«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Ругуджа
Селение Гунибского района Дагестана. Ругуджа не является одной этнической группой. Особенность аула в том, что сюда вклинились многие этнические группы, преследуемые различными племенами в период военных столкновений и вошедшие в последующем в разные родовые группы и тухумы. Можно сказать, что тут есть таджики, монголы, хазары, хетты, сарматы, савиры, русские. Есть в Ругуджа и тухумы, образовавшиеся из волжских булгар.
Всего в ауле насчитывалось более 44 кланов и тухумов. Ругуджа в прошлом была объединяющим политическим центром всех аулов Андалальского общества.
Изучая историю происхождения названия аула Ругуджа, удалось установить, что название ассоциируется со словом «ругъун», что означает «рана», которую наносили друг другу ругуджинцы из-за бесконечных межтухумовских кровавых распрей.
В жизни ругуджинского этноса сложилась бесконечная междоусобная война за превосходство, за землю, за обогащение. Из-за этой бесконечной вражды от Ругуджа отделились многие группы людей и образовали в разных местах свои аулы, свои общества. Именно так сформировалась – Куяда. Значительная часть ругуджинцев уходит далеко на север и образовывает свой населенный пункт – Унцукуль. Другая группа, ушедшая вместе с ними образовала населенный пункт – Хараги. Ругуджинцы из местности Анада со своим ханством ушли далеко на юг и образовали в Табасаранском районе населенный пункт – Ругуж. Население из местности Азух создали в Хунзахском районе село – Обода.
Где-то в начале XII века православную религию в Ругуджа заменяет ислам. Распространение ислама связывают с именем Абу-Муслим-Шейха. Ругуджинцы обычно были непокорны проповедникам ислама и оказывали вооруженное сопротивление его наставникам.
После окончания Кавказской войны Ругуджинцы вернулись к традиционным отраслям ведения хозяйства. Испокон веков их считали лучшими животноводами и землепашцами. В каждом крестьянском дворе содержалось более 20 голов крупного рогатого скота, на каждый двор приходилось более 4-5 гектаров пахотных земель.
Для разведения и содержания крупного рогатого скота у ругуджинцев были большие площади сенокосных угодий, пастбища. Они простирались от райцентра Гуниб на севере до белого озера на границе с Шамильским районом на западе.
Ругуджинцы обеспечивали зерном не только себя, но и продавали излишки зерна соседям.
Эта привязанность ругуджинцев к животноводству и возделыванию сельскохозяйственных культур сохранилась до наших дней.
В годы гражданской войны ругуджинцы боролись за установление и укрепление Советской власти, участвовали в ликвидации бандформирований из местных богачей, противников новой власти. Многие ругуджинцы в 1919-1921 годах были в рядах партизанских отрядов во главе с Омаром Чохским. С 1928 г. селение вошло в Гунибский район.
В 1934 году в селе был организован колхоз. В предвоенные годы он был в числе передовых.
В период ВОВ почти все мужское население ушло на фронт. В селе остались женщины, старики, дети. Получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Надои молока с каждой коровы были самые высокие не только в районе, но и в республике.
Рукель
Селение Дербентского района Дагестана. Оно находится недалеко от древнего города Дербента. История возникновения Рукеля уходит вглубь веков.
Первоначальное заселение рукельцев было на низменности. Как мы знаем, Дербент служил яблоком раздора и ареной кровопролитных войн, попадал под власть различных завоевателей. И каждый раз вместе с Дербентом все нашествия терпели и предки рукельцев. И поэтому постоянные нашествия, а также существование малярии (комары были носителями малярии) заставили наших предков подняться на холм.
Видели эту звезду (Улкер улдузу) прямо на холме, где стоит нынешний Рукель. Отсюда произошло и название Рукель.
С начала возрождения Рукеля жили первейшие тухумы «Гаджилер» (выходцы арабского происхождения). Они строили дома прямо на склоне холма, чтобы могли наблюдать за врагами, идущими с низменности. Первейшее заселение Рукеля восходит ко второй половине VII века, к 690 годам н.э.
В 642 году арабы появились у стен Дербента. Однако укрепиться в этот период в Дербенте арабы не смогли и еще более полустолетия воевали с хазарами за обладание городом.
В конце IX- начале X века значительно ослабевает зависимость Дербента от Багдада. Усиливается власть тюркских каганов. И в то время началось заселение тюрками близлежащих районов, в том числе и селения Рукель. В южной части села, заселились тюрки и основали свой квартал «Шихлер» (чистые, верующие, святые люди). У них было много шейхов.
В 1578 г. начинается заселение Рукеля крымскими татарами. Образовался и их тухум (татарлар). Основным их занятием было скотоводство. К началу XVII века в Руке заселились евреи. Они тоже образовали отдельный квартал.
