Демонтаж за свой счет
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Эльсам» и ИП Билалова А.Б. при осуществлении ими деятельности на растворо-бетонных узлах, расположенных на административной территории г.Каспийск.
В ходе проведения проверки в деятельности ООО «Эльсам» и ИП Билалова А.Б. выявлены существенные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В этой связи Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с исками о прекращения экологически вредной деятельности и демонтаже оборудования.
Решением Каспийского городского суда от 15 февраля 2017 года исковые требования прокуратуры к ООО «Эльсам» и ИП Билалову А.Б. удовлетворены в полном объеме.
Бахмудкади Алиев,
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
По Конституции России
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»урегулированы правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция).
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ.
Так, Генеральный прокурор Российской Федерации в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Особое внимание обращается на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию о состоянии законности на поднадзорной территории.
Органы прокуратуры всегда открыты гражданам, заинтересованы в сотрудничестве.
С целью оперативного получения сообщений о преступлениях и других правонарушениях, а также своевременного реагирования на допущенные нарушения закона и злоупотребления должностными полномочиями распоряжением прокурора республики от 16.04.2015 № 53/25р в прокуратуре республики организована работа «телефона доверия».
В целях оперативного реагирования на поступающие в органы прокуратуры обращения, повышения доверия, эффективности и качества работы по устранению выявленных нарушений, а также своевременного восстановления конституционных прав и свобод граждан, приказом прокурора Республики Дагестан от 14.05. № 44 организована мобильная приемная прокурора Республики Дагестан.
В отличие от регламентированного процессуальным законодательством порядка подачи заявления в суд, строго установленной формы письменного обращения в прокуратуру нет. Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме с описанием сути допущенного нарушения с указанием сведений о нарушителе. Ссылки на конкретные нормы закона вставлять не обязательно — с этим прокурор разберется сам.
Преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещено.
Следует иметь в виду то, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной и устной форме, принятыми на личном приеме, переданными по почте, телеграфу, факсу, интернету.
Обращение может быть оставлено без разрешения, когда: оно бессмысленно по содержанию; есть решение о прекращении переписки.
Переписка может быть возобновлена, если основания, по которым она была прекращена, отпали.
В течение 30 дней рассматриваются: обращения граждан, в том числе и иностранных, лиц без гражданства, военнослужащих и членов их семей, должностных лиц, запросы Общественной палаты, депутатские и федеральные запросы, которые не требуют немедленного разрешения.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем, но не более чем на 30 дней. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения
Все жалобы, от лиц, являющихся участниками уголовного производства, в органах прокуратуры рассматриваются в течение 3-х дней, этот срок не может быть продлен больше чем на 10 дней.
15-дневный срок отводится на разрешение заявлений, которые не нуждаются в дополнительной проверке, парламентские запросы, обращения уполномоченного по правам человека, депутатов законодательных органов власти.
Заявления, требующие немедленного принятия мер, рассматриваются безотлагательно.
В случаях, когда срок, отведенный на рассмотрение заявления, выпадает на выходной или праздничный день, он автоматически переносится на первый рабочий день, следующий за выходным.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
Прежде чем направлять письменное обращение в прокуратуру, необходимо убедиться, что разбирательство вашей жалобы находится в компетенции прокурора.
Если разрешение вопросов, содержащихся в заявлении или жалобе гражданина, не входит в компетенцию органов прокуратуры, их передают для рассмотрения в соответствующий орган. Заявитель уведомляется об этом в семидневный срок после момента регистрации.
Чтобы избежать переадресации обращения в другие органы, предпочтительнее сначала самостоятельно обратиться к руководству организации, чья деятельность стала поводом для жалобы. Обращаться к прокурору следует после того, как вам было отказано в решении вопроса на месте.
Также заявление для разбирательства может быть отправлено в нижестоящие органы прокуратуры, если проверка по данной жалобе ими не осуществлялась ранее.
В каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте установлены ящики «Для обращений и заявлений».
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организован таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в прокуратурах на видном месте вывешены графики приема посетителей.
По результатам рассмотрения обращения в прокуратуре может быть принято одно из следующих решений.
«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
«удовлетворено повторное обращение» — принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения;
«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
«разъяснено» — разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
«принято иное решение» — оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
«направлено» — направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
Обращение будет считаться разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, даны мотивированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам отправлен письменный ответ.
