В последние три года в Дагестане идет процесс очищения и обновления. В республике многое меняется. Естественно, меняемся и мы, дагестанцы. И в этой ситуации обстановка требует от руководителей органов власти всех уровней новых форм и методов работы.
Сегодня модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, повышения образовательного уровня граждан, рационализации их массового сознания, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.
По мнению независимых экспертов, гражданское общество в готовом виде невозможно назначить приказом, утвердить указом. Становление и зрелость гражданского общества обуславливается рядом личностных факторов: психологической культурой, содержательным мировоззрением, глубиной знаний и, наконец, самоуважением.
Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «социально-ориентированным НКО».
Именно об этом говорил в своем выступлении на 2-й республиканской конференции некоммерческих организаций Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Не секрет, что фундаментом современного гражданского общества является высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению доктора философских наук, профессора Мустафы Билалова, гражданское общество – такая организация, которая оптимально учитывает потребности ее членов и предоставляет им возможность добиваться реализации собственных интересов.
В Дагестане зарегистрировано более 2700 общественных организаций. И, тем не менее, республика, по- прежнему, находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. По мнению председателя Общественной палаты Республики Дагестан, известного политика и хозяйственника Гамзата Гамзатова, в становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации всего этого на практике.
Руководитель Палаты, впрочем, как и многие общественные деятели, достаточно самокритично оценивает результаты своей работы за последние годы. Но факты, цифры отчета свидетельствуют о многогранной, напряженной работе большой группы активистов и патриотов Дагестана. Так, за 2015 год в Общественной палате обсуждены и приняты рекомендации республиканской власти по 30 вопросам. Проведена экспертиза по наиболее важным федеральным законопроектам.
В последнее время в Дагестане наблюдается всплеск общественной активности неформальных объединений, связанных между собой решением острых социальных проблем. Это и вопросы повышения тарифов услуг ЖКХ, нарушения земельного законодательства, противоправные действия отдельных сотрудников правоохранительной системы, невнимательное, бездушное, бюрократическое, а порой преступно-халатное отношение к законным просьбам рядовых людей со стороны руководителей разного уровня, другие негативные явления.
За годы своего функционирования республиканская Палата доказала, что общественный контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного мнения, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.
Независимые эксперты утверждают, что недовольство рождается там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедливостью. Разве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике совершенно разные стандарты зарплаты для обычных граждан и государственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год, в то время, как реальный доход среднестатистического россиянина вырос всего на 4,1%.
Многочисленные факты из нашей практики показывают, что большинству чиновников, надо законодательно зафиксировать порог зарплаты для госслужащих: скажем, чтобы он не более чем в 2-3 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных деятелей будет стимул для того, чтобы повышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.
Чиновник должен помнить, что он содержится на средства народа и для народа, который может и не вести ту же борьбу с привилегиями на дороге, к примеру, а просто поставить вопрос о жестком ограничении в обеспечении автотранспортным парком многих и многих государственных чинов. Вот почему очень важно активное участие рядовых дагестанцев в предварительной подготовке и проведении экспертизы перед принятием законопроектов Народным Собранием РД.
Заключения Общественной Палаты, представителей наиболее активных общественных организаций по проектам законов могли бы стать реальным инструментом совершенствования законотворческой работы республиканского парламента.
Как отмечают эксперты, Народное Собрание уделяет большое внимание становлению гражданского общества и развитию его институтов. В республиканские законы «Об Уполномоченном по правам человека» и «Об Общественной палате» внесены изменения, которые совершенствуют деятельность этих структур. Несомненную пользу нашей законотворческой деятельности принесли регулярные встречи депутатов с членами Общественной палаты. На развитие гражданского общества и политической системы, укрепление демократических институтов направлен и Закон «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Народном Собрании Республики Дагестан, при освещении их деятельности государственным телеканалом и радиоканалом РД».
В последние годы в Дагестане осознана необходимость систематического диалога власти и общества, создания структуры, осуществляющий общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике работает пятый созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обществом. Вызывают интерес регулярные слушания, проводимые Общественной палатой, «круглые» столы по самым актуальным вопросам современной дагестанской жизни.
Есть в работе и недостатки. Общественникам порой не хватает просто настойчивости, юридической грамотности. Многое в этой работе зависит и от самой власти. Важно понять и осознать, что республиканская власть всерьез принимает во внимание позицию гражданского общества, вынуждена считаться с мнением рядовых дагестанцев. Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения.
Инициативы общественников должны стать частью государственной политики. Так, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на 2-й конференции НКО еще раз активно поддержал членов Общественной палаты, обещал регулярно встречаться с общественниками, рассматривать возможность их включения в резерв для выдвижения. Более того, Р. Абдулатипов поручил руководителю администрации Главы и Правительства И. Эфендиеву продумать вопрос организации специальных дней приема для общественников в структурах Главы Дагестана и Правительства республики с тем, чтобы дагестанцы имели возможность знакомиться с деятельностью работы органов власти и конкретных чиновников.
Факт остается фактом. За последние годы, по утверждению экспертов, в республике, в какой-то степени удалось вернуть доверие к органам власти. На 50 % изменился состав республиканского правительства, и эта работа продолжается. Наполовину планируется обновить и состав республиканского парламента, идет обновление руководителей городов и районов республики. Впервые за последние 23 года Дагестан вошел в ряд высокоэффективных субъектов по уровню организации работы органов государственной власти. И самое главное – в этом есть понимание и поддержка со стороны Президента и Правительства России.
Но и проблем, нерешенных вопросов в Дагестане – великое множество. Самый уязвимый и ответственный участок работы для Главы Дагестана – это наверное кадровая политика. И очень важно, чтобы на руководящие должности выдвигались профессионалы, люди, прошедшие определенную школу жизни в институтах гражданского общества.
«Вопросы стабильности, безопасности, проблемы клановости, судебной системы неизлечимы без активной гражданской позиции», — подчеркнул совсем недавно глава Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
И в этой сложной ситуации чрезвычайно важно, чтобы представители региональной власти и сам Глава Дагестана были готовы слушать и слышать конструктивную критику, конкретные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике.
Ильман Алипулатов,
публицист, член Общественной палаты РД