В начале XVIII века в Дагестан заселились русские. В 1722 году Петр I посетил город Дербент «на карте маршута русских войск в 1725 году имеются данные о количестве дворов в селении Рукель- 265 домов».
Жители Рукеля часто выступали против беков (местных властей). Несмотря на свою тяжелую долю, рукельцы работали и трудились. Основными их занятиями были скотоводство, виноградарство, земледелие и ковроткачество. Каждый тухум занимался присущим только ему занятием.
Земледелие зависело от погоды. Главным занятием предков была добыча соли из соляных озер, которые находились на низменности. Никто кроме них из этих озер соль не добывали. Жители села продавали ее или обменивали на пшеницу, кукурузу, ячмень в лезгинских и табасаранских селах. Каждый тухум имел свой соляной источник. И сегодня тоже, по старой традиции сельчане продолжают добывать соль, но не для продажи, а для личного потребления.
Рутул
В преданиях говорится, что селение возникло от слияния семи хуторов: Мюхкидид, Русу, Мухгид, Джабрихдед, Мукутдед, Мыгранд, Сырьга. В топонимике местности до сих пор сохранилась большая часть этих названий. Сами рутульцы называют Рутул «Мыха», а жителей этого села «Мыхабыр». Старики рассказывают, что Рутул основан на месте, где раньше хранилась солома «мыха». В виду частых нападений извне, население окрестных сел решили объединиться и для этой цели спустились в район хранилища соломы, рядом с которым протекала река Самур. Так возник крупный населенный пункт. Основан Рутул, по всей вероятности, в начале средневековья (XI-XII в.в.). В нем обнаружено большое количество куфических надписей XI-XII в.в. Рутул также упоминается в древней рукописи края «Ахты-наме», что в период борьбы с хазарами ахтынский правитель призвал на помощь храбрых воинов Рутула.
Село расположено на левом берегу Самура. В средние века это был многолюдный аул, в нем было 360 домов и почти двухтысячное население.
Рутул – являлся и местопребыванием рутульских беков. Он был политическим, экономическим и культурным центром рутулов самурской долины. Средневековые памятники материальной культуры рутульцев свидетельствуют о том, что население вело оседлый образ жизни. Занимались отгонным животноводством, разведением лошадей, охотой, производством лепной глиняной посуды, кузнечным делом.
Вплоть до присоединения Дагестана к России, жизнь рутульцев протекала в постоянных войнах. Есть предание о том, что рутульцы в 1432 году совершили нападение на Цахур, но не смогли взять его. До присоединения Дагестана к России, село представляло собой «вольное общество», известное под названием «Рутульский магал», с центром в селении Рутул. После присоединения к России сюда была проложена первая колёсная дорога. В самом начале XX века в селе появилось первое почтовое отделение, а в 1914 году открылось одноклассное училище. В 1929 г. был образован Рутульский район с одноименным центром. С этого момента Рутул стал важнейшим политическим и экономическим центром района. Население — около 5 тыс. жителей, в основном рутульцев.
Рушуль
Село в Табасаранском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения «Сельсовет „Аркитский“.
Расположено в 5 км к северо-востоку от районного центра села Хучни.
Согласно сведениям, полученным в результате изучения древних записей, рисунков и надмогильных плит известно, что Рушуль был образован в конце XIV — начале XV вв. Первыми его жителями считаются мискины. Могилы мискинов сохранились на северо-западной окраине села. Такие же могилы, на которых установлены невысокие известняковые камни- плиты с рисунками круглой формы, сохранились и в местности Гашдигъ.
Общая площадь села составляет 560 гектаров. Протяженность с севера на юг — 2 км, с запада на восток — 4. Территория села Рушуль на юге граничит с Аркитом, на западе — с Араком, на востоке — с селами Екрах и Хили-Пенджик, а на севере -с селом Новолидже. В селе проживает около тысячи человек. Функционирует средняя школа.
Рущуль и прилегающие территории расположены в районе умеренного климатического пояса. Тип климата — умеренно-континентальный. Различают четыре сезона: зима — умеренно холодная со средними температурами 3-5 °C., холодный период длится с третьей декады ноября до второй декады марта. В холодный период, в феврале, иногда температура воздуха поднимается выше 10 °C. Осадки в зимний период выпадает 100—120 мм в виде снега, а иногда и в виде дождя. Весна вступает в свои права со второй декады марта и продолжается до конца мая. Температура воздуха достигает — 10—12 °C. Осадки выпадают в виде инея в первой её половине, и в виде дождя — во второй. Ярко выражена туманность весенней погоды со стороны Каспийского моря. При ранних оттепелях весны наблюдается интенсивное распускание почек, цветение, а в конце апреля могут быть морозы, проникающие как считается с Арктики. Иногда дуют и юго-восточные суховеи.