«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Хпедж
Одно из древнейших сел в высокогорном Курахском районе Дагестана, расположенное на восточной стороне, в лощине, между двумя возвышенностями. «За спиной» населенного пункта стоит гора Калух-даг. Старинная часть села расположилась на гребне крупной скалы. Рядом с селом протекают несколько речек. Через Хпедж-дере в разные годы проходили полчища завоевателей (монголы, Хромой Тимур. Надиршах и др). После каждого нашествия село превращалось в руины, и каждый раз горцы восстанавливали свое гнездо. Последний раз это произошло после разгрома войск Надиршаха. Со временем к селу присоединились близлежащие маленькие хутора, которые находились в местностях Устар Чин, Кванан Кил, Чухверик. Для обороны от врагов село обвели стеной с юго-западной стороны, где оставался лишь один вход — большие деревянные (из дуба) ворота. В центре села были сооружены подземные помещения для людей и скота, где во время войны прятались женщины, дети и старики. Оттуда до речки проходил туннель, который давал возможность обеспечить село водой. По данным переписи 1886 года, село состояло из 95 подворий. Жители имели крупного рогатого скота — 378 голов, овец и коз 2189, лошадей 68. В селе находилось управление Хпеджского сельского общества Курахского наибства Кюринского округа, в которое входили села Хпедж, Ашар, Кукваз, Шимихюр. Урсун и Хпюк. Жители Хпеджа исповедали ислам. Каждый квартал имел свою мечеть, а Джуму-мечеть с медресе построили еще в 1443- 1444 годах.
На 1 января 1930 года в селе насчитывались около 140 хозяйств. После землетрясения 1966 года большая часть жителей переселились в поселок Белиджи Дербентского района. Там возникло новое поселение хпеджцев, насчитывающее около 200 домов.
Хлют
Является единственным селом Рутульского района Дагестна, жители которого говорят на лезгинском языке, и одним из крупных как по численности населения, так и по площади занимаемой им территории. Количество хозяйств более 600, население составляет около 3000 человек. В селении в настоящее время более 50 тухумов. Хлют расположен в 12 километрах от райцентра Рутул на естественных природных террасах у южного склона подножия Фулфанского острога Главного Кавказского хребта на высоте 1250 метров над уровнем моря. На западе селение Хлют граничит с сел. Киче, на юго-западе – с сел. Зрых Ахтынского района. Хлют является древним населённым пунктом, подтверждением тому найденные во многих местах аула необычные камни (памятники) с изображениями и куфическими надписями.
Хлют на протяжении веков известен как «очаг знаний и учёных», по праву удерживал за собой позиции аула мужественных и трудолюбивых людей, славящихся во всем Южном Дагестане. Хлют является одним из самых известных мест Дагестана по выращиванию капусты. Визитная карточка аула — капустные поля, как зеленое море раскинувшиеся здесь на каждом более-менее ровном клочке земли, отвоеванном у крутых склонов. Приезжают сюда покупать капусту из многих регионов. Раньше в селении имелись четыре действующие мечети. В настояшее время одна из них Джума – мечеть восстановлена силами самих хлютцев. В числе первых в Рутульском районе Хлют был радиофицирован, сюда был проведен телефон, построены школа и библиотека, детский сад и медпункт. В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 172 хлютца, из них в родной аул вернулись только 60 фронтовиков. Павшим за Отечество в селе воздвигнут обелиск от благодарных потомков.
Хнов
Первоначально село входило в состав рутульских сел Самурского округа 99% жителей, которого составляют лезгины. Население — более 2000 человек. Селение Хнов – один из отдаленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного центра Ахты. Языком общения в селе является хновский диалект рутульского языка. Хнов расположен на берегу рек Дели-чай и Ахтычай, прямо у села они сливаются. Село Хнов образовалось в результате слияния и заселения жителей близлежащих пяти поселений, их остатки еще сохранились. Место, где расположено селение Хнов гористое, с обширными летними обширными пастбищами.
Возникновение села Хнов, возможно, относится к периоду еще далеко до арабского нашествия на Дагестан, а возникновение нового крупного села Хнов (после объединения) относится к периоду 7-8 веков. В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чай обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В 16-17 вв. хновское общество, как и другие объединения рутульцев, хотя и сохраняло свою независимость и управлялось аксакалами, но вынужденно было политически и экономически подчиняться главному селению — Рутул и находившимся в нем бекам. Не раз хновцы с оружием в руках отстаивали независимость своего вольного общества.
В начале 19 в. в вольных обществах Самурской долины утвердилась власть России, но рутульцы, в числе других народностей, оказали сопротивление царским войскам. Представители большинства вольных обществ долины Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и согласились платить дань. Царские войска расправлялись с непокорными, в том числе с хновским населением, многие из них были высланы, другие, переселились в цахурские села – Курдул, Телмец, а также в Ках и Закаталы (Азербайджан). После покорения рутулов, селение Хнов было включено в состав образовавшегося Самурского округа. Сегодня жители села ведут общественное хозяйство в СПК «Правда», который, в основном, ориентирован на животноводство. Но и свои подворья хновцы никогда не забывают. Каждая семья содержит большое количество домашних животных.
Хотода
История этого селения Шамильского района Дагестана уходит своими корнями в глубокую древность. Существует предание о том, что первоначально селение располагалось на плоскости, ныне она имеет название «росукь». Этому свидетельствует часть стены, скрытая от взора людей земельным пластом толщиной I,5 метра, которая обнажилась в результате оползня в паводковый период. И было это село таким большим, что в походы из него отправлялись I00 всадников юношей одинакового возраста, т.е. I7-I8 лет, на белых конях. В настоящее время Хотода расположено на солнечной стороне долины Гидатль. Название села произошло от травы, обильно растущей на окрестных склонах травы, которая на местном диалекте называется «хIет«. В арабских источниках учеными историками было найдено упоминание о некоем Шамхале, который в то время правил всем Гидатлем. Потом, по преданию предков, разразилась сильнейшая эпидемия холеры. Люди умирали целыми семьями и мало кто остался в живых. Когда в селении остались считанное количество людей, в интересах своей защиты от внешних врагов, а к таковым могли быть отнесены даже жители соседних селений, ибо и они зачастую вели себя чрезвычайно агрессивно они начали строить себе жилища в укрытом со всех сторон месте «ИхIино». К этому же времени относится и упоминание о первых феодалах.
В настоящее время по мере роста благосостояния жителей село переживает четвертое по счету переселение. На этот раз снова на плоскость, где нуждающимся в жилье были предоставлены земельные участки для строительства жилых и хозяйственных построек.
Всем известно, что селение Хотода является родиной легендарного Хочбара, который возглавил борьбу горцев Гидатлинского вольного общества за свободу и независимость против притязаний хунзахских ханов на гидатлинские владения. Хочбар являлся не только легендарным героем, но и исторической личностью, что подтверждается наличием в селении Хотода его потомства, а также историческими данными о нем. В старом селе сохранился и дом со сторожевой башней, в котором жил один из наибов имама Шамиля. Есть предположение о том, что при переходе с Ахульго на Гунибское плато Шамиль со своими мюридами останавливался в этом доме, так как здесь пролегает кратчайшая дорога в Гуниб.