В издательстве «Лотос» в 2011 г. вышла в свет энциклопедия составленная профессором Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи К.А. Акимова «Лезгистан». Она состоит из предисловия, 1850 статей – справок и списка использованной литературы. Тираж книги 1000 экз.
Как пишет К. Акимов: «Лезгистан – это страна лезгин, их этническая территория». Но здесь видимо следует уточнить, что подразумевается под термином Лезгистан: это – государство, область, автономная республика, или же это просто округ? Если да, то встает вопрос когда и кем эта республика или государство были признаны, каковы их функции, органы управления и т.д.
Если Лезгистан располагается на территории Дагестана, то почему только собственно Лезгистан, а где же тогда например Таваспаран (Табарсаран), Даргиния, Лакия, Кумыкия, Аваристан, Цахуристан и другие существовавшие владения и общества?
Известно, что идею создания так называемой Лезгинской автономной республики в составе территории Южного Дагестана и Северного Азербайджана некоторые ученые вынашивали еще с 90 г. XX в. Многие тогда эту идею назвали утопичной, так как на территории расселения лезгин уже возникли суверенные государства Россия и Азербайджан и между ними была установлена государственная граница. Поэтому идея создания Лезгистана не воспринималась как реализуемая.
Представляется, что вопрос о взаимоотношениях народов всегда должен требовать чуткого и тактичного отношения.
При более внимательном ознакомлении с энциклопедическим справочником вызывает большие сомнения и определение Акимова, что «лезгинский народ – это лезгины и лезгинские народности Азербайджана… и Дагестана (агулы, арчибы, рутулы, табасаранцы, цахуры), а под названием «Лезгистан» — имеется в виду их этническая территория.
Но тут внимание ученых, студентов, аспирантов привлекается к тому, какую территорию подразумевает Акимов под термином «Лезгистан» и почему он не включает в это понятие известное с древности такое владение как Таваспаран (Табасаран). Ведь территория расселения таваспаров не раз подвергалась нашествиям завоевателей из Урарту, Мидии, Парфянского царства, киммерийцев, скифов и др.
Ведь исторически известно, что в древности, наряду с предками лезгин, в состав Кавказской Албании входили и таваспары, предки цахур, рутулов и т.д. С распадом же Кавказской Албании на территории Южного Дагестана и появилось первое самостоятельное политическое образование предков табасаран -таваспаров. Об этом ясно пишут известные ученые Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов: «Хотя и существовали отдельные племена или союзы племен в Южном Дагестане, но источники выделили в IV веке только Табасаран, очевидно, как наиболее сильное из них объединение» (Очерки истории южного Дагестана. 1964.С. 25)
В XV-XVI вв. Табасаранское майсумство было уже одним из четырех крупных владений Дагестана. Оно включало в себя территорию нынешнего Табасаранского, Хивского, часть Дербентского и Касумкентского районов. (Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 97). Но табасараны никогда не входили в какие-либо лезгинские общества или владения.
В 1812 г. царское правительство создало Кюринское ханство, в которое на территории Кюринской плоскости, вошли земли Курахского, Кошанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. В 20 е годы XIX в. Кюринское ханство было присоединено к Казикумухскому ханству и правителем Кюри-Казикумухского ханства стал Аслан – хан.
Что же касается названия «Лезгистан». То да, был в истории Дагестана и Кавказа определенный этап, когда в XVIII-XIX вв. территорию Дагестана, а не политическое образование, путешественники называли Лезгистаном, а жителей естественно, лезгинами, как в свое время Черкесией называли не только территорию адыгов, но и более обширную территорию Северного Кавказа, а под черкесами подразумевали многие другие кавказские народы.
Авторитетными исследованиями ученых доказано, что табасаранский народ прошел самостоятельный путь развития. Это убедительно показано и в трудах автора этой заметки: «Из истории Табасарана XVIII- нач. XIX вв», «Очерки истории Табасарана», «Древние аборигены Кавказа» (Журнал «Эхо Кавказа» № 3, 1993г.), «У моего народа древние корни» (МД, 1992 № 27, июль) и других.
Под этнонимами леги, леки, лезги в разных источниках подразумевались почти все дагестанские народы. Со временем же, по мере расширения сведений о народах Дагестана, более близкого знакомства с ними, этноним «лезгин» остался только за собственно лезгинами.
О том, что уже в 60 – х годах XIX в. термин «лезгины» начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, писали многие исследователи. «Существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом, – писал П.К. Услар. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасарнцев, ни лаков, ни какой – либо другой из горских народов. (подчеркнуто – М.Г.). Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки (азербайджанцы – М.Г.).
В годы волюнтаризма реализация политики «расцвета и сближения народов», последовательно воспитывавшей в массовом сознании представления о будущем слиянии малых народов и этнических групп вокруг крупных, а также о непрестижности, ненужности и нецелесообразности знания языка своей национальности, все это притупляло национальное (этническое) самосознание малых народов.
Известно, что и некоторые «исследователи» в 40-60 годы XX в. также ошибочно полагали, что экономические и культурные преобразования, происходившие в жизни горских народов, в том числе и народов Южного Дагестана, приведут к объединению малочисленных народов вокруг крупных и к складыванию у горцев крупных наций европейского типа. Жизнь доказала ошибочность этих положений выдуманных М. Ихиловым, А. Агаевым и др. в том числе и о слиянии народов, согласно которым табасараны, цахуры, агулы, рутулы якобы должны были объединяться вокруг лезгин.
