Демонтаж за свой счет

Махачкалинской межрайонной при­родоохранной прокуратурой проведе­на проверка соблюдения требований законодательства об охране окружа­ющей среды ООО «Эльсам» и ИП Би­лалова А.Б. при осуществлении ими деятельности на растворо-бетонных узлах, расположенных на администра­тивной территории г.Каспийск.

В ходе проведения проверки в деятель­ности ООО «Эльсам» и ИП Билалова А.Б. выявлены существенные нарушения экологического и санитарно-эпидемио­логического законодательства.

В этой связи Махачкалинская меж­районная природоохранная прокура­тура обратилась в суд с исками о пре­кращения экологически вредной дея­тельности и демонтаже оборудования.

Решением Каспийского городского суда от 15 февраля 2017 года исковые требования прокуратуры к ООО «Эль­сам» и ИП Билалову А.Б. удовлетворе­ны в полном объеме.

Бахмудкади Алиев,

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор

 

По Конституции России

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рас­смотрения обращений граждан Рос­сийской Федерации»урегулированы правоотношения, связанные с реали­зацией гражданином Российской Фе­дерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на об­ращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рас­смотрения обращений граждан госу­дарственными органами, органами местного самоуправления и должност­ными лицами.

В соответствии со ст. 10 Феде­рального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокура­туре) поступающие в органы прокура­туры заявления и жалобы, иные обра­щения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокурату­ры РФ (далее — Инструкция).

Порядок рассмотрения и разреше­ния заявлений, жалоб и иных обраще­ний, поступающих в органы прокурату­ры, определяется нормами действую­щего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ.

Так, Генеральный прокурор Рос­сийской Федерации в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокурату­ры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обра­щений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопо­рядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объектив­ное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Особое внимание обращается на принятие ис­черпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресече­нию нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокуро­ра, предусмотренные Законом о про­куратуре.

Право обращения граждан с жало­бами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых ин­ститутов, активно используется проку­рорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, ох­раны прав и свобод граждан, в опреде­ленной мере и охраны государствен­ных интересов.

Рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры получа­ют ценную информацию о состоянии за­конности на поднадзорной территории.

Органы прокуратуры всегда открыты гражданам, заинтересованы в сотруд­ничестве.

С целью оперативного получения сообщений о преступлениях и других правонарушениях, а также своевре­менного реагирования на допущенные нарушения закона и злоупотребления должностными полномочиями распо­ряжением прокурора республики от 16.04.2015 № 53/25р в прокуратуре республики организована работа «те­лефона доверия».

В целях оперативного реагирования на поступающие в органы прокурату­ры обращения, повышения доверия, эффективности и качества работы по устранению выявленных нарушений, а также своевременного восстанов­ления конституционных прав и свобод граждан, приказом прокурора Респу­блики Дагестан от 14.05. № 44 органи­зована мобильная приемная прокуро­ра Республики Дагестан.

В отличие от регламентированного процессуальным законодательством порядка подачи заявления в суд, стро­го установленной формы письменного обращения в прокуратуру нет. Заявле­ние в прокуратуру может быть состав­лено в произвольной форме с описа­нием сути допущенного нарушения с указанием сведений о нарушителе. Ссылки на конкретные нормы закона вставлять не обязательно — с этим про­курор разберется сам.

Преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокура­туры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интере­сов либо прав, свобод и законных ин­тересов других лиц запрещено.

Следует иметь в виду то, что осу­ществление гражданами права на об­ращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, согласно ФЗ «О поряд­ке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным орга­ном, органом местного самоуправле­ния или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Обращения в органы прокурату­ры могут быть в письменной и устной форме, принятыми на личном приеме, переданными по почте, телеграфу, факсу, интернету.

Обращение может быть оставлено без разрешения, когда: оно бессмыс­ленно по содержанию; есть решение о прекращении переписки.

Переписка может быть возобновле­на, если основания, по которым она была прекращена, отпали.

В течение 30 дней рассматривают­ся: обращения граждан, в том числе и иностранных, лиц без гражданства, военнослужащих и членов их семей, должностных лиц, запросы Обще­ственной палаты, депутатские и феде­ральные запросы, которые не требуют немедленного разрешения.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть прод­лен прокурором или его заместите­лем, но не более чем на 30 дней. Об этом уведомляется заявитель с объ­яснением причины продления срока разрешения обращения

Все жалобы, от лиц, являющихся участниками уголовного производ­ства, в органах прокуратуры рассма­триваются в течение 3-х дней, этот срок не может быть продлен больше чем на 10 дней.

