Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Орота

По преданию, первыми жителями на месте этого селения Хунзахского района Дагестана были кабардинцы и черкесы.

Эта местность была в то время очень плодородной, и уро­жаи злаковых были столь велики, что проезжие люди посто­янно видели здесь остроконечные верхушки больших копен. Такой верх копны называется «гIари», отсюда — «Орота».

Постепенно в это плодородное место один за другим под­селялись все новые люди. Вскоре им пришлось защищаться от хунзахских ханов, которые постоянно пытались включить Харахи и Орота в пределы своих земель. Оба эти селения, а также ряд соседних, называвшиеся вместе Нака-Хиндалал, заключали время от времени между собой союзы для защиты от аварских ханов.

Пока аул Орота сохранял свою независимость, вокруг него было до тридцати каменных башен, боевых и наблюдатель­ных. На башнях постоянно находились пожилые женщины, ко­торые оповещали сельчан о приближении ханских войск или других врагов.

Борьба оротинцев с аварскими ханами шла с переменным успехом. Иногда ханам удавалось взыскивать с оротинцев ма­галу. Интересно, что Умма-хан, по преданию, лично проверял качество зерна и проса, которыми оротинцы платили ему по одной мерке с хозяйства. Делалось это таким образом: хан совал кисть руки в зерно, затем вынимал ее, — если на руке оказывалась пыль, он не принимал такое зерно к уплате как некачественное и плохо провеянное.

Оротинцы постоянно отказывались от уплаты магалы, за­ключали союзы с другими хиндалалами, а также койсубулин­скими аулами Игали, Унцукулем и другими, которые помогали хиндалалам в борьбе с ханами.

Однажды, когда оротинцы в очередной раз отказались от выплаты, хан поселил на их землях гацалухцев, которые позже образовали аул Хиндах.

Оротинцам временами приходилось участвовать в набегах хана. Пленным, принявшим ислам, они позволяли селиться в ауле, остальных же возвращали их близким за выкуп.

По преданию, в первой половине прошлого века за власть в ауле боролись два влиятельных сельчанина: Дибир-Гаджи и Анчилав. Победил Анчилав. Дибир-Гаджи вынужден был бежать в Грузию. Там он обратился за помощью к царскому генералу. Так или иначе, но Дибир-Гаджи вместе с отрядами царских войск появился в родных краях. Этот отряд подсту­пил к Орота и предложил оротинцам сдаться. Они отказались. Тогда отряд разгромил и сжег Орота, а Дибир-Гаджи получил чин сотника.

Во времена Шамиля имам приказал расправиться с род­ственниками Дибир-Гаджи. Когда Шамиль выходил из оротин­ской мечети, представитель рода Дибир-Гаджи выстрелил в него, но промахнулся и сам был убит мюридами имама. После этого случая Шамиль не появлялся больше в Орота.

Об Октябрьской революции оротинцы узнали только после того, как наиб из Харахи приказал им выступать против боль­шевиков. Оротинцы отказались выполнить его приказ. Наиб грозился взыскать с отказавшихся по мерке зерна. Народ разбил эту мерку. Делегация в составе X. Гусейнова, Л. Али­дибирова, Б. Чупдалова, Г. Рамазанова привела большевиков в аул. Сельчане восторженно встретили их.

 

Орта-Стал

Селение Сулейман-Стальского района Дагестана имеет давнюю историю.

Вокруг села много могил албанского и арабского периодов. Есть могилы без надписей, они, как утверждают историки, са­мые старые. Когда развалилось здание старой мечети, нашли камень с надписями, рассказывающими об истории села, в них речь шла о 1646 годе.

На могиле Шейха Ибрагима высечена дата – 1332 г. по хид­жре. В селе в прошлом было 3 мечети, две кузницы. В них ма­стера готовили весь необходимый сельхозинвентарь, оружие (ножи, кинжалы).

Село разделенное на магалы обслуживали 7 мельниц.

В центре села расположен памятник архитектуры пир- мавзолей.

Очень известны родники с целебной водой «Купул ятар». Это вода издревле применяется для лечения ревматизма. В настоящее время на территории вод «Купул ятар» функциони­рует лечебница.

Село Орта-Стал находится в очень удобном, красивом месте. Поэтому желающих жить в этом прекрасном уголке всегда хватало. В 1700-800 гг. сюда переселились родствен­ники Омар-бека, Касум-бека. Один из них, Эмиргамза-бек с помощью русских начальников построил в селе мельницу на шестеренках.

Ортасталцы в основном занимались земледелием, садо­водством, ремесленничеством, животноводством.

В 1926 году Касум-бек, Рамазанов Нурмагомед здесь от­крыли ковровую артель. Со временем она стала фабрикой, где работали 800 человек, ткали ковры, паласы, чулки, джура­бы. Почти всю продукцию отправляли на экспорт.

