Дань моде или народное достояние?

Дагестанская культура уникальна своей самобытностью, истоки которой берут начало с глубины веков. Менялась жизнь горцев, менялись взгляды и вместе с ними менялись и наряды, отражая в себе неделимое сочетание традиций и обрядов, богатство и изобилие их природы.

Национальный костюм — это ценнейшая рукопись, в которой можно прочесть историю народа. К сожалению, канувшая в Лету история во многом не сохранила уникальные образцы всех про­явлений художественного творчества народов Кавказа. Искусство наших талантливых мастериц также было частично утеряно. Бла­годаря традиционному горскому воспитанию, которое с колыбели учит уважать старших и чтить семейные традиции, младшее поко­ление с самых малых лет впитывает чувство гордости и уважения к памяти предков. В некоторых семья национальный костюм пере­дается как семейная реликвия поколений, которая на сегодняш­ний день является богатейшей сокровищницей идей для многих дизайнеров — модельеров современности. Объектом вдохновения которым служат бесценные этнические мотивы. В каждом выши­том узоре, в каждом орнаменте и фантастическом рисунке кроет­ся духовное богатство народа и тайна красоты его искусства.

В республике в последнее время наблюдается тенденция ув­лечения молодежи модой как бы из забытого прошлого. Сегодня в бутиках и магазинах столицы все чаще можно увидеть одежду в тематике национального стиля. Женские платья и рубашки -каф­таны ( черкесски) с газырями занимают достойное место в гарде­робе не только кавказских красавиц- обладательниц утонченного вкуса ,но и российских модниц. Современные модельеры нашли совершенно новый подход к национальному костюму — это сти­лизованные папахи и бурки, характерные кафтаны и каракули об­поясанные серебряными ремешками, что, несомненно, является фишкой сугубо Кавказского стиля.

Изюминки кавказской символики в Мире российской и миро­вой моды дали на наш взгляд начало и некоторому перерождению национального свадебного наряда. Благодаря тонкому дизайнер­скому подходу модельеров к историческому наследию забытых цивилизаций, этнический костюм теперь старается отражать про­стоту в строгую гармонию фасона и покроя, что удивляет своей неповторимостью и своеобразием. Свадебный национальный ко­стюм при сохранении традиционного колорита вышивки искусно дополняется элементами декора. Это и серебрянные пояса, и на­грудные подвески , серьги и браслеты в выдержанном кавказском стиле.

       

Само свадебное платье невесты сшито из сложных богатых тканей, с кружевами и стразами, обшито золотом и серебром. Ко­стюм же жениха — горца состоит из суконной черкесски с газыря­ми, белой рубахи, кафтана, слегка широких брюк и мягких сапог. Конечно же , главные атрибуты этого наряда — кожаный ремень и кинжал на поясе.

Чувствуется, что современные женихи и невесты все больше начинают отдавать дань национальной памяти в выборе свадебно­го наряда. Чем непременно придают оригинальность и неповтори­мость своему образу. Гордые, статные горянки в сопровождении мужественных джигитов — горцев в национальных костюмах несо­мненно, завораживают и притягивают к себе взгляды. Ибо нет ис­тинной красоты в подражании. Мы должны уметь чтить и ценить наше культурное наследие, национальное достояние , в котором , несомненно и наше будущее.

Автономность принципов — это наша отличительная черта , под­держивающая нас на плаву в круговороте массовой глобализации и унификации современных тенденций. На сегодняшний день ра­дует возрождение народного этностиля, скреплявшего поколе­ния. Кто знает, может нам под силу будет восстановить, раство­рившуюся в новизне соблазнов моды национальную индивидуаль­ность, которую мы генетически унаследовали от непоколебимых наших предков.

Патима Далуева