«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Санакари
Селение Дахадаевского района Республики Дагестан расположено на границе с Кайтагским районом. Пейзаж села необыкновенно красив. Его окрестности окаймлены изумительными, высокими, пологими, скалистыми, но с очень богатым растительным миром горными хребтами. Сплошные густые леса сочетаются с редколесьем, растительными полянами, каменными поляночками-островками, скалистыми утесами, садами диких фруктов и ягод.
Слово «Санакари» состоит из двух частей: сана и хъари, что означает дом на солнечной стороне холма. История возникновения села не совсем ясна. Кладбище очень старое. Высеченные на достаточно твердой породе камня могильной плиты буквы сильно обветрены, покрыты мхом и лишайником. Поэтому даты на таких плитах еле заметны или не заметны совсем. Можно обнаружить дату 1200 год хиджры. По старым могилам ныне проложены дороги, иногда открываются могилы из плоских каменных плит в форме ящика. На некоторых могильных плитах, остались следы куфийской письменности и интересных узоров, не соответствующих рисункам поздней эпохи. Есть предание о том, что жители Санакари — это те люди, что спустились с окрестных местностей бывших поселений «Целеме» и «Маигат». Больше о прошлом Санакари ничего не известно. Весной 1944 года санакаринцы были депортированы и поселены в с. Маяртуп (Сулевкент) Курчалоевского (Шурагатского) района ЧИАССР. Жизнь как бы стала налаживаться. И надо же! В это время, в 1957 году в село вернулись местные коренные жители, чеченцы, ранее высланные.
В это время правительство готовило санакаринцам новое поселение. Предлагали построить новое село рядом с Маяртупом. Но многострадальный народ вернулся в покинутое 13 лет назад родное Санакари, подняв заросшие крапивой и бурьяном руины. Буквально за год, с осени 1957 года, сельчане построили 40 современных добротных красивых домов: ведь санакаринцы славятся как каменщики, затем они вступили в колхоз «Комсомол» селения Ицари. За лето 1958 года построили здание начальной школы и в сентябре того же года отправили своих детей в школу. В 1965 году санакаринцы обратно вернулись на равнину и рассеялись по Прикаспийской низменности. В настоящее время большинство санакаринцев живут в уютных домах просторного, благоустроенного села с красивым названием Зеленоморск на берегу Каспийского моря, в 5-6 км от Махачкалинского аэропорта, но они не забывают и о своем родном горном ауле. В Санакари они ездят каждое лето; собираются вместе, проводят вечера, совершают прогулки по родным местам, отмечают День села.
Санжи
История села Дахадаевского района Дагестана уходит далеко вглубь веков. Надгробные памятники датируются тысячелетием. По архивным данным село возникло примерно 1000 лет назад. Название Санжи произошло по некоторым данным от слова “Сана” видимо по расположению села в южной части. Неоднократно на село нападали так называемые «капурти» – неверные. На кладбище много надгробных памятников, которые разбиты этими неверными. В 20 годы XIX столетия много жителей умерли от голода и от инфекционных заболеваний. Основная территория занята лесами.Много диких зверей: кабаны, зайцы, волки, медведи, куницы, барсуки. В речке Уллучай, которая протекает рядом с селом водится форель. Природные условия вполне
благоприятствовали для жизни в этих местах. На вершине горы выше села местности «Чибклила Бек» находилась сигнально-сторожевая крепостная башня, о чем свидетельствуют остатки фундаментов. С древнейших времен традиционным занятием санжинцев было земледелие и скотоводство, преимущественно в горной местности овцеводство, разведение пчел. Выращивали коноплю, ячмень, овес, морковь, редьку, картофель. Основным пахотным орудием у санжинцев служил горный плуг.
Из домашних кустарных производств получили развитие шерстяное и конопляное ткачество теплых шерстяных носков, рукавиц, свитеров и др. В Санжах были развиты промыслы, связанные с обработкой леса. В частности производство земледельческих орудий. Наиболее распространенная форма жилища у санжинцев — двухрядные, местами четырехэтажные жилища с плоскими крышами, небольшим двориком, верандой на фасадной солнечной стороне. В целях безопасности и экономии пахотной земли Санжи расположено по южному склону горы как бы прилепляясь к нему своими этажами таким образом, что плоская крыша нижнего дома является двором вышестоящего. Окна были настолько малы, что напоминали бойницы. Национальный костюм санжинцев состоит из рубахи, штанов, черкески, овчинных шуб, бурки, овчиной папахи, у наиболее зажиточных – шапки из каракуля.
Главным элементом головного убора санжинок были чохта и ашмаг – большое покрывало.
В повседневной пище у санжинцев преобладали изделия из теста, мяса, молочных продуктов, дикорастущие травы, крапива, конский щавель, мята и др. Самым распространенным блюдом был хинкал, супы, пельмени из мяса, творога, зелени и яичные, чуду из творога, мяса, зелени, картошки с сушенным мясом. В Санжах нет семьи, которая не имела бы своего кунака – друга семьи. В настоящее время село пустует, дома разрушены. В целях устройства своих семей все жители постепенно покинули домашние очаги и в 1969 году переселились в пос. Дружба Каякентского района. Часть жителей разъехалась в разные уголки республики и России.
