Древний обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который ассоциируется с весной, известен у многих восточных народов. По сей день его отмечают почти все народы Дагестана, хотя у всех он называется по-разному: лезгины называют его “Яран Сувар”, хивы — “Эбельцан”, “Эверчин”, агулы — “Хидин 1уш” (“Весенняя ночь”), лакцы — “Интнил хьхьу” (“Ночь весны”), кумыки — “Гъазза новруз”, “Шатман байрам», ногайцы, азербайджанцы — “Новруз”, рутульцы — “Эр», цахурцы — “Юххани-нйегъ”, даргинцы — “Х1ебла бери”, таты — “Шэгь-ме-васал”. Но несмотря на разницу в названиях этот праздник у всех народов символизирует начало прихода весны, пробуждение природы, смену времен года и т.д.
В этот День весны коллективы художественной самодеятельности демонстрируют обрядовые песни и танцы, разжигают ритуальные костры, а жители демонстрирует блюда национальной кухни, поздравляют с наступлением весны, желают друг другу урожайного года и благополучия.
На праздничный стол подают лучшие или специально приготовленные блюда и большое количество сладостей. У разных народов готовилась каша из пшеничной крупы, проса, толокна, злаков или бобов. По представлениям народов Дагестана обилие и разнообразие еды на праздничном столе должно было обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. Использование яиц в обрядах было обязательным и символизировало зарождение новой жизни.
В ритуал праздника также входили и гадания девушек.Проходили они по-разному. Гадали на камнях, на фасоли, с помощью обручального кольца, обжаренных семян ячменя и др. Горские женщины гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье и т. п. Праздники проходили с непременным участием ряженых, которые веселили народ и получали за это подарки.