Под таким названием в Театре поэзии в Махачкале открылась персональная выставка члена-корреспондента Российской Академии художеств, Заслуженного художника России, дважды лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1999, 2011), профессора Абдулзагира Мусаева, который на сегодняшний день является единственным в Дагестане и одним из немногих на Северном Кавказе художником монументальной живописи. Он пишет, рисует, лепит, расписывает ткани, создает эскизы театральных постановок и костюмов, преподает.
После успешного завершения учебы в Махачкалинском художественном училище А.Мусаев поступает в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина в Ленинграде, который оканчивает с красным дипломом в 1979 году. Затем следует работа в творческой мастерской монументальной живописи народного художника СССР, академика А.Мыльникова.
Многие махачкалинцы знают его как автора серии гобеленов для Кумыкского театра, росписей Свято-Успенского Кафедрального собора Махачкалы – главного православного храма республики и «Зала Славы» резиденции Главы Ингушетии в Магасе.
В экспозиции в зале Театра поэзии представлены работы разного периода, с начала 2000-х годов, а оформление «Зала Славы» художник закончил буквально на днях.
Искусство Абдулзагира Мусаева — уникальный опыт единения дагестанского, отечественного и мирового художественного наследия, ставящего мастера наравне с другими выдающимися деятелями современной художественной культуры России.
На открытии вернисажа побывали заместитель министра культуры республики Елена Гарунова, председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов, председатель регионального отделения Союза художников Курбанали Магомедов и многие другие.
Как отметила искусствовед, супруга художника Наталья Мусаева ценность выставленных произведений очевидна. Дагестанская публика получила возможность увидеть фрагменты того, что вряд ли когда-то ей удастся увидеть воочию. «В Дагестане огромное количество прекрасных портретистов, пейзажистов, людей, которые пишут натюрморты, но авторов монументальной живописи такого формата в республике нет. Поэтому в этом смысле личность Абдулзагира уникальна», – сказала она и добавила, что в зале представлена лишь часть его работ, хотя и самая значительная по объему, мастерству и тематике.
Наталья Мусаева также рассказала и о росписях в «Зале Славы», которые представляют собой живописный ансамбль, занявший барабан и купол торжественного архитектурного пространства. «По диаметру барабана представлены композиции, посвященные сюжетам из богатой истории ингушского народа. Роспись делится на 9 отдельных сюжетных композиций, в каждой из которых представлен конкретный исторический эпизод или легендарный эпический мотив. Большое количество персонажей, животных, архитектурных элементов ритмично чередуются на фоне природных ландшафтов и огромного лазурного неба. Образы людей решены в условной форме, но Девять башен – символ Ингушетии и святилище Тхаба-Ерды или гора Маитцели узнаются мгновенно. Кроме того, большое количество солярных и других знаков, скопированных с артефактов, найденных в Ингушетии, безошибочно указывают на национальную аутентичность данного произведения. Все купольное пространство занимают росписи, созданные по мотивам богатейшей мифологии ингушского народа», — подчеркнула она.
По словам искусствоведа, цикл выполнен в иной манере и в ином цветовом решении. Изображения гораздо более условные и располагаются на золотых фонах, создающих ощущение мозаичности; происходящее как бы не принадлежит земному пространству, оно вне его. Тем не менее сюжеты конкретных мифов удивительным образом переплетаются с греческими мифологическими преданиями, легко прочитываются. Все поля композиций заполняются знаками и символами, также являющимися текстами удивительной книги под названием «Ингушетия».
Любовь Абдулзагира Мусаева к истории народов Кавказа, его извечная тяга к археологии проявили себя в данном цикле росписей в полной мере», – заметила Мусаева.
Человек со своим богатым внутренним миром — вот главный герой композиций художника. А. Мусаев сосредотачивает внимание на возвышенных сторонах бытия, воспевает доброту, искренность и бескорыстность человека. Эту главную идею художник проводит через всю свою богатую творческую жизнь.
Рамина Насреддинова