Сиух
Название селения Хунзахского района Дагестана образовано от слова «си», означающего возвышение (точнее — башню). По другой версии, название произошло от имени первого поселенца по имени Си. Когда-то существовал и Нижний Сиух, от которого остались одни развалины. Он был разрушен очень давно, во время войны с Гидатлем. Гидатлинцы к тому времени приняли ислам и стали ярыми гази (борцами за веру), а сиухцы все еще продолжали оставаться «неверными» — отчего между теми и другими существовала вражда. Близ Нижнего Сиуха до сих пор сохранилось домусульманское кладбище. Сиухские феодалы именовали себя ханами. Здесь следует отметить, что в большинстве исторических преданий, которые были собраны в аулах, некогда входивших в Аварское ханство, сиухские феодалы считаются беками, хотя они и состояли в несомненном родстве с нуцальским домом. Население делилось на узденей и лагов. К «ханским» землям относились: половина местности Матлас (другая половина принадлежала хунзахским ханам), некоторые пахотные участки вокруг
Сиуха. Варианты местных преданий, однако, возводят родословную сиухских феодалов к «курейшитам» — соплеменникам пророка Мухаммеда, которые, якобы, явились в Дагестан вместе с Абумуслимом. По местному преданию, первым сиухским ханом был Гебек, за ним — его сын Сурхай, затем сын Сурхая Фатали. Последний имел шестерых сыновей: Сурхай, Умма-нуцал, Аббас, Магомед, Мирзабек. Последний унаследовал власть. Один из вариантов предания шестым сыном Фатали называет Амир-Султана. Как-то Амир- Султан нанял крестьянина Азизова Магомеда обмолоть хлеб. По окончании работы Магомед потребовал уплаты — Амир-Султан отказал ему. Произошла ссора, в результате которой Азизов зарезал Амир-Султана кинжалом у ворот ханской резиденции, но при этом ранился и сам: позже умер от ран в с. Шотода, куда вынужден был бежать, как убийца и кровник, изгнанный из аула. Это случилось в 1312 году хиджры (1894 г. н. э.). Последний известный потомок этой феодальной династии носил имя Гебек. Отпрыски этой династии в период Октябрьской революции и гражданской войны стали контрреволюционерами, активно поддерживали Гоцинского и создали в Сиухе очаг контрреволюции, который был ликвидирован в 1921 году, после взятия Сиуха частями Красной Армии.
Сивух
Селение расположено в Хасавюртовском районе Дагестана, в северной ее части. Расстояние от с.Сивух до районного центра — 20 км. В физико-географическом отношении село расположено в южной части Терско-Сулакской низменности, на левом берегу реки Ярыксу. Территория граничит со следующими селениями: На севере — с. Местерух, на северо-западе и западе — с. Аксай, на юго-западе — с. Аджимажагатюрт и с. Кандаураул, на юге — с. Новосаситли, на юго-востоке и востоке — с.Ичичали, на северо- востоке — с.Кадыротар. Общая площадь территории с.Сивух — 27 кв.км. Сивухцы говорят на каратинском диалекте аварского языка. Исторически село было основано в Ахвахском районе и селяне жили там до II-й половины XI века. По рассказам с. Сивух в те времена было самым крупным населенным пунктом в Ахвахе. Сивухцы были воинственным народом и брали дань с соседних сел в виде земельной ренты. Также они заставляли давать корм скоту, когда мимо этих сел чабаны выгоняли скот на пастбища. Это все вызывало возмущение и недовольство. Жители семи окрестных сел и сожгли село.
После этого в поисках нового места для жилья основная часть сивухцев решила переселиться и они спустились по речке до Аварского Койсу. Оставшаяся часть поселилась в селении Рачаболда. Угнанные люди два года жили в долине реки Аварское Койсу. Затем они нашли место для дальнейшего проживания в Гумбетовском районе, которое им предоставили добродушные мехельтинцы. Отсюда часть жителей ушла в сторону Чечни и обосновались в селении Курчалой. Таким образом Сивух распался на 3 части.
В 1944 году, по решению Советского правительства все население и хозяйство селения Сивух было переселено в Ножайюртовский район Чечни, на место выселенных в Казахстан и Среднюю Азию чеченцев. В Чечне район назывался Андаляльским. Сивух обосновался в двух селениях — Зандакара и Гиндирген, которые назывались Верхний и Нижний Сивух. В Чечне колхоз «имени Кирова» был переименован в колхоз «имени Ленина». Колхоз считался самым крупным и богатым в районе. В основном занимались выращиванием кукурузы, пшеницы, заготовкой сена и животноводством. В те времена колхоз «имени Ленина» имел 15 тысяч голов овец и 3500 голов КРС. В 1957 году чеченцы стали возвращаться из Средней Азии, и по настоянию руководства Республики селяне были переселены на необжитое место в Хасавюртовском районе, в целях освоения равнинной зоны Прикаспийской низменности. С 1958 года началось строительство села. С этого времени сивухцы начали обживать это место, где и живут до сих пор. Колхоз был переименован в колхоз «Заветы Ильича». В 1992 году колхоз «Заветы Ильича» был преобразован в агрофирму «Сиух». Численность населения в Сивухе составляет около 5 тысяч человек.