Антропология денег

Под таким названием в Центре этнической культуры прошла выставка одного из самых по­пулярных и любимых дагестанских художников последнего десятилетия Закарьи Закарьяева.

Отметим, что идея создания Дагестанского Центра этнической культуры в Махачкале возник­ла в рамках широкого общественного обсужде­ния, развернувшегося вокруг реализации Стра­тегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая предполагает активизацию деятельно­сти учреж¬дений образования и культуры — му­зеев, домов творчества и иных форм проявления этнокультурной направлен¬ности.

По словам директора Центра Шахнабат Али­магомедовой, «Необходимость приобщения подрастающего поколения к богатым этнокуль­турным традициям наших предков, породила мощный запрос на поиск новых форм сохране­ния, развития и популяризации этнической куль­туры. При¬мером одной из таких форм и стал по­пулярный ныне в республике Центр этнической культуры, который, благодаря участию и помощи общественности и спонсоров, открыл свои двери для посетителей 17 декабря 2012 года.

Одна из целей Центра этнической культуры, создателем которого является депутат Народно­го Собрания Республики Дагестан Магомедкади Гасанов, это приобщение молодежи к богатым этнокультурным традициям наших предков, а также поиск новых форм их развития. На его базе создан и активно функционирует общественный научно-экспертный совет, проводится научная, образовательная, выставочная, ремесленно- производственная и другая работа», — отметила она.

           

В зале, как и всегда, яблоку негде упасть. Дей­ствительно, на первый взгляд кажется, что За­карья, появившийся на авансцене дагестанского ИЗО в 2005 году и с этого времени занимающий в нем прочное место, вполне доступен для пони­мания.

За десять с небольшим лет художник принял участие почти в 50 выставках, из них 6 — пер­сональные. 10 лет — срок достаточный, чтобы осознать индивидуальность автора и его место в современном художественном процессе. Вос­хищает количество и качество труда, которое мастер вкладывает в каждое свое произведе­ние, заставляющее вспомнить о даргинских кор­нях художника, прикладном таланте его народа. Действительно, в творчестве Закарьяева гармо­нично сочетаются два начала — художественное и прикладное, современное дизайнерское мышле­ние и качественная ручная работа. Излюбленные материалы — дерево и металл, из них создается форма арт-объекта, который затем декорирует­ся в соответствии с поставленной задачей.

Как рассказал автор выставки, главный ис­ходный материал, который он использовал для 40 экспонатов — это монеты. «Старые добрые советские копейки, двушки, пятаки, гривенни­ки, металлические рубли постперестроечной эпохи. Работа трудоемкая, требующая усидчи­вости и аккуратности. И немало времени. Чтобы оформить такой объект, как «Невеста», требуется около 2 тысяч 15-копеечных монет и два месяца кропотливой работы.

«Антропология денег» является для меня ми­кромиром, где раскрываются материальная сущ­ность человека и как бы значимость денег в на­шем мире. Деньги всегда играли главную роль в жизни человека, что я и пытался донести своими работами», — признается Закарья.

По словам художника, если присмотреться и задуматься, то можно обратить внимание, что каждая работа содержит в себе определенный смысл и соответствующее название. Напри­мер, «Золотое сердце» говорит о ценности человеческой души, именно ее он считает са­мым ценным, что есть в нас, а вот, например работа «Золотая подушка» говорит о том, что сны материализуются.

О том, что интерес к монетам как таковым у За­карьи давний и стойкий, рассказала искусство­вед Татьяна Петенина. « Еще в школе он начал увлекаться нумизматикой, и в настоящее время его коллекция насчитывает около 3 тыс. монет. Его всегда привлекала энергия денег, которые позднее он начал использовать и как материал, и как ресурс. Впервые художник использовал монеты в качестве дизайнерского материала в 2010 г. Это была его знаменитая «Золотая рыб­ка». Потом появились кошельки и сумочки, зверюшки и птички, ежики и рыбки …

Но глобально художник подошел к теме именно в проекте «Антропология денег». Здесь автор идет дальше и радикализм его творческого метода беспределен. Его привлекает лаконичная и иде­альная форма монеты, градация размеров, вы­битый текст, все это создает определенную фак­туру. Оказывается, из монет можно изобразить абсолютно все: от животных и пресмыкающихся до человеческого черепа, от буханки хлеба до сва­дебного платья, от знаменитой машины-копейки до символического денежного потока. Все можно превратить в «нал», даже бессмертную Джоконду, мысль, конечно, не новая, но ее актуальность от этого не уменьшается», — отметила Петенина.

По словам куратора выставки Аиды Дагиро­вой: «Тема денег всегда актуальна и постоянно присутствует в нашей жизни, но они всего лишь средство, которое позволяет жить полноценно, они также влияют на внутренний мир человека, его мечты и отношение к окружающему миру и самому себе. Обладают определённой энер­гетикой, которые можно использовать как во благо, так и во зло … деньги влияют на процесс становления личности, характер, поведение, по­ступки и образ жизни человека, они определяют, как будут складываться взаимоотношения между людьми».

Названия большинства работ говорящие — «Лимоны», «Золотой телец». «Доилка», «Деньги к деньгам», «Длинный рубль», «Золотое руно», «Су­ета сует» и др. Художник или использует «при­родный» цвет монет и их фактуру, играет на кон­трасте «серебра» и «золота», но может покрывать их черным лаком, белым или бронзовым аэрозо­лем, добиваясь определенного декоративного эффекта. Многие из его творений вполне эсте­тичны и смогли бы украсить любой современный интерьер.

Рамина Насреддинова