«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Ругуджа

Селение Гунибского района Дагестана. Ругуджа не явля­ется одной этнической группой. Особенность аула в том, что сюда вклинились многие этнические группы, преследуемые различными племенами в период военных столкновений и во­шедшие в последующем в разные родовые группы и тухумы. Можно сказать, что тут есть таджики, монголы, хазары, хетты, сарматы, савиры, русские. Есть в Ругуджа и тухумы, образо­вавшиеся из волжских булгар.

Всего в ауле насчитывалось более 44 кланов и тухумов. Ругуджа в прошлом была объединяющим политическим цен­тром всех аулов Андалальского общества.

Изучая историю происхождения названия аула Ругуджа, уда­лось установить, что название ассоциируется со словом «ругъ­ун», что означает «рана», которую наносили друг другу ругуд­жинцы из-за бесконечных межтухумовских кровавых распрей.

В жизни ругуджинского этноса сложилась бесконечная междоусобная война за превосходство, за землю, за обо­гащение. Из-за этой бесконечной вражды от Ругуджа отде­лились многие группы людей и образовали в разных местах свои аулы, свои общества. Именно так сформировалась – Куяда. Значительная часть ругуджинцев уходит далеко на север и образовывает свой населенный пункт – Унцукуль. Другая группа, ушедшая вместе с ними образовала населен­ный пункт – Хараги. Ругуджинцы из местности Анада со своим ханством ушли далеко на юг и образовали в Табасаранском районе населенный пункт – Ругуж. Население из местности Азух создали в Хунзахском районе село – Обода.

Где-то в начале XII века православную религию в Ругуджа заменяет ислам. Распространение ислама связывают с име­нем Абу-Муслим-Шейха. Ругуджинцы обычно были непокор­ны проповедникам ислама и оказывали вооруженное сопро­тивление его наставникам.

После окончания Кавказской войны Ругуджинцы вернулись к тра­диционным отраслям ведения хозяйства. Испокон веков их считали лучшими животноводами и землепашцами. В каждом крестьянском дворе содержалось более 20 голов крупного рогатого скота, на каж­дый двор приходилось более 4-5 гектаров пахотных земель.

Для разведения и содержания крупного рогатого скота у ругуджинцев были большие площади сенокосных угодий, пастбища. Они простирались от райцентра Гуниб на севере до белого озера на границе с Шамильским районом на западе.

Ругуджинцы обеспечивали зерном не только себя, но и про­давали излишки зерна соседям.

Эта привязанность ругуджинцев к животноводству и воз­делыванию сельскохозяйственных культур сохранилась до наших дней.

В годы гражданской войны ругуджинцы боролись за уста­новление и укрепление Советской власти, участвовали в лик­видации бандформирований из местных богачей, противни­ков новой власти. Многие ругуджинцы в 1919-1921 годах были в рядах партизанских отрядов во главе с Омаром Чохским. С 1928 г. селение вошло в Гунибский район.

В 1934 году в селе был организован колхоз. В предвоенные годы он был в числе передовых.

В период ВОВ почти все мужское население ушло на фронт. В селе остались женщины, старики, дети. Получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Надои молока с каж­дой коровы были самые высокие не только в районе, но и в республике.

 

Рукель

Селение Дербентского района Дагестана. Оно находится недалеко от древнего города Дербента. История возникнове­ния Рукеля уходит вглубь веков.

Первоначальное заселение рукельцев было на низменно­сти. Как мы знаем, Дербент служил яблоком раздора и аре­ной кровопролитных войн, попадал под власть различных за­воевателей. И каждый раз вместе с Дербентом все нашествия терпели и предки рукельцев. И поэтому постоянные наше­ствия, а также существование малярии (комары были носите­лями малярии) заставили наших предков подняться на холм.

Видели эту звезду (Улкер улдузу) прямо на холме, где стоит нынешний Рукель. Отсюда произошло и название Рукель.

С начала возрождения Рукеля жили первейшие тухумы «Гаджилер» (выходцы арабского происхождения). Они стро­или дома прямо на склоне холма, чтобы могли наблюдать за врагами, идущими с низменности. Первейшее заселение Ру­келя восходит ко второй половине VII века, к 690 годам н.э.

В 642 году арабы появились у стен Дербента. Однако укре­питься в этот период в Дербенте арабы не смогли и еще более полустолетия воевали с хазарами за обладание городом.

В конце IX- начале X века значительно ослабевает зави­симость Дербента от Багдада. Усиливается власть тюркских каганов. И в то время началось заселение тюрками близле­жащих районов, в том числе и селения Рукель. В южной части села, заселились тюрки и основали свой квартал «Шихлер» (чистые, верующие, святые люди). У них было много шейхов.

В 1578 г. начинается заселение Рукеля крымскими татара­ми. Образовался и их тухум (татарлар). Основным их заняти­ем было скотоводство. К началу XVII века в Руке заселились евреи. Они тоже образовали отдельный квартал.