По окончании проверки по обращению заявитель имеет право обратиться к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой дать возможность изучить документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы заявителя. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами заявителю должно быть дано аргументированное письменное разъяснение.
При несогласии с решением прокуратуры оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору. При этом направление из вышестоящей прокуратуры жалобы на нижестоящего прокурора в прокуратуру, где он работает, незаконно.
Кроме того, решение прокурора, с которым заявитель не согласен, не лишает его права обратиться за защитой своих прав в суд.
Зубаир Халидов,
старший помощник прокурора РД
Право на охрану здоровья
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № ФЗ-323 государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности.
Статьей 20 Федерального закона № 326 установлено, что в случае вхождения частной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказывающей медицинскую помощь за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то медицинская организация при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования обязана бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования и отказ в оказании медицинской помощи не допускается.
Законодатель обязал медицинские учреждения создать свои официальные сайты в системе Интернет для обеспечения доступности медицинской помощи, а также информировать население о порядке ее оказания. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 предусмотрена ответственность за отсутствие информированности населения, т.е. отсутствие официального сайта медицинской организации в сети «Интернет» и отсутствие информационных стендов в медицинской организации, в этой связи медицинские организации обязаны информировать население о порядке оказания бесплатной медицинской помощи.
Зачастую проверками выявляются неправомерные действия со стороны работников медицинских организаций, выражающихся в вывешивании на информационных стендах объявлений о предоставлении скидки, за оказанные медицинские услуги, в размере 10 процентов при предъявлении полиса ОМС, что является нарушением законодательства об обязательном медицинском страховании.
Также нарушаются права граждан, гарантированные им ст. 21 Федерального закона № 323. В соответствии с указанной в нем нормой, оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется по направлению врача-терапевта участкового, врача- педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста.
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации
Форма направления на госпитализацию в медицинскую организацию, обследования и консультации утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первичной медико–санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
Имели место факты, когда медицинские организации разработали незаконные направления на фирменном бланке, по которым лечащие врачи направляли граждан на обследование в конкретные медицинские организации, чем нарушали право граждан на выбор медицинской организации.
Гражданам, чьи права на охрану здоровья и медицинскую помощь нарушаются, предлагаем обращаться в прокуратуру республики по адресу: г. Махачкала, ул. Ярагского, 84.
Анвар Сейтиев,
и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РД
Пересмотр приговора
Конституция РФ провозглашает право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом и право просить о помиловании или смягчении наказания (преамбула; ст. 18, 19, 46, ч. 3 ст. 50).
Согласно ст. 389.1, 389.2 УПК РФ участники производства по уголовному делу как со стороны защиты, так и потерпевшей стороны и государственного обвинения имеют право обжаловать не вступившее в законную силу решение суда по уголовному делу в апелляционном порядке в вышестоящий суд.
Самостоятельно могут быть обжалованы итоговые судебные решения, а также промежуточные, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления. Виды решений, подлежащие самостоятельному обжалованию, конкретизированы в ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ.
В соответствии со ст. 389.19 УПК РФ, определяющей пределы прав суда апелляционной инстанции, суд не связан доводами апелляционной жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что, пересматривая приговор, суд проверяет, имеются ли предусмотренные статьей 389.15 УПК РФ основания отмены или изменения судебного решения, не влекущие ухудшение положения осужденного (оправданного). Обвинительный приговор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей (ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ).
Суд апелляционной инстанции не вправе отменить оправдательный приговор и постановить обвинительный приговор, а также отменить постановление суда первой инстанции о прекращении уголовного дела и постановить обвинительный приговор. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции обязан решить вопросы о виновности или невиновности подсудимого и о применении уголовного закона, вновь переоценив все доказательства по делу.
Нарушения законодательства
Прокуратура города Махачкалы в рамках надзорных мероприятий проверила исполнительные производства, по которым на администрацию городского округа «город Махачкала», вступившими в законную силу решениями судов, возлагались обязанности по выполнению определенных действий.
Установлено, что по 12 исполнительным производствам администрацией городского округа в срок, отведенный для добровольного исполнения, требования исполнительных документов не исполнены. В связи с этим, судебными приставами-исполнителями с администрации города в 2016 году взыскан и в доход бюджета Российской Федерации перечислен исполнительский сбор в размере 600 тысяч рублей.
