ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО . К итогам 2 -й  конференции и НКО

В последние три года в Дагеста­не идет процесс очищения и об­новления. В республике многое меняется. Естественно, меняемся и мы, дагестанцы. И в этой ситу­ации обстановка требует от ру­ководителей органов власти всех уровней новых форм и методов работы.

Сегодня модернизацию дагестан­ского общества невозможно себе представить без дальнейшего раз­вития демократических институтов и структур гражданского общества, по­явления многочисленного среднего класса, повышения образовательно­го уровня граждан, рационализации их массового сознания, формирова­ния настоящей конкурентной партий­ной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах обществен­ной жизни под влиянием электрон­ной и информационной революции.

По мнению независимых экспер­тов, гражданское общество в готовом виде невозможно назначить прика­зом, утвердить указом. Становление и зрелость гражданского общества обуславливается рядом личностных факторов: психологической культу­рой, содержательным мировоззре­нием, глубиной знаний и, наконец, самоуважением.

Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «социально-ори­ентированным НКО».

Именно об этом говорил в своем выступлении на 2-й республиканской конференции некоммерческих ор­ганизаций Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Не секрет, что фундаментом со­временного гражданского общества является высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению доктора философских наук, профессора Му­стафы Билалова, гражданское обще­ство – такая организация, которая оптимально учитывает потребности ее членов и предоставляет им воз­можность добиваться реализации собственных интересов.

В Дагестане зарегистрировано бо­лее 2700 общественных организа­ций. И, тем не менее, республика, по- прежнему, находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. По мнению председателя Обществен­ной палаты Республики Дагестан, из­вестного политика и хозяйственника Гамзата Гамзатова, в становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закре­плению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реа­лизации всего этого на практике.

Руководитель Палаты, впрочем, как и многие общественные деятели, достаточно самокритично оценивает результаты своей работы за послед­ние годы. Но факты, цифры отчета свидетельствуют о многогранной, напряженной работе большой группы активистов и патриотов Дагестана. Так, за 2015 год в Общественной па­лате обсуждены и приняты рекомен­дации республиканской власти по 30 вопросам. Проведена экспертиза по наиболее важным федеральным за­конопроектам.

В последнее время в Дагестане наблюдается всплеск общественной активности неформальных объеди­нений, связанных между собой реше­нием острых социальных проблем. Это и вопросы повышения тарифов услуг ЖКХ, нарушения земельного законодательства, противоправные действия отдельных сотрудников правоохранительной системы, не­внимательное, бездушное, бюрокра­тическое, а порой преступно-халат­ное отношение к законным просьбам рядовых людей со стороны руково­дителей разного уровня, другие не­гативные явления.

За годы своего функционирова­ния республиканская Палата дока­зала, что общественный контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом сви­детельствуют итоги общественного мнения, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.

Независимые эксперты утверж­дают, что недовольство рождается там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема на­шего региона. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедли­востью. Разве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике со­вершенно разные стандарты зарпла­ты для обычных граждан и государ­ственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести под­нимают свои заработки на 50-100% в год, в то время, как реальный доход среднестатистического россиянина вырос всего на 4,1%.

Многочисленные факты из нашей практики показывают, что большин­ству чиновников, надо законодатель­но зафиксировать порог зарплаты для госслужащих: скажем, чтобы он не более чем в 2-3 раза превышал средний оклад по стране, республи­ке. Только тогда у государственных деятелей будет стимул для того, что­бы повышать уровень жизни не толь­ко себе, но и всем гражданам.

Чиновник должен помнить, что он содержится на средства народа и для народа, который может и не вести ту же борьбу с привилегиями на дороге, к примеру, а просто поставить вопрос о жестком ограничении в обеспече­нии автотранспортным парком мно­гих и многих государственных чинов. Вот почему очень важно активное участие рядовых дагестанцев в пред­варительной подготовке и проведе­нии экспертизы перед принятием за­конопроектов Народным Собранием РД.

Заключения Общественной Па­латы, представителей наиболее ак­тивных общественных организаций по проектам законов могли бы стать реальным инструментом совершен­ствования законотворческой работы республиканского парламента.

Как отмечают эксперты, Народное Собрание уделяет большое внима­ние становлению гражданского об­щества и развитию его институтов. В республиканские законы «Об Упол­номоченном по правам человека» и «Об Общественной палате» внесены изменения, которые совершенству­ют деятельность этих структур. Не­сомненную пользу нашей законот­ворческой деятельности принесли регулярные встречи депутатов с членами Общественной палаты. На развитие гражданского общества и политической системы, укрепление демократических институтов направ­лен и Закон «О гарантиях равенства политических партий, представлен­ных в Народном Собрании Республи­ки Дагестан, при освещении их дея­тельности государственным телека­налом и радиоканалом РД».

В последние годы в Дагестане осознана необходимость система­тического диалога власти и обще­ства, создания структуры, осущест­вляющий общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике работает пятый созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обществом. Вызывают интерес регулярные слушания, про­водимые Общественной палатой, «круглые» столы по самым актуаль­ным вопросам современной даге­станской жизни.

Есть в работе и недостатки. Обще­ственникам порой не хватает просто настойчивости, юридической гра­мотности. Многое в этой работе за­висит и от самой власти. Важно по­нять и осознать, что республиканская власть всерьез принимает во вни­мание позицию гражданского обще­ства, вынуждена считаться с мнени­ем рядовых дагестанцев. Таким об­разом, проведение публичных меро­приятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государствен­ной власти и органов местного само­управления через выражение обще­ственного мнения.

Инициативы общественников должны стать частью государствен­ной политики. Так, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на 2-й конфе­ренции НКО еще раз активно под­держал членов Общественной пала­ты, обещал регулярно встречаться с общественниками, рассматривать возможность их включения в резерв для выдвижения. Более того, Р. Аб­дулатипов поручил руководителю администрации Главы и Правитель­ства И. Эфендиеву продумать вопрос организации специальных дней при­ема для общественников в структу­рах Главы Дагестана и Правительства республики с тем, чтобы дагестанцы имели возможность знакомиться с деятельностью работы органов вла­сти и конкретных чиновников.

Факт остается фактом. За послед­ние годы, по утверждению экспер­тов, в республике, в какой-то степени удалось вернуть доверие к органам власти. На 50 % изменился состав республиканского правительства, и эта работа продолжается. Наполо­вину планируется обновить и состав республиканского парламента, идет обновление руководителей городов и районов республики. Впервые за последние 23 года Дагестан вошел в ряд высокоэффективных субъектов по уровню организации работы орга­нов государственной власти. И самое главное – в этом есть понимание и поддержка со стороны Президента и Правительства России.

Но и проблем, нерешенных во­просов в Дагестане – великое мно­жество. Самый уязвимый и ответ­ственный участок работы для Главы Дагестана – это наверное кадровая политика. И очень важно, чтобы на руководящие должности выдвига­лись профессионалы, люди, про­шедшие определенную школу жизни в институтах гражданского общества.

«Вопросы стабильности, безопас­ности, проблемы клановости, судеб­ной системы неизлечимы без актив­ной гражданской позиции», — под­черкнул совсем недавно глава Мо­сковского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.

И в этой сложной ситуации чрез­вычайно важно, чтобы представители региональной власти и сам Глава Да­гестана были готовы слушать и слы­шать конструктивную критику, кон­кретные предложения, направленные на улучшение общественно-полити­ческой и социально-экономической ситуации в республике.

Ильман Алипулатов,

публицист, член Общественной палаты РД