О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ

В издательстве «Лотос» в 2011 г. вышла в свет энциклопедия состав­ленная профессором Дагестанского научно-исследовательского институ­та педагогики им. А.А. Тахо-Годи К.А. Акимова «Лезгистан». Она состоит из предисловия, 1850 статей – справок и списка использованной литературы. Тираж книги 1000 экз.

Как пишет К. Акимов: «Лезгистан – это страна лезгин, их этническая тер­ритория». Но здесь видимо следует уточнить, что подразумевается под термином Лезгистан: это – государ­ство, область, автономная республи­ка, или же это просто округ? Если да, то встает вопрос когда и кем эта респу­блика или государство были признаны, каковы их функции, органы управления и т.д.

Если Лезгистан располагается на территории Дагестана, то почему только собственно Лезгистан, а где же тогда например Таваспаран (Та­барсаран), Даргиния, Лакия, Кумы­кия, Аваристан, Цахуристан и другие существовавшие владения и обще­ства?

Известно, что идею создания так называемой Лезгинской автономной республики в составе территории Южного Дагестана и Северного Азер­байджана некоторые ученые вынаши­вали еще с 90 г. XX в. Многие тогда эту идею назвали утопичной, так как на территории расселения лезгин уже возникли суверенные государства Россия и Азербайджан и между ними была установлена государственная граница. Поэтому идея создания Лез­гистана не воспринималась как реа­лизуемая.

Представляется, что вопрос о взаи­моотношениях народов всегда должен требовать чуткого и тактичного отно­шения.

При более внимательном ознаком­лении с энциклопедическим справоч­ником вызывает большие сомнения и определение Акимова, что «лезгин­ский народ – это лезгины и лезгинские народности Азербайджана… и Даге­стана (агулы, арчибы, рутулы, табаса­ранцы, цахуры), а под названием «Лез­гистан» — имеется в виду их этническая территория.

Но тут внимание ученых, студентов, аспирантов привлекается к тому, какую территорию подразумевает Акимов под термином «Лезгистан» и почему он не включает в это понятие известное с древности такое владение как Тава­спаран (Табасаран). Ведь территория расселения таваспаров не раз подвер­галась нашествиям завоевателей из Урарту, Мидии, Парфянского царства, киммерийцев, скифов и др.

Ведь исторически известно, что в древности, наряду с предками лезгин, в состав Кавказской Албании входили и таваспары, предки цахур, рутулов и т.д. С распадом же Кавказской Алба­нии на территории Южного Дагестана и появилось первое самостоятельное политическое образование предков табасаран -таваспаров. Об этом ясно пишут известные ученые Х.Х. Рама­занов и А.Р. Шихсаидов: «Хотя и су­ществовали отдельные племена или союзы племен в Южном Дагестане, но источники выделили в IV веке только Табасаран, очевидно, как наиболее сильное из них объединение» (Очерки истории южного Дагестана. 1964.С. 25)

В XV-XVI вв. Табасаранское май­сумство было уже одним из четырех крупных владений Дагестана. Оно включало в себя территорию нынеш­него Табасаранского, Хивского, часть Дербентского и Касумкентского райо­нов. (Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 97). Но табасараны никог­да не входили в какие-либо лезгинские общества или владения.

В 1812 г. царское правительство создало Кюринское ханство, в которое на территории Кюринской плоскости, вошли земли Курахского, Кошанского, Агульского и Ричинского союзов сель­ских обществ. В 20 е годы XIX в. Кю­ринское ханство было присоединено к Казикумухскому ханству и правителем Кюри-Казикумухского ханства стал Ас­лан – хан.

Что же касается названия «Лезги­стан». То да, был в истории Дагестана и Кавказа определенный этап, когда в XVIII-XIX вв. территорию Дагестана, а не политическое образование, путе­шественники называли Лезгистаном, а жителей естественно, лезгинами, как в свое время Черкесией называли не только территорию адыгов, но и более обширную территорию Северного Кав­каза, а под черкесами подразумевали многие другие кавказские народы.

