«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Митлиуриб
Селение расположено в Шамильском районе Дагестана. Входит в состав сельсовета „Тогохский“.
На административной территории села имеются очень много склонов, холмов, скал, небольших лесов. Самая большая гора расположенная вблизи села — это «Тилимеэр» или «Седлогора». Село граничит с востока с Телетлем, с запада с селом Уриб, а с юга с селом Зиуриб, с юго-запада селом Кахиб. На границе протекает Телетлинская речка.
Само село состоит из нескольких малых образований: Митлиуриб, Бакда, Руккольта. Причиной образования этих поселений то, что по сведениям местных аксакалов эта территория раннее принадлежала джамаату селения Телетль. В летнее время жители Телетля выполняли здесь летние полевые работы. Однако село Телетль — было сожжено приблизительно в конце I7- начале I8 века, и жители были вынуждены переселиться в близлежащие хутора. Одним из таких хуторов был «Макьигьор». В последующем его стали называть Микьигьориб, откуда и произошло нынешнее название села Митлиуриб.
Считается, что первым основателем селения был человек по имени «Алибацилав». По надписям на надмогильных плитах, где даты указаны по мусульманскому летоисчислению на арабском языке, можно утверждать, что, начиная с 1730г. митлиурибцы здесь находятся на постоянном жительстве.
Основным занятием сельчан являлись скотоводство и террасное земледелие.
Колхоз появился в I939 году. В I964-I965 годах через село была открыта автомобильная дорога, в I962 году впервые появились радиоточки, электрификация состоялась в I968-I969 годах.
В I948 году в селении была открыта начальная школа, которая в I99I году была реорганизована в среднюю школу. Также были открыты магазин, библиотека, медпункт, дом культуры, мечеть.
Из села в годы Великой Отечественной войны в армию призваны были 27 человек, из них домой не вернулись 15.
Ныне в селе свыше 300 дворов в которых проживают около 800 человек.
Могох
Селение Могох Гергебильского района Дагестана находится на высоте 1000 метров над уровнем моря.
Могохский сельский Совет в составе Кайсубулинского участка Аварского округа открыли в 1926 году.
С 1928 года он входил в Хунзахский район, а с 1944 года – в составе Гергебильского района.
В Могохский сельский Совет кроме самого Могоха входили населенные пункты: Абрикосовая роща (Нижнее кули), Гоцоб и Чалда. В 1955 году селение Чалда вошло в Кикунинский сельский Совет.
Общественная жизнь в селе кипела. Семь дней в году каждый трудоспособный житель должен был ремонтировать дороги, обеспечивать сохранность колхозного имущества. В давние времена в селе действовал Совет старейшин. Для решения важных дел глашатаи сзывали селян на сход. Согласие при голосовании выражалось поднятием пальца. Решения схода были обязательными для всех.
В Совет старейшин входили по одному представителю от каждого рода. Возраст члена Совета должен был превышать сорокалетный порог, это пора мужания и зрелости. В Совет старейшин не допускались нарушители общественного порядка. Из числа членов Совета старейшин сроком на один год выбирались чухби, а из среды выбирали бегаула и судью. Вплоть до конца 19 века в селе действовал народный суд, мнение которого учитывал и Дагестанский областной суд. При народном суде имелся и зиндан – тюрьма, где в яме содержались нарушители местных законов.
Могохцы участвовали и в сражениях Кавказской войны. В них погибло много жителей села. Шамиль неоднократно бывал в Могохе, так как здесь в значительных количествах производили ружейный порох.
В селении Могох насчитывается около 300 хозяйств – население составляет около 1000 человек.
Муккутль
Дагестанский исторический центр аварского вольного общества расположен в 10-ти километрах от Чародинского райцентра Цуриб.
Село располагалось на солнечной стороне, где скот круглый год находится на пастбищах. Через Муккутль жители Гунибского и Лакского районов шли на заработки в сторону Грузии и Азербайджана.
