«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Орота
По преданию, первыми жителями на месте этого селения Хунзахского района Дагестана были кабардинцы и черкесы.
Эта местность была в то время очень плодородной, и урожаи злаковых были столь велики, что проезжие люди постоянно видели здесь остроконечные верхушки больших копен. Такой верх копны называется «гIари», отсюда — «Орота».
Постепенно в это плодородное место один за другим подселялись все новые люди. Вскоре им пришлось защищаться от хунзахских ханов, которые постоянно пытались включить Харахи и Орота в пределы своих земель. Оба эти селения, а также ряд соседних, называвшиеся вместе Нака-Хиндалал, заключали время от времени между собой союзы для защиты от аварских ханов.
Пока аул Орота сохранял свою независимость, вокруг него было до тридцати каменных башен, боевых и наблюдательных. На башнях постоянно находились пожилые женщины, которые оповещали сельчан о приближении ханских войск или других врагов.
Борьба оротинцев с аварскими ханами шла с переменным успехом. Иногда ханам удавалось взыскивать с оротинцев магалу. Интересно, что Умма-хан, по преданию, лично проверял качество зерна и проса, которыми оротинцы платили ему по одной мерке с хозяйства. Делалось это таким образом: хан совал кисть руки в зерно, затем вынимал ее, — если на руке оказывалась пыль, он не принимал такое зерно к уплате как некачественное и плохо провеянное.
Оротинцы постоянно отказывались от уплаты магалы, заключали союзы с другими хиндалалами, а также койсубулинскими аулами Игали, Унцукулем и другими, которые помогали хиндалалам в борьбе с ханами.
Однажды, когда оротинцы в очередной раз отказались от выплаты, хан поселил на их землях гацалухцев, которые позже образовали аул Хиндах.
Оротинцам временами приходилось участвовать в набегах хана. Пленным, принявшим ислам, они позволяли селиться в ауле, остальных же возвращали их близким за выкуп.
По преданию, в первой половине прошлого века за власть в ауле боролись два влиятельных сельчанина: Дибир-Гаджи и Анчилав. Победил Анчилав. Дибир-Гаджи вынужден был бежать в Грузию. Там он обратился за помощью к царскому генералу. Так или иначе, но Дибир-Гаджи вместе с отрядами царских войск появился в родных краях. Этот отряд подступил к Орота и предложил оротинцам сдаться. Они отказались. Тогда отряд разгромил и сжег Орота, а Дибир-Гаджи получил чин сотника.
Во времена Шамиля имам приказал расправиться с родственниками Дибир-Гаджи. Когда Шамиль выходил из оротинской мечети, представитель рода Дибир-Гаджи выстрелил в него, но промахнулся и сам был убит мюридами имама. После этого случая Шамиль не появлялся больше в Орота.
Об Октябрьской революции оротинцы узнали только после того, как наиб из Харахи приказал им выступать против большевиков. Оротинцы отказались выполнить его приказ. Наиб грозился взыскать с отказавшихся по мерке зерна. Народ разбил эту мерку. Делегация в составе X. Гусейнова, Л. Алидибирова, Б. Чупдалова, Г. Рамазанова привела большевиков в аул. Сельчане восторженно встретили их.
Орта-Стал
Селение Сулейман-Стальского района Дагестана имеет давнюю историю.
Вокруг села много могил албанского и арабского периодов. Есть могилы без надписей, они, как утверждают историки, самые старые. Когда развалилось здание старой мечети, нашли камень с надписями, рассказывающими об истории села, в них речь шла о 1646 годе.
На могиле Шейха Ибрагима высечена дата – 1332 г. по хиджре. В селе в прошлом было 3 мечети, две кузницы. В них мастера готовили весь необходимый сельхозинвентарь, оружие (ножи, кинжалы).
Село разделенное на магалы обслуживали 7 мельниц.
В центре села расположен памятник архитектуры пир- мавзолей.
Очень известны родники с целебной водой «Купул ятар». Это вода издревле применяется для лечения ревматизма. В настоящее время на территории вод «Купул ятар» функционирует лечебница.
Село Орта-Стал находится в очень удобном, красивом месте. Поэтому желающих жить в этом прекрасном уголке всегда хватало. В 1700-800 гг. сюда переселились родственники Омар-бека, Касум-бека. Один из них, Эмиргамза-бек с помощью русских начальников построил в селе мельницу на шестеренках.
Ортасталцы в основном занимались земледелием, садоводством, ремесленничеством, животноводством.
В 1926 году Касум-бек, Рамазанов Нурмагомед здесь открыли ковровую артель. Со временем она стала фабрикой, где работали 800 человек, ткали ковры, паласы, чулки, джурабы. Почти всю продукцию отправляли на экспорт.