Авторитетными исследованиями ученых доказано, что табасаранский народ прошел самостоятельный путь развития. Это убедительно показано и в трудах автора этой заметки: «Из истории Табасарана XVIII- нач. XIX вв», «Очерки истории Табасарана», «Древ­ние аборигены Кавказа» (Журнал «Эхо Кавказа» № 3, 1993г.), «У моего народа древние корни» (МД, 1992 № 27, июль) и других.

Под этнонимами леги, леки, лезги в разных источниках подразумевались почти все дагестанские народы. Со временем же, по мере расширения сведений о народах Дагестана, более близкого знакомства с ними, этноним «лезгин» остался только за собственно лезгинами.

О том, что уже в 60 – х годах XIX в. термин «лезгины» начал использовать­ся в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, писали многие исследователи. «Существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были ро­дом, – писал П.К. Услар. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни таба­сарнцев, ни лаков, ни какой – либо дру­гой из горских народов. (подчеркнуто – М.Г.). Происхождение этого назва­ния не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки (азербайджанцы – М.Г.).

В годы волюнтаризма реализация политики «расцвета и сближения на­родов», последовательно воспитывав­шей в массовом сознании представле­ния о будущем слиянии малых народов и этнических групп вокруг крупных, а также о непрестижности, ненужности и нецелесообразности знания языка своей национальности, все это приту­пляло национальное (этническое) са­мосознание малых народов.

Известно, что и некоторые «иссле­дователи» в 40-60 годы XX в. также ошибочно полагали, что экономиче­ские и культурные преобразования, происходившие в жизни горских на­родов, в том числе и народов Южного Дагестана, приведут к объединению малочисленных народов вокруг круп­ных и к складыванию у горцев крупных наций европейского типа. Жизнь до­казала ошибочность этих положений выдуманных М. Ихиловым, А. Агаевым и др. в том числе и о слиянии народов, согласно которым табасараны, цаху­ры, агулы, рутулы якобы должны были объединяться вокруг лезгин.

Термин «народности лезгинской группы» также выдумана, и коренным образом не соответствует своему со­держанию. Народы Южного Дагеста­на, как самостоятельные, известны с древности. Не случайно крупные ученые, заслуженные деятели науки РФ, профессора Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов свою книгу, в которой они освещают историю народов Южно­го Дагестана, издали под названием «Очерки истории южного Дагестана», тогда как М.М. Ихилов — приверженец антинаучной «теории слияния наро­дов», озаглавил свою работу «Народ­ности лезгинской группы». Она была подвергнута резкой критике специали­стами.

Древний и известный на Кавказе, в России и за ее пределами лезгин­ский народ, давший человечеству М. Ярагского, Е. Эмина, Г. Алкадари, С. Стальского, Г. Гаджибекова, Аливер­диевых, Шихсаидовых и многих других личностей, на мой взгляд не нуждается в увеличении численности своей на­циональности за счет табасаранов, агулов, цахуров, рутулов и других, как это пытаются делать некоторые иссле­дователи.

Каждый народ, живущий на земле, вносит свою неповторимую лепту в проблему национальной специфики, своего своеобразия и этот вклад не находится в прямой пропорционально­сти от численности народа, размеров ареала его проживания, от экономи­ческого потенциала. М. Горький гово­рил: «Количество народа не влияет на качество таланта». Поэтому термины «народы» и «малые» не созвучны. Бо­лее подходящим был бы термин мало­численные народы. И этим малочис­ленным народам в продолжении всей своей истории приходится доказывать свою состоятельность и самобыт­ность, добиваться своего места под солнцем, права на творчество и его достойную оценку.