Дата образования села неизвестна. По преданиям раньше его называли Макка-шагьар т.е. весь Муккратль как бы составлял одно целое село с множеством хуторов каждых тухумов. Село Муккутль, как и другие селения в горах, было построено над скалистым местом, в целях экономии пахотных и сенокосных земель. Это имело немаловажное значение и для обороны села. Посреди села над скалой возвышалась крепость «Орисна», куда вел только единственный ход через мост с откидным механизмом, который на ночь поднимали, а днем опускали. В крепости постоянно жили 7-10 хозяйств, которые всегда держали запас воды и пищи для всего села на месяц в случае военной осады.
Мужчины Муккратля были умелыми воинами и об их воинской славе свидетельствуют дошедшие до нас сведения из фольклора «Сказание о разгроме Надиршаха», «Бахтика» и др.
В селе Муккутль на надмогильных памятниках можно найти надписи, доказывающие их тысячелетнюю историю. Эти могилы и надписи на них могут быть отнесены к периоду христианского миссионерства в Дагестане или раннего мусульманского периода. Таким образом, можно предположить, что селению Муккутль боле 1000 лет.
В Муккутле существуют четыре тухума, равноценные по сословию: «Устакил», «ХIаначил», «ИлГIалил», «ГIумарилал».
Муккратль с достаточным количеством земли и пастбищ был вольным, свободолюбивым обществом, не признающим над собою внешней власти, также здесь не признавали и эксплуатацию чужого труда. При необходимости жители всегда были готовы помочь друг другу. В основном в Муккутле жили зажиточные уздены.
Муни
Селение Ботлихского района Дагестана. Живущие здесь люди гордо именуют себя андийцами.
Сведений о точной дате возникновения аула нет, но площадь занимающих чуть ли не двенадцать гектаров земли христианских и мусульманских кладбищ свидетельствуют о том, что мунинцы живут в этих местах с незапамятных времен. Сохранилось предание о том, что распространявший ислам в горах Абумуслим-шейх разорил маленькие аулы-крепости Иманул, Рушуха, Саис, Дангиз, Камапале и, произнеся на местном языке слово «гьуна» (в переводе «здесь»), показал оставшимся без жилья людям пальцем на место, где разрешил строить новый аул.
Новый аул Муни, вопреки воле шейха, возвели в форме крепости.
Мунинцы активно участвовали в Кавказской войне, в боях погибли многие жители. В селе в те времена изготовливалась селитра для военных нужд.
Основным занятием мунинцев было полеводство и виноградарство. Выращивали богатые урожаи кукурузы и фасоли, обеспечивали виноградом весь регион. Женщины выделывали сукно: ткали паласы, вили веревки. Но со времени установления Советской власти увлеклись садоводством. Особенно с той поры, когда в 1939 году Герой Советского Союза летчик Байдуков посетил Муни. При его помощи и содействии мунинцы возвели дамбы на берегах Андийского Койсу и расширили площадь садов сразу более чем на триста гектаров. Практика отвоевывания земель под сады у реки и речек продолжалась и дальше, а колхоз имени Мичурина прославился не только в районе, но и в республике.
Недалеко от села находится дорога под названием «Булугунела гьуни», что означает “дорога лакцев”. Эта была самая короткая дорога с гор до города Дербента.
Согласно переписи 1883 года, в Муни проживало 1150 жителей.
Ныне в селении более 2000 жителей и около 500 хозяйств.
Почти треть выходцев из села проживают за его пределами. Многие живут в селах Первомайское и Новокаякент Каякентского района, немало и тех, которые выехали за пределы Дагестана.
В годы Советской власти в селении было построено много муниципальных учреждений: школа, баня, детский сад, здание колхозной конторы, магазины, пекарня, дом культуры, амбулатория и др.
Жители Муни гордятся своими сельчанами, среди которых немало заслуженных, известных в республике и за ее пределами людей.