По переписи 1886 года в селе было 124 хозяйства, численность населения составляла 655 человек: 328 мужчин и 327 женщин. В настоящее время в селе живут более 3000 человек.
Очло
Это старинное аварское село Хунзахского района Дагестана, расположенное у южного подножия горы Арак.
Арак меэр – это ровное плоскогорье, длиною около 3-х км, с низким плотным травяным покрытием, примерно на высоте 2000 метров над уровнем моря, на котором пасутся отары овец и табуны лошадей. Можно с уверенностью говорить, что по привлекательности и ухоженности травяного покроя английские газоны «рядом не стояли». Когда поднимаешься на Арак-меэр, вокруг открываются такие великолепные панорамы, что поневоле захватывает дух.
На самом высоком месте плато Арак-меэра есть чудо природы — озеро ТартахIор. Вследствие каких-то, пока неизученных наукой подземных процессов, оно возникает на одном и том же месте, но проходят полтора – два месяца, и оно снова исчезает. Вода в озере чистая, прозрачная и холодная. При этом оно появляется в самое теплое время года, летом, независимо от того идут дожди или нет. Оно служит естественным водопоем для многочисленных животных, пасущихся на горе и временным пристанищем отдыха для перелетных водоплавающих птиц.
В окрестностях села несколько природных памятников. Наиболее значимый из них — реликтовый лес, расположен перед селом на северном склоне Очлинского хребта. За хребтом — Мочохское озеро, которое образовалось в результате оползня в 1963 году. В озеро запущены форель и другие виды рыб.
По преданию, село Очло основал человек по имени Угъуз из села ИштIибури.
Во время Кавказской войны Алибеку из Очло, руководившему обороной Сурхаевой башни на подступах к Ахульго, где находилась резиденция Имама Шамиля в разгар боя раздробило левое плечо, рука болталась и мешала ему сражаться. Мюриды, которых он просил отрубить ее не решились на это. Тогда он наступил ногой на свою руку и оторвал ее. Алибек и после боя продолжал руководить обороной, несмотря на то, что он получил еще ранение в грудь.
По всей вероятности, время основания Угъузом ГIучIихъ совпадает со временем, когда, покорив Южный Дагестан, арабские войска дошли до Аварского ханства. Аварские войска им оказывали ожесточенное сопротивление, но силы были неравные. Арабы до основания разорили наиболее укрепленные населенные пункты, в том числе Хунзах и Тануси.
Постепенно село так разрослось, что танусинцы, которым некогда принадлежали эти земли, стали проявлять недовольство, да и находиться у бол нуха, по тем временам, по экономическим соображениям, да и в плане безопасности видимо было невыгодно. Поэтому гIучIихъцы переселились на место, находящееся в 2-х км западнее и назвали село ГIучIитIа. Видимо на диалекте пришлых людей старое название звучало так. Со временем это название тоже изменилось, и стали называть село просто ГIочIло (Очло).
Очлинцы были среди немногих сел, освобожденных ханом от налогообложения. Это было связано с тем, что село использовали как пограничную заставу.
Пиляки
Это горное село Кайтагского района Дагестана, которое входило в магал Урчамуль. Ныне Пиляки относится к Кирцикскому сельсовету. Расстояние между ними 3-4 км. Село граничит с Табасаранским районом. Высота над уровнем моря 982 м.
Пиляки называют воротами шелкового пути. Вокруг них — красивая, отличающаяся своеобразием природа. От населения в разные стороны расходятся тропы — в сады, леса, к альпийским лугам и родникам с холодной водой, селам Кайтага, выходя к дорогам Уркараха. Уникальна природа вокруг Пиляки. Это одно из самых удивительных мест, своеобразная маленькая Швейцария.
По южной стороне, по соседству расположены селения Хурих и Пилиг Табасаранского района, с северной стороны — селение Бажлук, с восточной стороны — село Антил, с западной стороны — селение Кирцик.
С вершины горы Антила — майдана открывается вид на город Дербент, Каспийское море и прикаспийскую долину. Здесь обитают волки, кабаны, медведи, лисы, зайцы и другие животные.
История села Пиляки Кайтагского района уходит далеко вглубь веков. Надгробные памятники датируются тысячелетиями до нашей эры. По архивным данным село возникло примерно более 400 лет тому назад.
Название произошло по некоторым данным, от слов пирахъаби нишал. Видимо, на месте села Пиляки был расположен священный Пир. Село несколько раз исчезало и вновь возрождалось. Первый раз все жители села умерли от голода. Во второй раз на них напали казаки и село было уничтожено. Сейчас оно снова пустует, дома разрушаются на глазах. По мере развития городов, в целях благоустройства своей семьи, молодые жители села постепенно покидают свои домашние очаги, и разъезжаются по разным уголкам нашей страны.