15-дневный срок отводится на раз­решение заявлений, которые не нуж­даются в дополнительной проверке, парламентские запросы, обращения уполномоченного по правам человека, депутатов законодательных органов власти.

Заявления, требующие немедлен­ного принятия мер, рассматриваются безотлагательно.

В случаях, когда срок, отведенный на рассмотрение заявления, выпадает на выходной или праздничный день, он автоматически переносится на первый рабочий день, следующий за выходным.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя­тельств и доводов. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняет­ся порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено за­коном. После этого заявление или жа­лоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он оз­накомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законода­тельства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

Прежде чем направлять письменное обращение в прокуратуру, необходи­мо убедиться, что разбирательство ва­шей жалобы находится в компетенции прокурора.

Если разрешение вопросов, со­держащихся в заявлении или жалобе гражданина, не входит в компетенцию органов прокуратуры, их передают для рассмотрения в соответствующий ор­ган. Заявитель уведомляется об этом в семидневный срок после момента регистрации.

Чтобы избежать переадресации об­ращения в другие органы, предпочти­тельнее сначала самостоятельно об­ратиться к руководству организации, чья деятельность стала поводом для жалобы. Обращаться к прокурору сле­дует после того, как вам было отказано в решении вопроса на месте.

Также заявление для разбиратель­ства может быть отправлено в ниже­стоящие органы прокуратуры, если проверка по данной жалобе ими не осуществлялась ранее.

В каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте установлены ящики «Для обращений и заявлений».

В органах прокуратуры осуществля­ется личный прием граждан (посети­телей) в течение всего рабочего дня. Он организован таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников при­нимает. В этих целях в прокуратурах на видном месте вывешены графики при­ема посетителей.

По результатам рассмотрения обра­щения в прокуратуре может быть при­нято одно из следующих решений.

«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстанов­лению прав и законных интересов за­явителя;

«удовлетворено повторное обра­щение» — принято решение об удов­летворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому при­нималось решение об отказе в удов­летворении ранее поданного обраще­ния;

«отклонено» — требования заявите­ля, изложенные в обращении, призна­ны необоснованными;

«разъяснено» — разъяснены вопро­сы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо тре­бований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетент­ным органом;

«принято иное решение» — оставле­но без разрешения, возвращено за­явителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) произ­водства, прекращена переписка;

«направлено» — направлено в тече­ние 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организа­цию по принадлежности.

Обращение будет считаться раз­решенным, если рассмотрены все по­ставленные в нем вопросы, даны моти­вированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам от­правлен письменный ответ.

По окончании проверки по обра­щению заявитель имеет право обра­титься к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой дать возможность изучить документы и материалы, непосред­ственно затрагивающие права и сво­боды заявителя. При отказе в удовлет­ворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами заяви­телю должно быть дано аргументиро­ванное письменное разъяснение.

При несогласии с решением про­куратуры оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору. При этом направление из вышестоящей проку­ратуры жалобы на нижестоящего про­курора в прокуратуру, где он работает, незаконно.

Кроме того, решение прокурора, с которым заявитель не согласен, не ли­шает его права обратиться за защитой своих прав в суд.

Зубаир Халидов,

старший помощник прокурора РД

 

Право на охрану здоровья

Статьей 41 Конституции Россий­ской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здо­ровья и медицинскую помощь. Меди­цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответ­ствующего бюджета, страховых взно­сов, других поступлений.

Согласно ст. 3 Федерального за­кона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страхо­вании в Российской Федерации» обя­зательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на обеспечение при наступлении стра­хового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу ме­дицинской помощи за счет средств обязательного медицинского стра­хования в пределах территориальной программы обязательного медицин­ского страхования.

В соответствии со ст. 5 Федераль­ного закона «Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Феде­рации» от 21.11.2011 № ФЗ-323 го­сударство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности.

Статьей 20 Федерального зако­на № 326 установлено, что в случае вхождения частной медицинской организации, оказывающей меди­цинскую помощь, в перечень меди­цинских организаций, участвующих в реализации территориальной про­граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказываю­щей медицинскую помощь за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то медицинская орга­низация при предъявлении полиса обязательного медицинского страхо­вания обязана бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обяза­тельного медицинского страхования и отказ в оказании медицинской по­мощи не допускается.

Законодатель обязал медицин­ские учреждения создать свои офи­циальные сайты в системе Интернет для обеспечения доступности ме­дицинской помощи, а также инфор­мировать население о порядке ее оказания. Приказом Федерального фонда обязательного медицинско­го страхования от 01.12.2010 № 230 предусмотрена ответственность за отсутствие информированности на­селения, т.е. отсутствие официаль­ного сайта медицинской организа­ции в сети «Интернет» и отсутствие информационных стендов в меди­цинской организации, в этой связи медицинские организации обязаны информировать население о поряд­ке оказания бесплатной медицин­ской помощи.

