Недавно в издательстве ИИЯЛИ ДНЦ РАН вышла книга о известном лакском поэте Чукундалаве, составителем которой стал доктор филологических наук, профессор Сулейман Ханович Ахмедов.
Книга содержит полный биографический очерк жизни поэта и перечень его произведений. Интересно, что стихи поэта как бы размещены в соответсвующих разделах: социально-бытовых; повествующих о его жизни; об отдельных исторических личностях; о любви.
Издание снабжено специальным комментарием и словарем употребляющихся терминов.
Сулейман Ханович и раньше интересовался творчеством Чукундалава – поэта трагической судьбы. Его развернутый литературный портрет он ранее поместил в «Истории лакской литературы»(2010 год, там же – И.Х.)
Ученый привлек для характеристики поэта множество изданий, которые включают в себя статьи А.Г.Гусейнаева (газета «Илчи», «Дагестанская правда», «Вопросы литературы»-1989г.,№9); сборник научных трудов «Наследие, возвращенное народу» — – издание ДНЦ РАН 1990г.), а также работы А.В.Магдиева, опубликованные в газете «Илчи» и журнале «Ц1убарз».
Кстати сказать, Чукундалав – это прозвище поэта, настоящее его имя Магомедгаджи Гаджиев. А прозвище он получил из-за того, что его отец Муртазали был родом из селения Чукна и вместе с женой переселился из своего села в Куркли.
Магомедгаджи, видимо, проявлял недюжинные способности в учебе: он владел арабским, кумыкским, аварским, ногайским и другими языками. Как рассказывал Юсуп Хаппалаев в дни Первого съезда писателей Дагестана Чукундалав общался с Гамзатом Цадасой на аварском и арабском языках.Надо сказать, что на этом съезде, который состоялся в 1934 году, наряду с С.Стальским, Г.Цадасой, А.Магокомагомедовым собирались присвоить почетное звание народного поэта Дагестана и Чукундалаву. Однако, во время перерыва работы съезда, который проходил в бывшем здании ДагЦИКа, он совершил обеденный намаз, за которым его можно сказать застало, «на месте преступления», высокое начальство. Этот его поступок и предрешил судьбу звания: его имя было вычеркнуто из списка номинируемых. Вот таким образом, четвертый «народный» не состоялся…
Но на этом перипетии не закончились. Волна репрессивных мер по насильственной коллективизации коснулась и его. Из-за того, что он владел небольшой мельницей, построенной собственными руками в каменистых местах, бедолага попал под действия драконовского закона о раскулачивании. Власти, отобрав у него мельницу, конфисковав имущество, лишив избирательных прав, еще и наложили тяжелый индивидуальный налог. Впоследствии судом так называемой «Тройки» 28 октября 1937г года он был признан контрреволюционером и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Ожидание расправы окончательно подорвало его здоровье и 27 февраля 1938 года он скончался в тюрьме от ишемической болезни сердца.
Он оставил после себя богатое творческое наследие. Одним из наиболее популярных является его стихотворение «Письмо Сталину», в котором поэт сетует на свою горькую долю, ищет у вождя «всех народов и племен» страны покровительства и справедливости. Особую эмоциональную привлекательность произведению придает рефрен «Сталин». Так, например, обращаясь к руководителю Страны Советов, он пишет:
Приехав на Родину, я построил мельницу,
Дохода от нее не хватало и мне самому,
Не нанимая мельника, сам приводил ее в действие,
Так работающий рабочий — буржуй ли он, Сталин?
Ту же мысль поэт продолжает и в других строках того же «Письма». Он еще наивно надеется на то, что справедливость восторжествует:
Ленина, Сталина закон говорят таков,
Имеющие мельницы все — буржуи,
Кто имеет доход от помола, являются буржуями,
Конфисковав все имущество, без ничего меня оставили, Сталин!
У меня труженика из рук отняли труд.
Мне не оставили ни еды, ни одежды,
Моих детей, моих домашних оставили в беде,
В твоих законах разве так сказано, Сталин?
Говоря о беззакониях, творящихся против него, автор обвиняет исполнителей, но тем не менее стихотворение состоит не только из обращения, оно «содержит» и нотки разочарования, сомнений. И это, пожалуй, наверное главное, что обращает на себя внимание. После этого произведения, поэт окончательно выпадает из обоймы народных поэтов и оказывается в разряде врагов народа.
Книга профессора С.Х.Ахмедова ценна тем, что она в полной мере раскрывает нам портрет мужественного лакского поэта Чукундалава, который посмел усомниться в истинности законов вождей пролетариата в то время, когда другие поэты воспевали им дифирамбы.
Хизри Ильясов,
доктор философских и филологических наук