорили Хив. Через Хив прошли и войска Надир-шаха, опустошая все на своем пути. Ими были разрушены Гамак-накьар, Гасул-гъул, Чуру-хюл, Журас, Ккалай-гъул и город Гердешан. Оставшиеся в живых хивцы построили небольшое село.
На восточном кладбище села Хив в 1986 году была обнаружена самая ранняя датированная эпитафия Северного Кавказа. Памятник, высеченный из очень твердой породы камня — доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась — она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)». В самом селе Хив исследователи обнаружили три старинных могильника: восточный могильник с богатым эпиграфическим материалом X-XI веков, западное кладбище с эпиграфическим материалом XIV-XV веков и несколько памятников без надписей в центральной части аула, внешний облик которых характерен для стен XII-XIV веков. Наличие здесь нескольких старинных могильников позволяет с известной долей вероятности говорить о том, что приблизительно с XII-XIII веков аул был многотухумным, т.е. он уже в XII веке из родового поселения превратился в территориально-родовую общину, известную в источниках под термином «карят».
Украшением селения Хив является минарет в центре села, дата строительства которого не установлена. Ныне он напоминает округлую башню высотой 12 метров и сложен из грубообработанного камня. Селение Хив имело два квартала и два кладбища: верхний и нижний, граница между ними проходила по линии минарета. Хив — узденское село, здесь не было особо богатых людей, жили зажиточные семьи. Жители занимались земледелием, животноводством и ковроткачеством. Пастбища были общественными, все имели одинаковое право на пользование ими, а вот сенокосные участки (харяр) были и частные. В селении жили умелые мастера: плотники, каменщики, кузнецы и специалисты других ремесел. Со своей продукцией хивцы ездили в Дербент и соседние районы.
Хиндах
Селение в Хунзахском районе Дагестана. Сельсовет образован Декретом ВЦИК от 20.01.21г. в составе Цатанихского участка Аварского округа, с 1928 года входящего в состав Хунзахского района. Число хозяйств более 150. Население около 800 человек. По рассказам старожилов, строиться и расти село начало с местоположения старого кладбища. Первыми основателями села являются переселенцы из селения Гацалух. Считалось, что первончально селение находилось в местечке «ЦIалълъ». Также есть утверждение, что селение трижды горело, на это указывают и особенности почерневщих скальных пород.
На трех возвышенностях «Гакула», «Таптахъил щоб» и «ГьаматIа» находились сторожевые башни. Сохранились их фундаменты. С этих высот просматривались все окресности и тропы, по которым на село мог напасть неприятель. Непростые отношения были у сельчан с более крупными соседями – селением Орота. Постоянно были с их стороны притязании к пашням и выпасу скота. Оротинцы обстреливали их во время пахоты, утверждая, что земля принадлежит им. Приходилось пахать ночами, привязывая к рогам быков масляные лампы. У хиндахцев были братоубийственные баталии из-за вырубки леса жителями селения Мочох. Селению Хиндах около 800 лет. На это указывают надписи на могильных надгробьях. Жители в основном занимались земледелием и скотоводством. В селении Хиндах было 7 мельниц.
Участвовали хиндахцы и в Кавказской войне. Доверенным и любимым мюридом Шамиля был Бугъал Дибир. Он был образованным алимом своего времени.
Хинуб
Аул расположен в Чародинском районе Дагестана. Граничит с селами: Ириб, Магар, Хурух, Чуниб. Название аула происходит от слова «хинаб», т.е. «теплый», он защищен с двух сторон горами. Наличие кладбищ христианского и мусульманского и настенных надписей, сохранившихся на старинных строениях, позволяет судить о возникновении аула примерно 600-700 лет назад. К началу XX века в Хинубе реально существовали два тухума (семейные общины): ТIасакъамал и Гъоркъамал. Последний считался самым состоятельным, хотя по численности он был самым малочисленным. По истории религии в ауле, как и во всем Дагестане, в начале появилось язычество, а до второй половины IX века существовало христианство. Спорные вопросы в ауле решались по адатам и частично по шариату. Однако следует заметить, что веками укоренившиеся адаты имели преимущество, поэтому шариатские законы не занимали главенствующей роли. В семейно-бытовом отношении Хинуб особо не отличался от соседей, отличие состояло в гостеприимстве хунубцев. Хинубцы в течение XX века не помнят и не знают ни одного случая преднамеренного убийства, поэтому не было и случая кровной мести в этом селе. Самыми почитаемыми праздниками в прошлом и сегодня остаются: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День первой борозды, 9 Мая. Основой экономики традиционно считались: овцеводство, скотоводство, земледелие и народные промыслы. В основном сеяли: ячмень, просо, в советский период — пшеницу, кукурузу, картофель. Здесь ткали прекрасные паласы, покрывала, дорожки, шили суконные брюки, накидки, бушлаты, хурджины и сумки, тулупы и папахи. Сегодня в Хинубе около 100 хозяйств.