Осталось пару месяцев до начала старта школьного марафона знаний. Вступление в ряды первоклассников — один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Это важный момент и в жизни каждого родителя. Нынешняя система образования требует, чтобы ребенок пришел в первый класс с владением техники чтения и письма. А в первую очередь — русского языка, который впоследствии будет средством общения и освоения знаний. Этот вопрос более остро выступает в тех семьях, где ребенок с рождения знает два языка — родной и русский. Если ребенок плохо говорит на русском, как научить его на нем читать? С чего начать, чтобы в школе не было у него трудностей в учебе? Многие родители, собирая детей в нелегкий путь, спешат вооружить их необходимыми знаниями, выбирая неверную тактику обучения. И тем самым допускают серьезные ошибки, которые в первые же дни обучения в школе станут для малышей камнями преткновения в учебе. Речь идет об ошибках — паразитах, ошибках -вирусах, поражающих все основные моменты на первых порах этапа освоения знаний. Самая распространенная ошибка — «Электронные паразиты» — модная покупка родителей — помпезные шпаргалки на батарейках. Список неисчислимо богат: зверушки — буквоведы, говорящие азбуки, игрушечные планшеты и множество других приспособлений со встроенным механизмом чтения букв. Польза подобных суррогатов возможна только когда малыш уже прошел этап знакомства с 33 богатырями алфавита. Только в этом случает диктовка букв в правильном звучании пойдет на пользу. Иначе логика маленького гения подвергнется серьезному испытанию: миллионами «почему» отзовется в его памяти вопрос: «как ЭС + О+ КА дают» СОК»? Вторая не менее распространения ошибка — «Буквы из зоопарка» — разучивание целиком букв алфавита по азбуке с картинками. От «А — арбуз , Б — баран до Я — яблоко» . Как быть , если для соединения трех букв в слово «БУМ « надо вместе сложить Б — барана, У — улитку и М — медведя? Все животные и предметы вперемешку с буквами в режиме ожидания толпятся в уме ребенка, в суете несутся вскачь и запрыгивают в попутные вагоны, соединяясь в слова — поезда. Сюда же на ходу нужно успеть затолкнуть жирафа и верблюда ,и малюсенькую иголку , и громадный трактор. Того же жирафа заводим и в поезд «жук» и «жар». Важно не задержать подручных друзей в одном поезде, ведь поездов много, а жираф один. Так, видя каждую букву, ребенок вспоминает образ — подсказку, на которую начинается буква, дальше от буквы к букве складывает их в слова. Замедленным темпом, усложненным ненужной информацией, сбитый с толку малыш, теряется в собственных знаниях. Третья ошибка — азбука замедленного действия . Бабушкин метод- согласная буква» Эс», он же глухой звук «С». Ошибка в самой организации процесса обучения. В этом подходе сквозит буквослагательным методом из прошлого века, когда весь сырой материал преподносился целиком и потому процесс чтения растягивался на год и больше. Здесь нет ни жирафа, ни бегемота, ни поющего песни плаката- буквоведа на холодильнике. Строгая диктовка знаний в режиме «в школе будет хуже». Ребенка отрывают из мира галактики, веющего соблазном мультфильмов и компьютерных игр и возвращают в абстрактный мир книжек и тетрадей. С огромным риском перебить всякий интерес к учебе, родители с уговорами и подкупами усаживают дитя за уроки. Этот метод, конечно, даст в будущем всходы, растущие на выжатой из ребенка энергии и энтузиазме . Всходы, которые равны сумме двух слагаемых: протраченного родителями времени и просидевших месяцы за чтением букв маленького непоседы. Конечно, ничего радостного для малыша в этом нет. Вычтите из вашего времени 15 минут в день для своего ребенка — и результат не заставит себя ждать. Создайте информационную среду: заминируйте буквами все, что подвергается обозрению будущего ловчего — вскоре он будет их вылавливать одну за другой и надежно откладывать в бескрайние просторы своей сокровищницы. С чего начать? На помощь придут комплексные методики известных педагогов. Во всех методиках принцип один — обучение ведется только через игру! Иначе интерес к тяге за знаниями окажется под угрозой. Но не забывайте совмещать игру с творчеством: познакомились с новым звуком — тут же оживили его на деле- полепили, порисовали, вырезали. Пусть плод его труда красочно расположится на самом видном месте — так новая информация будет усваиваться еще и визуально через зрительный контакт. Звуковой метод настолько эффективен, что вскоре малыш удивит вас умением складывать звуки в слоги, затем и в слова. Соблюдение этих элементарных правил и подходов гарантируют вашему маленькому гению успех в огранке гранита знаний.
Патима Далуева