В начале XVIII века в Дагестан заселились русские. В 1722 году Петр I посетил город Дербент «на карте маршута русских войск в 1725 году имеются данные о количестве дворов в се­лении Рукель- 265 домов».

Жители Рукеля часто выступали против беков (местных вла­стей). Несмотря на свою тяжелую долю, рукельцы работали и трудились. Основными их занятиями были скотоводство, ви­ноградарство, земледелие и ковроткачество. Каждый тухум занимался присущим только ему занятием.

Земледелие зависело от погоды. Главным занятием пред­ков была добыча соли из соляных озер, которые находились на низменности. Никто кроме них из этих озер соль не добы­вали. Жители села продавали ее или обменивали на пшеницу, кукурузу, ячмень в лезгинских и табасаранских селах. Каждый тухум имел свой соляной источник. И сегодня тоже, по старой традиции сельчане продолжают добывать соль, но не для про­дажи, а для личного потребления.

 

Рутул

В преданиях говорится, что селение возникло от слияния семи хуторов: Мюхкидид, Русу, Мухгид, Джабрихдед, Мукут­дед, Мыгранд, Сырьга. В топонимике местности до сих пор сохранилась большая часть этих названий. Сами рутульцы на­зывают Рутул «Мыха», а жителей этого села «Мыхабыр». Ста­рики рассказывают, что Рутул основан на месте, где раньше хранилась солома «мыха». В виду частых нападений извне, население окрестных сел решили объединиться и для этой цели спустились в район хранилища соломы, рядом с кото­рым протекала река Самур. Так возник крупный населенный пункт. Основан Рутул, по всей вероятности, в начале средне­вековья (XI-XII в.в.). В нем обнаружено большое количество куфических надписей XI-XII в.в. Рутул также упоминается в древней рукописи края «Ахты-наме», что в период борьбы с хазарами ахтынский правитель призвал на помощь храбрых воинов Рутула.

Село расположено на левом берегу Самура. В средние века это был многолюдный аул, в нем было 360 домов и почти двух­тысячное население.

Рутул – являлся и местопребыванием рутульских беков. Он был политическим, экономическим и культурным центром рутулов самурской долины. Средневековые памятники мате­риальной культуры рутульцев свидетельствуют о том, что на­селение вело оседлый образ жизни. Занимались отгонным животноводством, разведением лошадей, охотой, производ­ством лепной глиняной посуды, кузнечным делом.

Вплоть до присоединения Дагестана к России, жизнь ру­тульцев протекала в постоянных войнах. Есть предание о том, что рутульцы в 1432 году совершили нападение на Цахур, но не смогли взять его. До присоединения Дагестана к России, село представляло собой «вольное общество», известное под названием «Рутульский магал», с центром в селении Рутул. После присоединения к России сюда была проложена первая колёсная дорога. В самом начале XX века в селе появилось первое почтовое отделение, а в 1914 году открылось одно­классное училище. В 1929 г. был образован Рутульский район с одноименным центром. С этого момента Рутул стал важней­шим политическим и экономическим центром района. Насе­ление — около 5 тыс. жителей, в основном рутульцев.

 

Рушуль

Село в Табасаранском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения «Сельсовет „Аркитский“.

Расположено в 5 км к северо-востоку от районного центра села Хучни.

Согласно сведениям, полученным в результате изучения древних записей, рисунков и надмогильных плит известно, что Рушуль был образован в конце XIV — начале XV вв. Первыми его жителями считаются мискины. Могилы мискинов сохра­нились на северо-западной окраине села. Такие же могилы, на которых установлены невысокие известняковые камни- плиты с рисунками круглой формы, сохранились и в местно­сти Гашдигъ.

Общая площадь села составляет 560 гектаров. Протяжен­ность с севера на юг — 2 км, с запада на восток — 4. Территория села Рушуль на юге граничит с Аркитом, на западе — с Араком, на востоке — с селами Екрах и Хили-Пенджик, а на севере -с селом Новолидже. В селе проживает около тысячи человек. Функционирует средняя школа.

Рущуль и прилегающие территории расположены в рай­оне умеренного климатического пояса. Тип климата — уме­ренно-континентальный. Различают четыре сезона: зима — умеренно холодная со средними температурами 3-5 °C., холодный период длится с третьей декады ноября до второй декады марта. В холодный период, в феврале, иногда тем­пература воздуха поднимается выше 10 °C. Осадки в зимний период выпадает 100—120 мм в виде снега, а иногда и в виде дождя. Весна вступает в свои права со второй декады марта и продолжается до конца мая. Температура воздуха дости­гает — 10—12 °C. Осадки выпадают в виде инея в первой её половине, и в виде дождя — во второй. Ярко выражена ту­манность весенней погоды со стороны Каспийского моря. При ранних оттепелях весны наблюдается интенсивное рас­пускание почек, цветение, а в конце апреля могут быть мо­розы, проникающие как считается с Арктики. Иногда дуют и юго-восточные суховеи.