Под таким названием в Центре этнической культуры прошла выставка одного из самых популярных и любимых дагестанских художников последнего десятилетия Закарьи Закарьяева.
Отметим, что идея создания Дагестанского Центра этнической культуры в Махачкале возникла в рамках широкого общественного обсуждения, развернувшегося вокруг реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая предполагает активизацию деятельности учреж¬дений образования и культуры — музеев, домов творчества и иных форм проявления этнокультурной направлен¬ности.
По словам директора Центра Шахнабат Алимагомедовой, «Необходимость приобщения подрастающего поколения к богатым этнокультурным традициям наших предков, породила мощный запрос на поиск новых форм сохранения, развития и популяризации этнической культуры. При¬мером одной из таких форм и стал популярный ныне в республике Центр этнической культуры, который, благодаря участию и помощи общественности и спонсоров, открыл свои двери для посетителей 17 декабря 2012 года.
Одна из целей Центра этнической культуры, создателем которого является депутат Народного Собрания Республики Дагестан Магомедкади Гасанов, это приобщение молодежи к богатым этнокультурным традициям наших предков, а также поиск новых форм их развития. На его базе создан и активно функционирует общественный научно-экспертный совет, проводится научная, образовательная, выставочная, ремесленно- производственная и другая работа», — отметила она.
В зале, как и всегда, яблоку негде упасть. Действительно, на первый взгляд кажется, что Закарья, появившийся на авансцене дагестанского ИЗО в 2005 году и с этого времени занимающий в нем прочное место, вполне доступен для понимания.
За десять с небольшим лет художник принял участие почти в 50 выставках, из них 6 — персональные. 10 лет — срок достаточный, чтобы осознать индивидуальность автора и его место в современном художественном процессе. Восхищает количество и качество труда, которое мастер вкладывает в каждое свое произведение, заставляющее вспомнить о даргинских корнях художника, прикладном таланте его народа. Действительно, в творчестве Закарьяева гармонично сочетаются два начала — художественное и прикладное, современное дизайнерское мышление и качественная ручная работа. Излюбленные материалы — дерево и металл, из них создается форма арт-объекта, который затем декорируется в соответствии с поставленной задачей.
Как рассказал автор выставки, главный исходный материал, который он использовал для 40 экспонатов — это монеты. «Старые добрые советские копейки, двушки, пятаки, гривенники, металлические рубли постперестроечной эпохи. Работа трудоемкая, требующая усидчивости и аккуратности. И немало времени. Чтобы оформить такой объект, как «Невеста», требуется около 2 тысяч 15-копеечных монет и два месяца кропотливой работы.
«Антропология денег» является для меня микромиром, где раскрываются материальная сущность человека и как бы значимость денег в нашем мире. Деньги всегда играли главную роль в жизни человека, что я и пытался донести своими работами», — признается Закарья.
По словам художника, если присмотреться и задуматься, то можно обратить внимание, что каждая работа содержит в себе определенный смысл и соответствующее название. Например, «Золотое сердце» говорит о ценности человеческой души, именно ее он считает самым ценным, что есть в нас, а вот, например работа «Золотая подушка» говорит о том, что сны материализуются.
О том, что интерес к монетам как таковым у Закарьи давний и стойкий, рассказала искусствовед Татьяна Петенина. « Еще в школе он начал увлекаться нумизматикой, и в настоящее время его коллекция насчитывает около 3 тыс. монет. Его всегда привлекала энергия денег, которые позднее он начал использовать и как материал, и как ресурс. Впервые художник использовал монеты в качестве дизайнерского материала в 2010 г. Это была его знаменитая «Золотая рыбка». Потом появились кошельки и сумочки, зверюшки и птички, ежики и рыбки …
Но глобально художник подошел к теме именно в проекте «Антропология денег». Здесь автор идет дальше и радикализм его творческого метода беспределен. Его привлекает лаконичная и идеальная форма монеты, градация размеров, выбитый текст, все это создает определенную фактуру. Оказывается, из монет можно изобразить абсолютно все: от животных и пресмыкающихся до человеческого черепа, от буханки хлеба до свадебного платья, от знаменитой машины-копейки до символического денежного потока. Все можно превратить в «нал», даже бессмертную Джоконду, мысль, конечно, не новая, но ее актуальность от этого не уменьшается», — отметила Петенина.
По словам куратора выставки Аиды Дагировой: «Тема денег всегда актуальна и постоянно присутствует в нашей жизни, но они всего лишь средство, которое позволяет жить полноценно, они также влияют на внутренний мир человека, его мечты и отношение к окружающему миру и самому себе. Обладают определённой энергетикой, которые можно использовать как во благо, так и во зло … деньги влияют на процесс становления личности, характер, поведение, поступки и образ жизни человека, они определяют, как будут складываться взаимоотношения между людьми».
Названия большинства работ говорящие — «Лимоны», «Золотой телец». «Доилка», «Деньги к деньгам», «Длинный рубль», «Золотое руно», «Суета сует» и др. Художник или использует «природный» цвет монет и их фактуру, играет на контрасте «серебра» и «золота», но может покрывать их черным лаком, белым или бронзовым аэрозолем, добиваясь определенного декоративного эффекта. Многие из его творений вполне эстетичны и смогли бы украсить любой современный интерьер.
Рамина Насреддинова