Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

 

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Хпедж

Одно из древнейших сел в высокогорном Курахском райо­не Дагестана, расположенное на восточной стороне, в лощине, между двумя возвышенностями. «За спиной» населенного пункта стоит гора Калух-даг. Старинная часть села расположилась на гребне крупной скалы. Рядом с селом протекают несколько ре­чек. Через Хпедж-дере в разные годы проходили полчища завое­вателей (монголы, Хромой Тимур. Надиршах и др). После каждого нашествия село превращалось в руины, и каждый раз горцы вос­станавливали свое гнездо. Последний раз это произошло после разгрома войск Надиршаха. Со временем к селу присоединились близлежащие маленькие хутора, которые находились в местно­стях Устар Чин, Кванан Кил, Чухверик. Для обороны от врагов село обвели стеной с юго-западной стороны, где оставался лишь один вход — большие деревянные (из дуба) ворота. В центре села были сооружены подземные помещения для людей и скота, где во вре­мя войны прятались женщины, дети и старики. Оттуда до речки проходил туннель, который давал возможность обеспечить село водой. По данным переписи 1886 года, село состояло из 95 под­ворий. Жители имели крупного рогатого скота — 378 голов, овец и коз 2189, лошадей 68. В селе находилось управление Хпеджско­го сельского общества Курахского наибства Кюринского округа, в которое входили села Хпедж, Ашар, Кукваз, Шимихюр. Урсун и Хпюк. Жители Хпеджа исповедали ислам. Каждый квартал имел свою мечеть, а Джуму-мечеть с медресе построили еще в 1443- 1444 годах.

На 1 января 1930 года в селе насчитывались около 140 хо­зяйств. После землетрясения 1966 года большая часть жите­лей переселились в поселок Белиджи Дербентского района. Там возникло новое поселение хпеджцев, насчитывающее около 200 домов.

 

Хлют

Является единственным селом Рутульского района Дагест­на, жители которого говорят на лезгинском языке, и одним из крупных как по численности населения, так и по площади зани­маемой им территории. Количество хозяйств более 600, насе­ление составляет около 3000 человек. В селении в настоящее время более 50 тухумов. Хлют расположен в 12 километрах от райцентра Рутул на естественных природных террасах у южно­го склона подножия Фулфанского острога Главного Кавказско­го хребта на высоте 1250 метров над уровнем моря. На западе селение Хлют граничит с сел. Киче, на юго-западе – с сел. Зрых Ахтынского района. Хлют является древним населённым пун­ктом, подтверждением тому найденные во многих местах аула необычные камни (памятники) с изображениями и куфически­ми надписями.

Хлют на протяжении веков известен как «очаг знаний и учёных», по праву удерживал за собой позиции аула муже­ственных и трудолюбивых людей, славящихся во всем Южном Дагестане. Хлют является одним из самых известных мест Дагестана по выращиванию капусты. Визитная карточка аула — капустные поля, как зеленое море раскинувшиеся здесь на каждом более-менее ровном клочке земли, отвоеванном у крутых склонов. Приезжают сюда покупать капусту из мно­гих регионов. Раньше в селении имелись четыре действую­щие мечети. В настояшее время одна из них Джума – мечеть восстановлена силами самих хлютцев. В числе первых в Ру­тульском районе Хлют был радиофицирован, сюда был про­веден телефон, построены школа и библиотека, детский сад и медпункт. В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 172 хлютца, из них в родной аул вернулись толь­ко 60 фронтовиков. Павшим за Отечество в селе воздвигнут обелиск от благодарных потомков.

 

Хнов

Первоначально село входило в состав рутульских сел Са­мурского округа 99% жителей, которого составляют лезгины. Население — более 2000 человек. Селение Хнов – один из от­даленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного цен­тра Ахты. Языком общения в селе является хновский диалект рутульского языка. Хнов расположен на берегу рек Дели-чай и Ахтычай, прямо у села они сливаются. Село Хнов образова­лось в результате слияния и заселения жителей близлежащих пяти поселений, их остатки еще сохранились. Место, где рас­положено селение Хнов гористое, с обширными летними об­ширными пастбищами.

Возникновение села Хнов, возможно, относится к периоду еще далеко до арабского нашествия на Дагестан, а возникнове­ние нового крупного села Хнов (после объединения) относится к периоду 7-8 веков. В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чай обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В 16-17 вв. хновское об­щество, как и другие объединения рутульцев, хотя и сохраняло свою независимость и управлялось аксакалами, но вынужденно было политически и экономически подчиняться главному селе­нию — Рутул и находившимся в нем бекам. Не раз хновцы с оружи­ем в руках отстаивали независимость своего вольного общества.

В начале 19 в. в вольных обществах Самурской долины утвер­дилась власть России, но рутульцы, в числе других народностей, оказали сопротивление царским войскам. Представители боль­шинства вольных обществ долины Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и согласились пла­тить дань. Царские войска расправлялись с непокорными, в том числе с хновским населением, многие из них были высланы, дру­гие, переселились в цахурские села – Курдул, Телмец, а также в Ках и Закаталы (Азербайджан). После покорения рутулов, селе­ние Хнов было включено в состав образовавшегося Самурского округа. Сегодня жители села ведут общественное хозяйство в СПК «Правда», который, в основном, ориентирован на животно­водство. Но и свои подворья хновцы никогда не забывают. Каждая семья содержит большое количество домашних животных.

 

Хотода

История этого селения Шамильского района Дагестана ухо­дит своими корнями в глубокую древность. Существует преда­ние о том, что первоначально селение располагалось на плоско­сти, ныне она имеет название «росукь». Этому свидетельствует часть стены, скрытая от взора людей земельным пластом тол­щиной I,5 метра, которая обнажилась в результате оползня в па­водковый период. И было это село таким большим, что в походы из него отправлялись I00 всадников юношей одинакового воз­раста, т.е. I7-I8 лет, на белых конях. В настоящее время Хотода расположено на солнечной стороне долины Гидатль. Название села произошло от травы, обильно растущей на окрестных скло­нах травы, которая на местном диалекте называется «хIет«. В арабских источниках учеными историками было найдено упоми­нание о некоем Шамхале, который в то время правил всем Ги­датлем. Потом, по преданию предков, разразилась сильнейшая эпидемия холеры. Люди умирали целыми семьями и мало кто остался в живых. Когда в селении остались считанное количе­ство людей, в интересах своей защиты от внешних врагов, а к таковым могли быть отнесены даже жители соседних селений, ибо и они зачастую вели себя чрезвычайно агрессивно они на­чали строить себе жилища в укрытом со всех сторон месте «ИхIино». К этому же времени относится и упоминание о первых феодалах.

В настоящее время по мере роста благосостояния жителей село переживает четвертое по счету переселение. На этот раз снова на плоскость, где нуждающимся в жилье были предо­ставлены земельные участки для строительства жилых и хо­зяйственных построек.

Всем известно, что селение Хотода является родиной ле­гендарного Хочбара, который возглавил борьбу горцев Ги­датлинского вольного общества за свободу и независимость против притязаний хунзахских ханов на гидатлинские вла­дения. Хочбар являлся не только легендарным героем, но и исторической личностью, что подтверждается наличием в се­лении Хотода его потомства, а также историческими данными о нем. В старом селе сохранился и дом со сторожевой баш­ней, в котором жил один из наибов имама Шамиля. Есть пред­положение о том, что при переходе с Ахульго на Гунибское плато Шамиль со своими мюридами останавливался в этом доме, так как здесь пролегает кратчайшая дорога в Гуниб.