Дагестанская культура уникальна своей самобытностью, истоки которой берут начало с глубины веков. Менялась жизнь горцев, менялись взгляды и вместе с ними менялись и наряды, отражая в себе неделимое сочетание традиций и обрядов, богатство и изобилие их природы.
Национальный костюм — это ценнейшая рукопись, в которой можно прочесть историю народа. К сожалению, канувшая в Лету история во многом не сохранила уникальные образцы всех проявлений художественного творчества народов Кавказа. Искусство наших талантливых мастериц также было частично утеряно. Благодаря традиционному горскому воспитанию, которое с колыбели учит уважать старших и чтить семейные традиции, младшее поколение с самых малых лет впитывает чувство гордости и уважения к памяти предков. В некоторых семья национальный костюм передается как семейная реликвия поколений, которая на сегодняшний день является богатейшей сокровищницей идей для многих дизайнеров — модельеров современности. Объектом вдохновения которым служат бесценные этнические мотивы. В каждом вышитом узоре, в каждом орнаменте и фантастическом рисунке кроется духовное богатство народа и тайна красоты его искусства.
В республике в последнее время наблюдается тенденция увлечения молодежи модой как бы из забытого прошлого. Сегодня в бутиках и магазинах столицы все чаще можно увидеть одежду в тематике национального стиля. Женские платья и рубашки -кафтаны ( черкесски) с газырями занимают достойное место в гардеробе не только кавказских красавиц- обладательниц утонченного вкуса ,но и российских модниц. Современные модельеры нашли совершенно новый подход к национальному костюму — это стилизованные папахи и бурки, характерные кафтаны и каракули обпоясанные серебряными ремешками, что, несомненно, является фишкой сугубо Кавказского стиля.
Изюминки кавказской символики в Мире российской и мировой моды дали на наш взгляд начало и некоторому перерождению национального свадебного наряда. Благодаря тонкому дизайнерскому подходу модельеров к историческому наследию забытых цивилизаций, этнический костюм теперь старается отражать простоту в строгую гармонию фасона и покроя, что удивляет своей неповторимостью и своеобразием. Свадебный национальный костюм при сохранении традиционного колорита вышивки искусно дополняется элементами декора. Это и серебрянные пояса, и нагрудные подвески , серьги и браслеты в выдержанном кавказском стиле.
Само свадебное платье невесты сшито из сложных богатых тканей, с кружевами и стразами, обшито золотом и серебром. Костюм же жениха — горца состоит из суконной черкесски с газырями, белой рубахи, кафтана, слегка широких брюк и мягких сапог. Конечно же , главные атрибуты этого наряда — кожаный ремень и кинжал на поясе.
Чувствуется, что современные женихи и невесты все больше начинают отдавать дань национальной памяти в выборе свадебного наряда. Чем непременно придают оригинальность и неповторимость своему образу. Гордые, статные горянки в сопровождении мужественных джигитов — горцев в национальных костюмах несомненно, завораживают и притягивают к себе взгляды. Ибо нет истинной красоты в подражании. Мы должны уметь чтить и ценить наше культурное наследие, национальное достояние , в котором , несомненно и наше будущее.
Автономность принципов — это наша отличительная черта , поддерживающая нас на плаву в круговороте массовой глобализации и унификации современных тенденций. На сегодняшний день радует возрождение народного этностиля, скреплявшего поколения. Кто знает, может нам под силу будет восстановить, растворившуюся в новизне соблазнов моды национальную индивидуальность, которую мы генетически унаследовали от непоколебимых наших предков.
Патима Далуева