Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии СабираНурмагомедова  «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его
долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

 

Высокогорное село в Ахтынском районе Дагестана, расположено у подножия горы Малкамуд, на берегу реки Фия, правого притока Ахтычая, в 35 км к югу от районного центра Ахты, на отроге Главного Кавказского хребта. Село Фий известно ещё со времён Кавказской Албании. В начале XVII века Фий входит в Ахтыпаринское вольное общество в составе союза сельских общин. В Фие имелись свои аксакалы, число которых зависело не от количества тухумов, а от численности населения села. Так, на каждые 20 домов приходился один аксакал. Также в селе имелся один чавуш. В 1839 году вместе со всей Самурской долиной Фий вошёл в состав Российской империи. Административно относился к Самурскому округу Дагестанской области. В 1920 году в селе была открыта школа, сразу принявшая 200 учеников. В 1929 году Фий стал частью образованного на базе Самурского округа, Ахтынского района. В 1936 году был основан колхоз имени Энгельса. В 1961 году в Фие был открыт Дом культуры.

В полутора километрах к юго-западу от села Фий, у одноименного перевала Главного Кавказского хребта (высота 3000 м над уровнем моря), на вертикальных и горизонтальных доломитовых глыбах и плитах встречаются гравированные изображения людей и животных. Большинство рисунков относятся к XVIII – XIX вв. В 1886 году в селе проживало 1464 человека, сейчас около 2000 человек. Основное занятие населения —
животноводство. В настоящее время фийцы держат более 12 тысяч овец и 900 голов крупного рогатого скота. Из социальных учреждений в селе функционируют: школа, Дом культуры, библиотека. В декабре 2010 года в селе заработал фельдшерско-акушерский пункт. Фий является самым южным населенным пунктом России.

 

Хаджалмахи

Село Левашинского района входит в разряд старейших сел Дагестана, насчитывающих не одно столетие. Располагалось оно на возвышенности, затем постепенно расширялось, жители спустились в более низменные места.

В селе более 7 тысяч хозяйств, несколько школ, больниц, 18 действующих мечетей и 2 медресе: для мальчиков и девочек. В старой части селения жилых домов почти нет, но оно гармонично сосуществует с современным селом, а проходя по узким улочкам, видя пустые и полуразрушенные дома, невольно представляешь перед собой картину прошлых десятилетий или даже столетий. В шамилевские времена здесь располагались царские войска. И по преданиям, которые сохранились до наших дней, они отличались своим великодушием, толерантностью и человечностью. Офицеры и солдаты помогали хаджалмахинцам продуктами питания,
зерном. В этой старой части села сохранилась и старинная мечеть. Она была построена в XVIII в., но, как и многие другие мечети, перенесла на себе все тяготы времени. Сначала она была разрушена, а на ее месте построили склад. После восстановления, уже в годы Советской власти, ее переоборудовали под поликлинику, а в 90-х годах прошлого столетия отреставрировали и снова стали использовать по назначению. Следует отметить, что село Хаджалмахи является неким перевалочным пунктом с равнины в горы. Отсюда едут в более высокогорные районы – Гунибский, Лакский,
Гергебильский и др.

 

Хайми

Селение Кулинского района Дагестана расположено на местности «Эябаку» у подножья горы «Щунудаг» около 2000 метров над уровнем моря. До Октябрьской революции основным занятием являлось животноводство и земледелие. Часть хайминцев уходили на заработки в города Ближнего востока, Средней Азии и Россию. В Республике Дагестан и за ее пределами были известны знаменитые мастера золотых дел жестянщики,
шапочники, кузнецы, лудильщики.

Село Хайми было разбито на два участка Барщи и Ухччи. Имеется всего земель 186 га из низ пахотных 22 га, пастбищ 100 сенокос.. В настоящее время количество дворов в с. Хайми хозяйства 66. Всего населения 212 человек.  Село входит в состав Каялинскойселькой администрации.

 

Харахи

Раньше это селение Хунзахского района Дагестана называлось «Квекада», По соседству в местности Изулалинал был другой аул. Между аулами существовала вражда из-за полей и пастбищных земель. Эта вражда еще более обострилась после того, как жители Изулалинала приняли ислам: теперь они рассматривали соседей, как язычников, к которым единственно правильным отношением со своей стороны считали войну и были убеждены, что между ними невозможны никакие формы соглашений. Борьба между соседними аулами длилась очень долго.

Согласно преданию, прежде вместо с. Харахи тоже было два небольших поселения в местностях Квекада и Шулатута. После этого оба аула были объединены в один. Это и есть современный Харахи. Сообщалось, что в стенах развалин древних поселений были камни с надписями, есть домусульманские могилы, где нередко в кувшинах находили серьги, браслеты и другие предметы. Харахинцы не считали себя подданными хунзахских  ханов, но ханы не прекращали попыток подчинить себе Харахи. В результате жизнь харахинцев в период существования ханства была очень неспокойной: за пределы селения люди вынуждены были выходить вооруженными. Хан и его люди не оставляли аул в покое: захватывали быков, лошадей. Несмотря ни на что, харахинцы все же были обложены данью в пользу хунзахских ханов. Дань эта считалась платой за пользование харахинцами пастбищем около Тукита и сенокосами в местности Хартли. Хан сумел захватить также принадлежавшие плодородные земли между Харахи и Тлайлухом. Эти земли потом перешли в руки Чупановых, а затем – к Алихановым и Карашиевым. Население Харахи произошло от трех тухумов. Оно делилось на узденей и лагов. Постоянная исполнительная власть в Харахи находилась в руках бегаула, при котором было три чухби. Функции их совпадали с функциями аналогичных
должностных лиц в других селениях Аварии.