С недооценкой, отрицанием ин­теллектуальных возможностей мало­численных народов тесно связаны также непризнание за ними реальных исторических заслуг в общественном развитии и проистекающее отсюда же извращение важнейших этапов их истории, вообще вплоть до отрицания истории народа. Например, еще в се­редине XIX историю табасаранского народа отрицал И. Березин. Другие источники опровергают его антинауч­ное мнение.

Отстаивание своих национальных интересов нормально для любого на­рода и этноса. Забвение прошлого об­рекает на бессмысленное существо­вание целые поколения и народы. «Вне этноса, — пишет Л.Н. Гумилев, — нет ни одного человека на земле. Националь­ная принадлежность – неоспоримая реальность». В годы застоя тех ученых, кто изучал историю своего малого на­рода обвиняли в национализме.

Чтобы народы относились с ува­жением друг к другу, каждый из них должен осознавать себя свободным, самобытным с присущей ему духовно­стью, историей. Самим собой – и боль­ше никаким. Один народ не должен ас­симилироваться другим.

Уверен, что рассуждения некоторых ученых о необходимости и возмож­ности создания суверенной автоном­ной республики «Лезгистан» чужды и самому лезгинскому народу, который является древним и абсолютно дру­жественным для всех дагестанских на­родов.

Предисловие книги «Лезгистан» Акимов завершает словами: «Каждый человек должен знать историю, язык, культуру, литературу и искусство сво­его народа, чтобы чувствовать себя представителем данного этноса и хо­зяином земли, доставшейся ему от предков». Думается, что этот совер­шенно правильный и справедливый подход со стороны автора, заслужива­ющий уважения. И тогда остается ска­зать уважаемый Акимов дайте также и табасаранскому, цахурскому, агуль­скому, рутульскому и другим народам и этносам тоже гордиться своей наци­ональностью, своим происхождением, своим местом и признанием в истории и Дагестана и Кавказа и России.

Нам представляется идея книги «Лезгистан» –создание «Лезгинской республики» на территории рас­селения нынешних лезгин в Азер­байджане и Дагестане, а также на территории Табасарана и остальных народов Южного Дагестана вредна. Этим самым табасаранский и другие народы могут независимо от себя втягиваться в возможные в конфлик­ты как с Азербайджаном, а также с дагестанцами, проживающими в Азербайджане.

Уместно здесь будет отметить, что и в 30 е годы XXв. против создания табасаранской письменности высту­пали тюркофилы, которые считали что вместо письменности на родном, та­басаранском языке в школах следует ввести тюркскую (азербайжанскую) письменность. Но эта авантюрная идея тюркофилов, благодаря усилиям лез­гина – интернационалиста Гаджибе­ка Гаджибекова провалилась. Так что идеи автора о создании «Лезгистана» включающего в свой состав Табасаран и идея так называемой «консолидации народностей лезгинской группы» не имеют под собой никакой реальной почвы.

У табасаранцев есть свой язык, ко­торый возник после распада дагестан­ского праязыка и своя письменность, которая возникла еще в эпоху Кавказ­ской Албании.

За свою более чем полутора тыся­челетнюю историю таваспары (табаса­раны) прошли свой самостоятельный путь развития.

Сегодня табасаранский народ не только древний, но и один из конститу­ционных народов Дагестана.

Кстати, в Конституции Республики Дагестан (ст. 57) написано: «Терри­тория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонацио­нального народа Республики Даге­стан. … Административно – террито­риальными единицами республикан­ского значения являются районы… Табасаранский, Хивский и др… всего 41 и города – 10». И далее: «Статус Республики Дагестан может быть из­менен по взаимному согласию РФ и РД в соответствии с федеральным конституционным законом» (ст. 58). Так что «Лезгистан» – думаю оста­ется республикой витающей только в мире мечтаний отдельных «патри­отов».

Лезгины и табасараны – это сосед­ние народы тысячелетиями жившие вместе и вместе отстаивавшие свою свободу и независимость, жившие в мире и согласии.

Пусть же они и продолжают так жить.

Магомед Гасанов