«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Нижнее Инхело
Есть в Ботлихском районе Дагестана селение Инхело, чьи жители всегда славились добротой и гостеприимством. Оно расположено на правом берегу реки Андийское Койсу. Время основания села не выяснено.
В речной долине находятся прекрасные фруктовые сады. Они расположены террасами. Здесь растут груши, яблоки, абрикосы, персики, вишня, черешня, виноград, тутовник, хурма, орехи… Ореховые деревья, «столетние великаны», как бы охраняют мирный покой нижней части села. Под ними стоит водяная мельница. А вокруг обнаженные скалы. Это результат отрицательного воздействия деятельности человека в прошлом (выпас скота, вырубка леса). Старики и сейчас с гордостью показывают сохранившиеся трехсот- и четырехсотлетней давности бревна в старых домах. Они до сих пор не сгнили, так как пропитаны солями. А соль инхеловцы выпаривали из солёных источников, которые находятся за селом. Ее обменивали на кукурузу, керосин, ткани и другие товары, для чего ходили не только в соседние села, но и в Чечню…
Есть данные, что в более поздние времена инхеловцы совершали набеги на грузинские села. Некоторые похищенные оставались жить в Инхело. Так происходило смешение народа. Об этом свидетельствуют и надписи на кладбищенских камнях: слова написаны аварские, но грузинскими буквами. Старая часть селения расположена за рекой, под неприступной скалой, которая защищала от нападения возможных врагов.
Дома в селе расположены скученно и напоминают амфитеатр. Новая, верхняя часть села отличается удобством, просторностью, с асфальтированными дорогами и освещенными улицами… За селом находится «Русский мост», соединяющий пути-дороги в Ахвах (через Инхело), Ботлих, Цумаду, Гумбет… У моста стоят развалины двух старинных крепостей, построенных еще в годы пленения Шамиля.
Славится Инхело и лесосплавщиками. Писатель Магомед Гасангусейнов писал: «Из поколения в поколение передается здесь мастерство управлять лесом на горных реках. На целых 6 месяцев уходили мужчины к неприступным вершинам Цумады и Цунты, на границу с Грузией, на склоны Главного Кавказского хребта. Кто хоть раз не испытывал себя на этих непроходимых горных склонах, не спускался по веревке в кипящую водяную лаву, чтобы разрушить громады бревен, образующих на реке был затор, тот не достоин уважения. Таков суровый закон суровых дагестанских гор».
Нижнее Казанище
Село в Буйнакском районе Дагестана. Первое упоминание в письменных источниках относится к 1586 году. В донесении грузинского посла русскому царю отмечается: «От Кафирь- кумука до Казаныча пещему днище, а от Казаныча до Казыкумуха- четыре днища. Но более интересным фактом является донесение терского воеводы в Посольский приказ от августа 1615 года, где читаем следуюшее; «Герей князь шамхал Тарковский, хотел послать в Москву брата своего, бить челом государю, и ему де брата послать ныне невместно, потаму что де его мурзу ныне убили в Казанычах и у них де во всей кумыцкой земле по их бусурманской вере плач..» Как отмечает историк и публицист А. Бамматов ..»мурзу, которого в 1615 году убили в Казанище звали Бий-Баммат».
Период истории Тарковского шамхальства с 1614 по 1644 год, можно назвать «смутным временем» в жизни кумыкского народа и всего Дагестана. Ожесточённая борьба за власть потомков Великого Чопан-шаухала привела в конце концов к распаду шамхальства на несколько мелких удельных княжеств. Два независимых друг от друга исторических источника, проливают свет, хотя и не в полной мере на события 400 летней давности. Первый источник, это отрывок письма, отправленный из Турции в начале 90-х прошлого столетия, своему родичу в Дагестан, второй, это запись на тюркском языке (на аджаме) на полях рукописного Корана, который принадлежал кумыкскому князю Темирову Давлетгирею. В 1615 году. в Казанище Зоруш-бий, сын Тонай-Джалава (Тунджалав, родной брат Чопан-шаухала — амира Аварии) убил своего двоюродного брата или племянника Махмат-бия (Баммат-бия) и вскоре сам погиб. Его родной брат Албури-Тонай ушёл к Солтан-Махмуту (Солтанмут), который им был назначен амиром в Салатавию. Он поселился в Эльмахе (Алмак) и основал много сёл, в т.ч. Буртунай (Албури-Тонай). В 1614 году за год до события в Казанище Албури, был ещё союзникам Гирей-шамхала Тарковского, и вместе с ним и своим сыном Алибеком участвовал на переговорах с русскими на Сунже. Андий и Солтан-Махмут договорились быть вместе в борьбе за власть, они создали свою коалицию и подговорили Зоруш-бия убить Баммат-бия Казанищенского, брата Гирея Тарковского и самому занять Казанище. Так началась «Смута», которая как указал публицист Али Каяев продолжалась 30 лет.
В 1641 году шамхал Айдемир, сын Солтан-Махмута эндирейского, совместно со своими союзниками и с русскими из Терского городка, пошёл войной на Кабарду, где погиб сам и многие кумыкские князья.