Термин «народности лезгинской группы» также выдумана, и коренным образом не соответствует своему содержанию. Народы Южного Дагестана, как самостоятельные, известны с древности. Не случайно крупные ученые, заслуженные деятели науки РФ, профессора Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов свою книгу, в которой они освещают историю народов Южного Дагестана, издали под названием «Очерки истории южного Дагестана», тогда как М.М. Ихилов — приверженец антинаучной «теории слияния народов», озаглавил свою работу «Народности лезгинской группы». Она была подвергнута резкой критике специалистами.
Древний и известный на Кавказе, в России и за ее пределами лезгинский народ, давший человечеству М. Ярагского, Е. Эмина, Г. Алкадари, С. Стальского, Г. Гаджибекова, Аливердиевых, Шихсаидовых и многих других личностей, на мой взгляд не нуждается в увеличении численности своей национальности за счет табасаранов, агулов, цахуров, рутулов и других, как это пытаются делать некоторые исследователи.
Каждый народ, живущий на земле, вносит свою неповторимую лепту в проблему национальной специфики, своего своеобразия и этот вклад не находится в прямой пропорциональности от численности народа, размеров ареала его проживания, от экономического потенциала. М. Горький говорил: «Количество народа не влияет на качество таланта». Поэтому термины «народы» и «малые» не созвучны. Более подходящим был бы термин малочисленные народы. И этим малочисленным народам в продолжении всей своей истории приходится доказывать свою состоятельность и самобытность, добиваться своего места под солнцем, права на творчество и его достойную оценку.
С недооценкой, отрицанием интеллектуальных возможностей малочисленных народов тесно связаны также непризнание за ними реальных исторических заслуг в общественном развитии и проистекающее отсюда же извращение важнейших этапов их истории, вообще вплоть до отрицания истории народа. Например, еще в середине XIX историю табасаранского народа отрицал И. Березин. Другие источники опровергают его антинаучное мнение.
Отстаивание своих национальных интересов нормально для любого народа и этноса. Забвение прошлого обрекает на бессмысленное существование целые поколения и народы. «Вне этноса, — пишет Л.Н. Гумилев, — нет ни одного человека на земле. Национальная принадлежность – неоспоримая реальность». В годы застоя тех ученых, кто изучал историю своего малого народа обвиняли в национализме.
Чтобы народы относились с уважением друг к другу, каждый из них должен осознавать себя свободным, самобытным с присущей ему духовностью, историей. Самим собой – и больше никаким. Один народ не должен ассимилироваться другим.
Уверен, что рассуждения некоторых ученых о необходимости и возможности создания суверенной автономной республики «Лезгистан» чужды и самому лезгинскому народу, который является древним и абсолютно дружественным для всех дагестанских народов.
Предисловие книги «Лезгистан» Акимов завершает словами: «Каждый человек должен знать историю, язык, культуру, литературу и искусство своего народа, чтобы чувствовать себя представителем данного этноса и хозяином земли, доставшейся ему от предков». Думается, что этот совершенно правильный и справедливый подход со стороны автора, заслуживающий уважения. И тогда остается сказать уважаемый Акимов дайте также и табасаранскому, цахурскому, агульскому, рутульскому и другим народам и этносам тоже гордиться своей национальностью, своим происхождением, своим местом и признанием в истории и Дагестана и Кавказа и России.
Нам представляется идея книги «Лезгистан» –создание «Лезгинской республики» на территории расселения нынешних лезгин в Азербайджане и Дагестане, а также на территории Табасарана и остальных народов Южного Дагестана вредна. Этим самым табасаранский и другие народы могут независимо от себя втягиваться в возможные в конфликты как с Азербайджаном, а также с дагестанцами, проживающими в Азербайджане.
Уместно здесь будет отметить, что и в 30 е годы XXв. против создания табасаранской письменности выступали тюркофилы, которые считали что вместо письменности на родном, табасаранском языке в школах следует ввести тюркскую (азербайжанскую) письменность. Но эта авантюрная идея тюркофилов, благодаря усилиям лезгина – интернационалиста Гаджибека Гаджибекова провалилась. Так что идеи автора о создании «Лезгистана» включающего в свой состав Табасаран и идея так называемой «консолидации народностей лезгинской группы» не имеют под собой никакой реальной почвы.
У табасаранцев есть свой язык, который возник после распада дагестанского праязыка и своя письменность, которая возникла еще в эпоху Кавказской Албании.
За свою более чем полутора тысячелетнюю историю таваспары (табасараны) прошли свой самостоятельный путь развития.
Сегодня табасаранский народ не только древний, но и один из конституционных народов Дагестана.
Кстати, в Конституции Республики Дагестан (ст. 57) написано: «Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан. … Административно – территориальными единицами республиканского значения являются районы… Табасаранский, Хивский и др… всего 41 и города – 10». И далее: «Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному согласию РФ и РД в соответствии с федеральным конституционным законом» (ст. 58). Так что «Лезгистан» – думаю остается республикой витающей только в мире мечтаний отдельных «патриотов».
Лезгины и табасараны – это соседние народы тысячелетиями жившие вместе и вместе отстаивавшие свою свободу и независимость, жившие в мире и согласии.
Пусть же они и продолжают так жить.
Магомед Гасанов