Тема борьбы с терроризмом и экстремизмом сегодня в центре внимания представителей органов власти, силовых структур, институтов гражданского общества, средств массовой информации.
Несмотря на то, что руководители правоохранительного и силового блока страны в последнее время отмечают позитивные сдвиги в борьбе с боевиками, обстановка в республике остается сложной. Так, согласно официальной статистике, в Дагестане только в прошлом году было совершено 679 преступлений террористической направленности и 82 – экстремистской. И значительный рост количества зарегистрированных преступлений террористического характера объясняется активизацией деятельности МВД по выявлению фактов организации незаконных вооруженных формирований. Благодаря принятым мерам в 2015 году не допущено террористических актов, раскрыто 5 преступлений данной категории из числа ранее совершенных. Зарегистрировано 73 факта посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Из общего количества посягательств в прошлом году целенаправленно совершено 15, обстрелов из огнестрельного оружия и гранатометов – 10. Также имели место два факта посягательства с применением холодного оружия.
В результате посягательств погибли 14 (7 сотрудников ОВД, 1 – ФСБ, 3 – военнослужащих ВВ МВД РФ и 3 гражданских лица) и получили ранения 28 человек (16 сотрудников ОВД, 1 – ФСБ, 2 – МЧС, 9 – военнослужащих ВВ МВД РФ). При оказании вооруженного сопротивления убито 97 бандитов. В ходе оперативно-разыскных мероприятий задержано 534, добровольно сдались 63 члена НВФ и их пособников. В 2015 году прекращена деятельность 19 лидеров бандподполья.
По мнению экспертов на федеральном и региональном уровне, коррупция во власти серьезно мешает профилактике экстремизма. Налицо резкая дифференциация в уровнях экономического развития, субъектов и территорий внутри республик Северного Кавказа. Так, для сельских районов характерны наличие комплексов нерешенных социальных проблем, низкий уровень модернизации, малые возможности для трудоустройства и карьерного роста молодежи. Возмущение людей вызывает не то, что им не хватает чего-то материального. Терпеть несправедливость человеку труднее, чем терпеть другие объективные и общие для всех невзгоды.
По мнению директора Московского Бюро по правам человека Александра Брода, «сохраняющаяся напряженность в регионе во многом обусловлена трудностями экономического положения, которые имели место еще в советский период и особенно обострились после распада прежних хозяйственных связей и падения уровня производства».
Как отмечает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко искать ключ к решению проблемы необходимо в самом Дагестане. На одном из выездных заседаний антитеррористической комиссии в Махачкале, директор ФСБ России Александр Бортников особо подчеркнул, что наряду с прицельными силовыми операциями по нейтрализации диверсионных групп и их лидеров, приоритетным направлением в сфере противодействия терроризма остается целенаправленная профилактическая работа. Решающим фактором в сфере профилактики угроз терроризма Александр Бортников считает комплексную работу, направленную на устранение причин и условий, способствующих формированию пособнической базы боевиков, пополнения подполья за счет рекрутирования молодежи и распространения идеологии терроризма. Именно это направление становится сегодня главным в подавлении террористической угрозы, поскольку только силовыми мерами остановить эти деструктивные процессы невозможно. Они будут сохраняться до тех пор, пока не будет разрушена сама система воспроизводства ключевых элементов терроризма-идеологии насилия, ее носителей и вдохновителей.
Проблемы Дагестана, порой кажущиеся неразрешимыми, можно преодолеть путем гражданского диалога, как важнейшего элемента снятия напряженности в обществе. И первые определенные шаги для этого в республике уже предпринимаются представителями власти, общественными организациями, которых мир и благополучие в республике волнует больше, чем вопросы отправления обрядов, то, как повязан платок дагестанской женщины или как пострижена борода дагестанского мужчины.
В связи с этим большинством региональных антитеррористических комиссий осуществляется комплекс мер по информационному противодействию терроризму, предусматривающих проведение адресных мероприятий с теми категориями граждан, которые наиболее подвержены воздействию идеологии насилия, прежде всего, с молодежью. Предпринимаются шаги по склонению членов бандподполья и их пособников, а также лиц, попавших под влияние бандитов, к прекращению бессмысленного вооруженного сопротивления и сдаче властям, отказу от террористической и экстремистской деятельности.
По мнению экспертов, сегодня объективно присутствует общественный запрос на повышение ответственности государственных органов власти и общественных организаций по воспитанию подрастающего и молодого поколения в духе неприятия идей экстремизма и терроризма. И это необходимо начинать с детского сада, школы и развивать через качественное образование в вузах.
Мнения экспертов
Мы уже привыкли к тому, что говоря о терроризме, многие независимые эксперты, в первую очередь подразумевают Кавказ, Дагестан, которые продолжают оставаться серьезным источником угроз.
Примечательно, что в отмеченный период «идейный терроризм» и «мировоззренческий экстремизм» всё чаще смыкаются с прямым бандитизмом, который имеет примитивные цели: грабёж, рейдерство, устранение конкурентов и неугодных, запугивание населения, упрочение влияния и расширение территории воздействия. «Сопутствующими товарами» терроризма и экстремизма выступают национализм, мигрантофобия, имеющие непосредственные проекции в сферу межэтнических отношений».