Зачастую проверками выявляются неправомерные действия со стороны работников медицинских организа­ций, выражающихся в вывешивании на информационных стендах объявлений о предоставлении скидки, за оказан­ные медицинские услуги, в размере 10 процентов при предъявлении по­лиса ОМС, что является нарушением законодательства об обязательном медицинском страховании.

Также нарушаются права граж­дан, гарантированные им ст. 21 Фе­дерального закона № 323. В соот­ветствии с указанной в нем нормой, оказание первичной специализиро­ванной медико-санитарной помощи осуществляется по направлению врача-терапевта участкового, врача- педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фель­дшера, врача-специалиста.

При оказании гражданину меди­цинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплат­ного оказания гражданам медицин­ской помощи он имеет право на вы­бор медицинской организации

Форма направления на госпитали­зацию в медицинскую организацию, обследования и консультации утверж­дена приказом Министерства здра­воохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первич­ной медико–санитарной помощи гражданам, имеющим право на полу­чение набора социальных услуг».

Имели место факты, когда меди­цинские организации разработали незаконные направления на фир­менном бланке, по которым лечащие врачи направляли граждан на обсле­дование в конкретные медицинские организации, чем нарушали право граждан на выбор медицинской ор­ганизации.

Гражданам, чьи права на охрану здоровья и медицинскую помощь на­рушаются, предлагаем обращаться в прокуратуру республики по адресу: г. Махачкала, ул. Ярагского, 84.

Анвар Сейтиев,

и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РД

 

Пересмотр приговора

Конституция РФ провозглашает право каждого осужденного за престу­пление на пересмотр приговора вы­шестоящим судом в порядке, установ­ленном федеральным законом и право просить о помиловании или смягчении наказания (преамбула; ст. 18, 19, 46, ч. 3 ст. 50).

Согласно ст. 389.1, 389.2 УПК РФ участники производства по уголовно­му делу как со стороны защиты, так и потерпевшей стороны и государствен­ного обвинения имеют право обжало­вать не вступившее в законную силу решение суда по уголовному делу в апелляционном порядке в вышестоя­щий суд.

Самостоятельно могут быть обжа­лованы итоговые судебные решения, а также промежуточные, затраги­вающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постанов­ления. Виды решений, подлежащие самостоятельному обжалованию, кон­кретизированы в ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ.

В соответствии со ст. 389.19 УПК РФ, определяющей пределы прав суда апелляционной инстанции, суд не свя­зан доводами апелляционной жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде­рации от 27.11.2012 № 26 «О приме­нении норм Уголовно-процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяс­нено, что, пересматривая приговор, суд проверяет, имеются ли предус­мотренные статьей 389.15 УПК РФ основания отмены или изменения судебного решения, не влекущие ухудшение положения осужденного (оправданного). Обвинительный при­говор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть изменены в сторону ухудшения по­ложения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жа­лобе потерпевшего, частного обви­нителя, их законных представителей (ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ).

Суд апелляционной инстанции не вправе отменить оправдательный приговор и постановить обвинитель­ный приговор, а также отменить по­становление суда первой инстанции о прекращении уголовного дела и по­становить обвинительный приговор. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции обязан решить вопросы о виновности или невиновно­сти подсудимого и о применении уго­ловного закона, вновь переоценив все доказательства по делу.

 

Нарушения законодательства

Прокуратура города Махачкалы в рамках надзорных мероприятий про­верила исполнительные производства, по которым на администрацию город­ского округа «город Махачкала», всту­пившими в законную силу решениями судов, возлагались обязанности по вы­полнению определенных действий.

Установлено, что по 12 исполнитель­ным производствам администрацией городского округа в срок, отведенный для добровольного исполнения, требо­вания исполнительных документов не исполнены. В связи с этим, судебными приставами-исполнителями с админи­страции города в 2016 году взыскан и в доход бюджета Российской Федерации перечислен исполнительский сбор в размере 600 тысяч рублей.

С учетом того, что указанные нару­шения повлекли причинение ущерба бюджету города, нарушают основные принципы муниципальной службы, прокуратурой в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений закона с постановкой во­проса о дисциплинарной ответствен­ности виновных должностных лиц, принятия мер по взысканию с них при­чиненного ущерба.

 

Безопасность дорожного движения

Прокуратура города Махачкалы про­вела проверку исполнения законода­тельства о безопасности дорожного движения.