С учетом того, что указанные нарушения повлекли причинение ущерба бюджету города, нарушают основные принципы муниципальной службы, прокуратурой в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений закона с постановкой вопроса о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, принятия мер по взысканию с них причиненного ущерба.
Безопасность дорожного движения
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В рамках проверки состояния улично-дорожной сети города государственными инспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале в местах расположения образовательных учреждений, в частности, МБОУ СОШ №№ 6, 18, 20, 32, 34, 42, 46, 51 57, МБОУ Гимназия № 37, МБОУ лицей № 22, МБОУ Многопрофильная гимназия № 38, ГКОУ «Республиканский многопрофильный лицей», а также подъездных путей к ним выявлены факты несоответствия дорожного покрытия установленным нормативам (наличие выбоин на проезжей части, превышающих предельно допустимые повреждения покрытий проезжей части, установленные требованиями ГОСТ Р 50597-93).
В связи с этим, прокуратура в суд направила исковое заявление об обязании администрации города Махачкалы и МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» устранить указанные нарушения.
Советский районный суд города Махачкалы требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме.
Социальная защита
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства в сфере соблюдения прав социально незащищенных категорий населения.
В ходе проверки в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Медпрофценр» выявлены существенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, которые повлекли за собой нарушения гарантированных законом прав инвалидов на труд.
В частности, организацией не обеспечивалось создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, не предоставлялось в установленном порядке информации, необходимого для организации занятости инвалидов.
В связи с этим, в отношении исполнительного директора компании возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости) и он привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, в адрес руководителя ООО «Медпрофцентр» прокуратура внесла представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения исполнительный директор и начальник отдела кадров общества привлечены к дисциплинарной ответственности.
Участок вернут городу
Прокуратура города Махачкалы по поручению прокурора республики провела проверку исполнения земельного и градостроительного законодательства.
Проверка показала, что по периметру земельного участка площадью 225 кв.м,, расположенного на пересечении улиц Шамиля и Агасиева, установлено ограждение. При этом владелец ссылается на постановление главы города Махачкалы от 16 февраля 1998 о выделении данного земельного участка под строительство магазина, на основании которого в 2014 году Управлением Росреестра по РД зарегистрировано его право собственности.
Вместе с тем, в июле 2016 года возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения права собственности на данный участок на основании поддельного постановления главы города от 16 февраля 1998 года.
Кроме того, в октябре 2016 года судом по иску администрации города указанное постановление признано недействительным.
В связи с этим, прокуратура направила начальнику Управления по вопросам координации капитального строительства города Махачкалы информацию о необходимости срочно в рамках компетенции принять меры к приведению самовольно захваченного участка в первоначальный вид.
Проведена проверка
Прокуратура города Махачкалы проверила правовые акты администрации города в сфере землепользования и градостроительства на предмет соответствия требованиям федерального законодательства.
В частности, установлено, что постановление главы администрации города от 09 сентября 2016 года о согласовании гражданину проектирования и строительства 9-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 458,25 кв.м., расположенном в Г-1 Приморского жилого района, участок 3, г.Махачкалы, противоречит закону.
Так, строительством вышеуказанного дома не будет обеспечена возможность дворового благоустройства, а именно, размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, парковки автомобилей, озеленения и т.д.
В связи с этим на указанное незаконное постановление прокуратура принесла протест.
По аналогичным и другим выявленным нарушениям прокуратурой города также принесены протесты на постановления:
— от 05 июля 2016 о согласовании проектирования и строительства 9-этажного многоквартирного жилого дома с торговым площадями на первом этаже в районе водопроводной насосной станции Приморского жилого района;
— от 04 августа 2016 о согласовании проектирования и строительства 12-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Буганова, 17-б;
— от 09 сентября 2016 о согласовании проектирования и строительства 4-этажного многоквартирного жилого дома по ул.Керимова 1-й, 8;
— от 19 апреля 2016 года об изменении вида разрешенного использования 6 земельных участков по ул. 6-я Магистральная и согласовании проектирования и строительства 10-этажного многоквартирного 4-подъездного жилого дома.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы