Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Санакари

Селение Дахадаевского района Республики Дагестан рас­положено на границе с Кайтагским районом. Пейзаж села не­обыкновенно красив. Его окрестности окаймлены изумитель­ными, высокими, пологими, скалистыми, но с очень богатым растительным миром горными хребтами. Сплошные густые леса сочетаются с редколесьем, растительными полянами, каменными поляночками-островками, скалистыми утесами, садами диких фруктов и ягод.

Слово «Санакари» состоит из двух частей: сана и хъари, что означает дом на солнечной стороне холма. История воз­никновения села не совсем ясна. Кладбище очень старое. Высеченные на достаточно твердой породе камня могильной плиты буквы сильно обветрены, покрыты мхом и лишайником. Поэтому даты на таких плитах еле заметны или не заметны совсем. Можно обнаружить дату 1200 год хиджры. По старым могилам ныне проложены дороги, иногда открываются моги­лы из плоских каменных плит в форме ящика. На некоторых могильных плитах, остались следы куфийской письменности и интересных узоров, не соответствующих рисункам позд­ней эпохи. Есть предание о том, что жители Санакари — это те люди, что спустились с окрестных местностей бывших по­селений «Целеме» и «Маигат». Больше о прошлом Санакари ничего не известно. Весной 1944 года санакаринцы были де­портированы и поселены в с. Маяртуп (Сулевкент) Курчалоев­ского (Шурагатского) района ЧИАССР. Жизнь как бы стала на­лаживаться. И надо же! В это время, в 1957 году в село верну­лись местные коренные жители, чеченцы, ранее высланные.

В это время правительство готовило санакаринцам новое поселение. Предлагали построить новое село рядом с Маяр­тупом. Но многострадальный народ вернулся в покинутое 13 лет назад родное Санакари, подняв заросшие крапивой и бу­рьяном руины. Буквально за год, с осени 1957 года, сельчане построили 40 современных добротных красивых домов: ведь санакаринцы славятся как каменщики, затем они вступили в колхоз «Комсомол» селения Ицари. За лето 1958 года по­строили здание начальной школы и в сентябре того же года отправили своих детей в школу. В 1965 году санакаринцы об­ратно вернулись на равнину и рассеялись по Прикаспийской низменности. В настоящее время большинство санакаринцев живут в уютных домах просторного, благоустроенного села с красивым названием Зеленоморск на берегу Каспийского моря, в 5-6 км от Махачкалинского аэропорта, но они не за­бывают и о своем родном горном ауле. В Санакари они ездят каждое лето; собираются вместе, проводят вечера, соверша­ют прогулки по родным местам, отмечают День села.

 

Санжи

История села Дахадаевского района Дагестана уходит да­леко вглубь веков. Надгробные памятники датируются тыся­челетием. По архивным данным село возникло примерно 1000 лет назад. Название Санжи произошло по некоторым данным от слова “Сана” видимо по расположению села в южной ча­сти. Неоднократно на село нападали так называемые «капур­ти» – неверные. На кладбище много надгробных памятников, которые разбиты этими неверными. В 20 годы XIX столетия много жителей умерли от голода и от инфекционных заболе­ваний. Основная территория занята лесами.Много диких зве­рей: кабаны, зайцы, волки, медведи, куницы, барсуки. В речке Уллучай, которая протекает рядом с селом водится форель. Природные условия вполне

благоприятствовали для жизни в этих местах. На вершине горы выше села местности «Чибкли­ла Бек» находилась сигнально-сторожевая крепостная башня, о чем свидетельствуют остатки фундаментов. С древнейших времен традиционным занятием санжинцев было земледелие и скотоводство, преимущественно в горной местности овце­водство, разведение пчел. Выращивали коноплю, ячмень, овес, морковь, редьку, картофель. Основным пахотным ору­дием у санжинцев служил горный плуг.

Из домашних кустарных производств получили развитие шерстяное и конопляное ткачество теплых шерстяных носков, рукавиц, свитеров и др. В Санжах были развиты промыслы, связанные с обработкой леса. В частности производство зем­ледельческих орудий. Наиболее распространенная форма жилища у санжинцев — двухрядные, местами четырехэтажные жилища с плоскими крышами, небольшим двориком, веран­дой на фасадной солнечной стороне. В целях безопасности и экономии пахотной земли Санжи расположено по южному склону горы как бы прилепляясь к нему своими этажами таким образом, что плоская крыша нижнего дома является двором вышестоящего. Окна были настолько малы, что напоминали бойницы. Национальный костюм санжинцев состоит из руба­хи, штанов, черкески, овчинных шуб, бурки, овчиной папахи, у наиболее зажиточных – шапки из каракуля.

Главным элементом головного убора санжинок были чохта и ашмаг – большое покрывало.

В повседневной пище у санжинцев преобладали изделия из теста, мяса, молочных продуктов, дикорастущие травы, кра­пива, конский щавель, мята и др. Самым распространенным блюдом был хинкал, супы, пельмени из мяса, творога, зелени и яичные, чуду из творога, мяса, зелени, картошки с сушен­ным мясом. В Санжах нет семьи, которая не имела бы своего кунака – друга семьи. В настоящее время село пустует, дома разрушены. В целях устройства своих семей все жители по­степенно покинули домашние очаги и в 1969 году пересели­лись в пос. Дружба Каякентского района. Часть жителей разъ­ехалась в разные уголки республики и России.

 

Сиух

Название селения Хунзахского района Дагестана образова­но от слова «си», означающего возвышение (точнее — башню). По другой версии, название произошло от имени первого по­селенца по имени Си. Когда-то существовал и Нижний Сиух, от которого остались одни развалины. Он был разрушен очень давно, во время войны с Гидатлем. Гидатлинцы к тому времени приняли ислам и стали ярыми гази (борцами за веру), а сиухцы все еще продолжали оставаться «неверными» — отчего между теми и другими существовала вражда. Близ Нижнего Сиуха до сих пор сохранилось домусульманское кладбище. Сиухские феодалы именовали себя ханами. Здесь следует отметить, что в большинстве исторических преданий, которые были собраны в аулах, некогда входивших в Аварское ханство, сиухские фе­одалы считаются беками, хотя они и состояли в несомненном родстве с нуцальским домом. Население делилось на узденей и лагов. К «ханским» землям относились: половина местности Матлас (другая половина принадлежала хунзахским ханам), некоторые пахотные участки вокруг

Сиуха. Варианты местных преданий, однако, возводят родословную сиухских феодалов к «курейшитам» — соплеменникам пророка Мухаммеда, которые, якобы, явились в Дагестан вместе с Абумуслимом. По местно­му преданию, первым сиухским ханом был Гебек, за ним — его сын Сурхай, затем сын Сурхая Фатали. Последний имел шесте­рых сыновей: Сурхай, Умма-нуцал, Аббас, Магомед, Мирзабек. Последний унаследовал власть. Один из вариантов предания шестым сыном Фатали называет Амир-Султана. Как-то Амир- Султан нанял крестьянина Азизова Магомеда обмолоть хлеб. По окончании работы Магомед потребовал уплаты — Амир-Сул­тан отказал ему. Произошла ссора, в результате которой Ази­зов зарезал Амир-Султана кинжалом у ворот ханской резиден­ции, но при этом ранился и сам: позже умер от ран в с. Шотода, куда вынужден был бежать, как убийца и кровник, изгнанный из аула. Это случилось в 1312 году хиджры (1894 г. н. э.). По­следний известный потомок этой феодальной династии носил имя Гебек. Отпрыски этой династии в период Октябрьской ре­волюции и гражданской войны стали контрреволюционерами, активно поддерживали Гоцинского и создали в Сиухе очаг кон­трреволюции, который был ликвидирован в 1921 году, после взятия Сиуха частями Красной Армии.

 

Сивух

Селение расположено в Хасавюртовском районе Дагестана, в северной ее части. Расстояние от с.Сивух до районного центра — 20 км. В физико-географическом отношении село расположено в южной части Терско-Сулакской низменности, на левом берегу реки Ярыксу. Территория граничит со следующими селениями: На севере — с. Местерух, на северо-западе и западе — с. Аксай, на юго-западе — с. Аджимажагатюрт и с. Кандаураул, на юге — с. Новосаситли, на юго-востоке и востоке — с.Ичичали, на северо- востоке — с.Кадыротар. Общая площадь территории с.Сивух — 27 кв.км. Сивухцы говорят на каратинском диалекте аварского язы­ка. Исторически село было основано в Ахвахском районе и се­ляне жили там до II-й половины XI века. По рассказам с. Сивух в те времена было самым крупным населенным пунктом в Ахвахе. Сивухцы были воинственным народом и брали дань с соседних сел в виде земельной ренты. Также они заставляли давать корм скоту, когда мимо этих сел чабаны выгоняли скот на пастбища. Это все вызывало возмущение и недовольство. Жители семи окрестных сел и сожгли село.

После этого в поисках нового места для жилья основная часть сивухцев решила переселиться и они спустились по речке до Аварского Койсу. Оставшаяся часть поселилась в селении Рачаболда. Угнанные люди два года жили в долине реки Аварское Койсу. Затем они нашли место для дальнейше­го проживания в Гумбетовском районе, которое им предоста­вили добродушные мехельтинцы. Отсюда часть жителей ушла в сторону Чечни и обосновались в селении Курчалой. Таким образом Сивух распался на 3 части.

В 1944 году, по решению Советского правительства все на­селение и хозяйство селения Сивух было переселено в Ножай­юртовский район Чечни, на место выселенных в Казахстан и Среднюю Азию чеченцев. В Чечне район назывался Андаляль­ским. Сивух обосновался в двух селениях — Зандакара и Гин­дирген, которые назывались Верхний и Нижний Сивух. В Чечне колхоз «имени Кирова» был переименован в колхоз «имени Ле­нина». Колхоз считался самым крупным и богатым в районе. В основном занимались выращиванием кукурузы, пшеницы, за­готовкой сена и животноводством. В те времена колхоз «имени Ленина» имел 15 тысяч голов овец и 3500 голов КРС. В 1957 году чеченцы стали возвращаться из Средней Азии, и по на­стоянию руководства Республики селяне были переселены на необжитое место в Хасавюртовском районе, в целях освоения равнинной зоны Прикаспийской низменности. С 1958 года на­чалось строительство села. С этого времени сивухцы начали обживать это место, где и живут до сих пор. Колхоз был переи­менован в колхоз «Заветы Ильича». В 1992 году колхоз «Заветы Ильича» был преобразован в агрофирму «Сиух». Численность населения в Сивухе составляет около 5 тысяч человек.