Приблизительно в 1660 году в Дагестане эпидемия чумы, как отметил в своей хронологии событий Мухамед-Тахир Карахский, «по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704). Дочь Адиль-Гирея Тарковского Уллу-Мисей выходит замуж за Гирей-бека Кафиркумукского, от этого брака у них рождается сын Баммат, который вошёл в историю, как Тишсиз Баммат (Беззубый Баммат). и в период его правления, Казанище становится окончательно зависимым от Бамматулинских биев, хотя по изречению одного автора «не все уздени в Казанище платили подати Бамматулинским биям, немногие служили только своим биям», можно сделать вывод, что всё же некоторые чанка и беки имели здесь небольшие уделы и иногда старались оказывать сопротивление верховной власти.
Нитаб
Впервые село Нитаб Шамильского района Дагестана было создано на земле Хунзахского хана (нуцала). От Могоха до теперешних земель Нитаба были образованы селения Андых и Куаниб.
Во времена нашествия в Грузию Хунзахским правителем было решено идти на грузин большим количеством людей. Вопреки этому решению четыре брата из Хунзаха самостоятельно пошли в поход на грузин. Они вернулись с большим богатством. Об этом узнали правители Хунзаха и решили выселить этих и подобных людей подальше от Хунзаха, где теперь находится село Нитаб.
Из четырех людей двое переселились в Нитаб, а двое пошли в Дженгутай, в Мехтулинское ханство. Два брата оставшиеся в селении Нитаб занимались пчеловодством так, как там и в зимнее время сохраняется тепло, благодаря расположению села на солнечной стороне под горой, в северо-западной стороне горы «Акару». От ведения пчеловодства происходит название селения Нитаб. «Най – найитIала — пчела, пчелиный улей.
Вначале в селении Нитаб как и в других населенных пунктах развитие сельского хозяйства было слабым. Впоследствии люди занимались скотоводством и земледелием. Особое внимание уделялось садоводству.
Есть предание, что в центре селения была четырехэтажная башня, на последний этаж который поднимались по переносной лестнице, башня служила для наблюдения за возможными передвижениями врагов.
А еще в селении был силач по имени Исалмагомед. После нашествия на Грузию сельчане на цепи оттуда привели одного богатыря. Он гордо ходил перед людьми, прося кто может одолеть его. Исалмагомед пальцами зажал виски грузина, после чего у него из носа потекла кровь, и победу присудили Исалмагомеду. Он потом затащил в село большой камень, с тех пор никто так и не смог сдвинуть его.
Новый Куруш
Более полувека назад жители высокогорного села Куруш Докузпаринского района Дагестана переселились на равнину — в Хасавюртовский район. Курушцы были первыми переселенцами, они открыли дорогу на равнину многим другим горцам.
Кормоемкость курушских альпийских лугов позволяла в летние три месяца содержать до 100 тысяч овец, около трех тысяч голов крупного рогатого скота и четырех тысяч лошадей. На зиму их перегоняли по тропе через труднопроходимый горный перевал на высоте около 3000 метров над уровнем моря на южный склон Кавказского хребта и дальше в Ширванскую степь Азербайджана. Каждый год с этого перевала при перегоне срывались в глубокое ущелье и люди и скот.
Летом 1950 года руководство республики Азербайджан без предупреждения отказало в выделении дагестанцам зимних пастбищ, где имелись добротные кошары, жилье, заготовленные в достаточном количестве корма для скота. Руководители соседней республики не пошли навстречу курушцам, просившим разрешить им еще хотя бы год перезимовать в Ширване с тем, чтобы подготовиться для зимовки на новом месте. Тогда руководство республики решило часть овцепоголовья разместить в местности “Шава” Бабаюртовского района, а другую часть — в районе “Артезиан” Калмыцкой республики (тогда Астраханская область). Центральный кутан был расположен на территории Хасавюртовского района в местности “Конезавод”.
На новом месте развернулось строительство жилых домов для переселенцев, объектов социально-бытового и производственного назначения. В течение года был возведен Дворец культуры, равному ему тогда не было даже в Хасавюрте. По инициативе колхозников колхоза имени Ленина (селение Андрейаул) был создан специальный фонд помощи, в него от местных жителей поступило много пшеницы, кукурузы, 1500 тонн грубых кормов.
Уже в восьмидесятые годы курушцы ежегодно производили по 15 тысяч тонн винограда и по валовому сбору солнечных ягод занимали первое место в бывшем Советском Союзе, опережая специализированные виноградарческие хозяйства Молдавии, Азербайджана, Грузии. Шли годы, колхоз все больше наращивал темпы производства не только винограда, но и овощей, пшеницы, кукурузы. Похорошело и само переселенческое село. Куруш в 1967 году вышел победителем Всесоюзного конкурса, объявленного ВДНХ СССР, как наиболее благоустроенный сельский населенный пункт.
Более полувека, как курушцы проживают на новом месте по соседству с кумыками, даргинцами и чеченцами в дружбе и взаимопонимании. За это время организаторов и исполнителей переселения сменили люди нового поколения, рожденные и выросшие в новом Куруше, который стал их родиной.