По переписи 1886 года в селе было 124 хозяйства, числен­ность населения составляла 655 человек: 328 мужчин и 327 женщин. В настоящее время в селе живут более 3000 человек.

 

Очло

Это старинное аварское село Хунзахского района Дагеста­на, расположенное у южного подножия горы Арак.

Арак меэр – это ровное плоскогорье, длиною около 3-х км, с низким плотным травяным покрытием, примерно на высо­те 2000 метров над уровнем моря, на котором пасутся отары овец и табуны лошадей. Можно с уверенностью говорить, что по привлекательности и ухоженности травяного покроя ан­глийские газоны «рядом не стояли». Когда поднимаешься на Арак-меэр, вокруг открываются такие великолепные панора­мы, что поневоле захватывает дух.

На самом высоком месте плато Арак-меэра есть чудо при­роды — озеро ТартахIор. Вследствие каких-то, пока неизученных наукой подземных процессов, оно возникает на одном и том же месте, но проходят полтора – два месяца, и оно снова исчеза­ет. Вода в озере чистая, прозрачная и холодная. При этом оно появляется в самое теплое время года, летом, независимо от того идут дожди или нет. Оно служит естественным водопоем для многочисленных животных, пасущихся на горе и временным пристанищем отдыха для перелетных водоплавающих птиц.

В окрестностях села несколько природных памятников. Наи­более значимый из них — реликтовый лес, расположен перед селом на северном склоне Очлинского хребта. За хребтом — Мочохское озеро, которое образовалось в результате оползня в 1963 году. В озеро запущены форель и другие виды рыб.

По преданию, село Очло основал человек по имени Угъуз из села ИштIибури.

Во время Кавказской войны Алибеку из Очло, руководив­шему обороной Сурхаевой башни на подступах к Ахульго, где находилась резиденция Имама Шамиля в разгар боя раздро­било левое плечо, рука болталась и мешала ему сражаться. Мюриды, которых он просил отрубить ее не решились на это. Тогда он наступил ногой на свою руку и оторвал ее. Алибек и после боя продолжал руководить обороной, несмотря на то, что он получил еще ранение в грудь.

По всей вероятности, время основания Угъузом ГIучIихъ со­впадает со временем, когда, покорив Южный Дагестан, араб­ские войска дошли до Аварского ханства. Аварские войска им оказывали ожесточенное сопротивление, но силы были неравные. Арабы до основания разорили наиболее укреплен­ные населенные пункты, в том числе Хунзах и Тануси.

Постепенно село так разрослось, что танусинцы, которым некогда принадлежали эти земли, стали проявлять недоволь­ство, да и находиться у бол нуха, по тем временам, по эконо­мическим соображениям, да и в плане безопасности видимо было невыгодно. Поэтому гIучIихъцы переселились на место, находящееся в 2-х км западнее и назвали село ГIучIитIа. Ви­димо на диалекте пришлых людей старое название звучало так. Со временем это название тоже изменилось, и стали на­зывать село просто ГIочIло (Очло).

Очлинцы были среди немногих сел, освобожденных ханом от налогообложения. Это было связано с тем, что село ис­пользовали как пограничную заставу.

 

Пиляки

Это горное село Кайтагского района Дагестана, которое вхо­дило в магал Урчамуль. Ныне Пиляки относится к Кирцикскому сельсовету. Расстояние между ними 3-4 км. Село граничит с Табасаранским районом. Высота над уровнем моря 982 м.

Пиляки называют воротами шелкового пути. Вокруг них — красивая, отличающаяся своеобразием природа. От насе­ления в разные стороны расходятся тропы — в сады, леса, к альпийским лугам и родникам с холодной водой, селам Кай­тага, выходя к дорогам Уркараха. Уникальна природа вокруг Пиляки. Это одно из самых удивительных мест, своеобразная маленькая Швейцария.

По южной стороне, по соседству расположены селения Ху­рих и Пилиг Табасаранского района, с северной стороны — се­ление Бажлук, с восточной стороны — село Антил, с западной стороны — селение Кирцик.

С вершины горы Антила — майдана открывается вид на го­род Дербент, Каспийское море и прикаспийскую долину. Здесь обитают волки, кабаны, медведи, лисы, зайцы и другие животные.

История села Пиляки Кайтагского района уходит далеко вглубь веков. Надгробные памятники датируются тысячелети­ями до нашей эры. По архивным данным село возникло при­мерно более 400 лет тому назад.

Название произошло по некоторым данным, от слов пи­рахъаби нишал. Видимо, на месте села Пиляки был распо­ложен священный Пир. Село несколько раз исчезало и вновь возрождалось. Первый раз все жители села умерли от голода. Во второй раз на них напали казаки и село было уничтожено. Сейчас оно снова пустует, дома разрушаются на глазах. По мере развития городов, в целях благоустройства своей се­мьи, молодые жители села постепенно покидают свои домаш­ние очаги, и разъезжаются по разным уголкам нашей страны.