Когда несколько лет назад в Дербенте ликвидировали бандгруппу, среди уничтоженных боевиков оказался и сын начальника уголовного розыска городского отдела внутренних дел.
Неужели никто не знал об этом? Другой пример. В Махачкале сын заказал своего отца только потому, что тот работал в правоохранительных органах. Удивительно, но этот факт тоже прошел как-то без особого осуждения. Вопросов возникает немало. Как могло такое случиться? Что стоит за этим? Эти вопросы так и остались без ответа… А жаль…Ведь это был серьезный повод для того, чтобы начать содержательный разговор на очень важную тему «Так жить дальше нельзя». Кто мы после этого? К сожалению, этим поводом не воспользовались ни представители СМИ, ни органы государственной власти, ни общественные организации.
Ситуацию на Северном Кавказе нельзя рассматривать в отрыве от общероссийских проблем. Построение в стране гражданского общества столкнулась с рядом вызовов, главным из которых стала угроза распространения многочисленных течений экстремистского и террористического толка в молодёжной среде, как наиболее восприимчивой к радикальным идеологиям части общества.
И здесь возникает вопрос: как решить проблему экстремизма и терроризма?
Эффективность борьбы
Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашем регионе и в целом в стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования федерального законодательства. Это запрет на создание и деятельность общественных объединений направленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований.
Вопрос состоит в том, чтобы применять существующие нормы систематически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального и религиозного экстремизма на обычное хулиганство, как это, к сожалению, сплошь и рядом все еще происходит. Принципиально важно также, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических компаний, а на постоянной основе».
Один из руководителей Дагестана совсем недавно заявил, что «количество ликвидированных боевиков не может быть показателем успеха. Нам важно вернуть людей обществу, дать им возможность действовать в рамках правового поля. Призываю даже тех, кто не согласен с нами, вступить в диалог и отказаться от насилия как способа решения проблем». Он также отметил, что «коррумпированные чиновники, нечестные прокуроры, недобросовестные полицейские, по сути, являются пособниками преступников и экстремистов».
По мнению известного общественного деятеля Абдурахмана Юнусова, «образцом соблюдения законов должны быть сами государственные деятели, вот тогда лесные тоже будут соблюдать закон. Они ведь уходят туда, потому что им здесь так тяжело». Такого же мнения придерживаются и многие наши соотечественники. Они уверены в том, что если чиновники сами начнут строго соблюдать законы, тогда и общество будет следовать им.
Нужно анализировать ситуацию и предлагать выход из нее. Сегодня все должны активно противостоять экстремистским силам, разжигающим социальную, национальную и религиозную вражду. Так и поступают многие ученые, эксперты и рядовые граждане.
Ситуация на Кавказе, у нас в Дагестане волнует также многих наших соотечественников за рубежом. Недавно я получил письмо от нашего земляка, профессора Римского Университета, доктора медицины Джалалутдина Саидбегова. В каждой строчке его письма чувствовалась искренняя боль за наш народ и желание хоть как-то помочь людям в такое сложное время.
— «Считаю, что нужно придерживаться принципа «если не я то кто?», потому что если каждый будет молчать, бездействовать и ждать, что кто-то другой решит эти проблемы, терроризм и экстремизм в Дагестане будут продолжаться бесконечно. Ситуация на Кавказе ухудшается из-за войны между религиозными конфессиями, а способствуют этому насквозь коррумпированные чиновники».
Владимир Путин на одном из заседаний правительственной комиссии по вопросам социально – экономического развития Северо –Кавказского федерального округа заявил, что надо искоренить все то, что питает терроризм и экстремизм – бедность, безработицу, низкий уровень просвещения и образования, коррупцию, беззаконие.
Эксперты, политики, ученые предлагают самые разные пути решения назревших проблем в Северо-Кавказском регионе. По словам А.Брода, «… бодрые программы процветания региона останутся филькиными грамотами, если власть не начнет слышать людей, решать их повседневные вопросы, пока не задумается об их безопасности и достойной жизни. О зарплатах и пенсиях, домах и квартирах, больницах и школах, театрах и библиотеках».
Настроение и атмосфера, в которых пребывают люди на данном этапе развития нашего общества, вызывают озабоченность. Их желание — трудиться и зарабатывать, жить и радоваться жизни. Но для этого, каждый дагестанец должен, прежде всего, чувствовать себя в безопасности. Так что многие вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом, беднотой и безработицей в нашем регионе упираются в проблемы стабилизации и развития экономики, коренного улучшения качества жизни и безопасности наших соотечественников.
Только благодаря активной гражданской позиции всех дагестанцев, выстраиванию системы общественного контроля, диалога с властью, созданию реальных институтов гражданского общества можно надеяться на изменение создавшейся тревожной ситуации.
Ильман Алипулатов,
политолог, член Общественной палаты РД