В рамках проверки состояния улич­но-дорожной сети города государ­ственными инспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махач­кале в местах расположения образова­тельных учреждений, в частности, МБОУ СОШ №№ 6, 18, 20, 32, 34, 42, 46, 51 57, МБОУ Гимназия № 37, МБОУ лицей № 22, МБОУ Многопрофильная гимназия № 38, ГКОУ «Республиканский много­профильный лицей», а также подъезд­ных путей к ним выявлены факты несо­ответствия дорожного покрытия уста­новленным нормативам (наличие вы­боин на проезжей части, превышающих предельно допустимые повреждения покрытий проезжей части, установлен­ные требованиями ГОСТ Р 50597-93).

В связи с этим, прокуратура в суд на­правила исковое заявление об обяза­нии администрации города Махачкалы и МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» устранить указанные нарушения.

Советский районный суд города Махачкалы требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме.

 

Социальная защита

Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения за­конодательства в сфере соблюдения прав социально незащищенных кате­горий населения.

В ходе проверки в деятельности общества с ограниченной ответ­ственностью «Медпрофценр» выяв­лены существенные нарушения тре­бований законодательства о соци­альной защите инвалидов, которые повлекли за собой нарушения гаран­тированных законом прав инвалидов на труд.

В частности, организацией не обе­спечивалось создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание инвалидам ус­ловий труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилита­ции инвалида, не предоставлялось в установленном порядке информа­ции, необходимого для организации занятости инвалидов.

В связи с этим, в отношении ис­полнительного директора компании возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (нарушение прав инвалидов в области трудоу­стройства и занятости) и он привле­чен к административной ответствен­ности в виде штрафа.

Кроме того, в адрес руководителя ООО «Медпрофцентр» прокуратура внесла представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения исполнительный директор и начальник отдела кадров общества привлечены к дисципли­нарной ответственности.

 

Участок вернут городу

Прокуратура города Махачкалы по по­ручению прокурора республики провела проверку исполнения земельного и гра­достроительного законодательства.

Проверка показала, что по пери­метру земельного участка площадью 225 кв.м,, расположенного на пере­сечении улиц Шамиля и Агасиева, установлено ограждение. При этом владелец ссылается на постановле­ние главы города Махачкалы от 16 февраля 1998 о выделении данного земельного участка под строительство магазина, на основании которого в 2014 году Управлением Росреестра по РД зарегистрировано его право собственности.

Вместе с тем, в июле 2016 года возбуждено уголовное дело по фак­ту незаконного приобретения права собственности на данный участок на основании поддельного постановления главы города от 16 февраля 1998 года.

Кроме того, в октябре 2016 года судом по иску администрации го­рода указанное постановление при­знано недействительным.

В связи с этим, прокуратура направила начальнику Управления по вопросам координации капитального строительства города Махачкалы ин­формацию о необходимости срочно в рамках компетенции принять меры к приведению самовольно захваченного участка в первоначальный вид.

 

Проведена проверка

Прокуратура города Махачкалы проверила правовые акты админи­страции города в сфере землеполь­зования и градостроительства на предмет соответствия требованиям федерального законодательства.

В частности, установлено, что по­становление главы администрации города от 09 сентября 2016 года о согласовании гражданину проекти­рования и строительства 9-этажно­го многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 458,25 кв.м., расположенном в Г-1 Приморского жилого района, уча­сток 3, г.Махачкалы, противоречит закону.

Так, строительством вышеуказан­ного дома не будет обеспечена воз­можность дворового благоустрой­ства, а именно, размещение площа­док для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, парковки автомобилей, озеленения и т.д.

В связи с этим на указанное неза­конное постановление прокуратура принесла протест.

По аналогичным и другим выяв­ленным нарушениям прокуратурой города также принесены протесты на постановления:

— от 05 июля 2016 о согласовании проектирования и строительства 9-этажного многоквартирного жило­го дома с торговым площадями на первом этаже в районе водопрово­дной насосной станции Приморского жилого района;

— от 04 августа 2016 о согласова­нии проектирования и строительства 12-этажного многоквартирного жи­лого дома по ул. Буганова, 17-б;

— от 09 сентября 2016 о со­гласовании проектирования и строительства 4-этажного мно­гоквартирного жилого дома по ул.Керимова 1-й, 8;

— от 19 апреля 2016 года об из­менении вида разрешенного ис­пользования 6 земельных участков по ул. 6-я Магистральная и согласо­вании проектирования и строитель­ства 10-этажного многоквартирного 4-подъездного жилого дома.

Гамлет Джамалдинов,

старший помощник прокурора Махачкалы