На защите прав детей
При подготовке прокурорами исковых заявлений в защиту жилищных прав сирот учитываются нормы гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, а также положения Жилищного кодекса РФ и положения Закона РФ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).
В порядок подготовки исковых заявлений входит получение от граждан в указанной сфере заявления в порядке реализации положений второго предложения ч.1 ст. 45 ГПК РФ, в котором они излагают в органы прокуратуры просьбу об обращении в их интересах в суд с заявлением, в котором прокурору необходимо заявить требование о предоставлении им благоустроенного жилого помещения в специализированном жилищном фонде по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как видно из абз. 1, ст. 8 Закона №159-ФЗ, таковое предоставляется 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, для обращения прокурора в суд в интересах гражданина из числа детей-сирот достаточно получить обращение сироты в случае достижения им 18 лет.
Это относится к гражданам, которые при достижении 18 лет нашли какую-либо работу или получают пособие по безработице.
Вместе с тем далее в законе указывается, что «по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончанию срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению получения профессионального образования, либо по окончанию прохождения военной службы по призыву, либо окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях», т.е когда сироты находятся на полном государственном обеспечении.
Законодатель, указывая в тексте правовой нормы на повторное обращение с заявлением, вводит фактически предварительный досудебный порядок, несоблюдение которого может по делу по иску прокурора в интересах гражданина из числа детей-сирот привести к возврату заявления в порядке ч. 1, ст. 135 ГПК РФ либо оставлению заявления без рассмотрения в порядке ст. 22 ГПК РФ.
По этой причине, получив первоначальное обращение сироты в органы прокуратуры, необходимо уточнить факт его обращения в органы местного самоуправления о предоставлении жилья, например в связи с окончанием учёбы и результат его рассмотрения и в зависимости от результата выяснения этого обстоятельства определять меры реагирования.
Вместе с тем, в практике судов республики имел место случай применение вышеуказанной нормы к правоотношениям, которые не регулируются данной нормой.
Так, согласно заявлению прокурора Левашинского района в интересах сироты, которое было удовлетворено судом района в августе 2014 года, определением апелляционной инстанции было отменено и дело оставлено без рассмотрения.
Суд кассационной инстанции Верховного суда РД согласился с определением апелляционной инстанции.
Определением суда кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. определение суда апелляционной инстанции отменено и оставлено без изменения решение Левашинского районного суда.
Суд кассационный инстанции пришел к выводу о неправильном применении судом апелляционной инстанции Верховного суда РД положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части установления очередности внутри списка на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Также суд кассационной инстанции указал, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что после внесения сироты в список не требуется какого- либо дополнительного заявления от него, так как он не просил, как отсрочить предоставление ему жилья, так и заключение с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Александр Плугарев,
старший помощник прокурора Республики Дагестан
Порядок сноса самовольных построек
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу.
До 01 сентября 2015 года принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года внесены изменения в статью 222 ГК РФ и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Изменения, вступившие в действие с 01 сентября 2015 года, наделяют органы местного самоуправления городского округа полномочиями о принятии решения по сносу самовольной постройки во внесудебном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ такое решение органы местного самоуправление вправе принять в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:
в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
на территории общего пользования;
в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, круг случаев, когда решение о сносе может быть принято в административном порядке, ограничен определенным перечнем видов земельных участков, на которых возведена самовольная постройка.
При этом в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию этого решения, в котором указан срок для сноса самовольной постройки (устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более 12 месяцев). Важно, что срок для сноса самовольной постройки должен определяться в зависимости от ее характера.
Специальные правила установлены в пункте 4 статьи 222 ГК РФ для случаев, если лицо, осуществившее возведение самовольной постройки, неизвестно. Для таких случаев законодатель устанавливает специальный порядок информирования о принятии решения соответствующим органом о сносе самовольной постройки и предусматривает срок, в течение которого постройка не может быть снесена.
Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Под «территориями общего пользования» согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Прокурор на собрании депутатов
Прокурор Махачкалы принял участие в заседании Собрания депутатов округа «город Махачкала» 1-го созыва, на котором был заслушан отчет главы Махачкалы о результатах работы администрации города в 2015 году и планах на 2016 год.
Выступивший на заседании прокурор города, в частности отметил увеличение поступающих в прокуратуру города жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и интересов в различных сферах жизнеобеспечения.
Прокурор также обратил внимание присутствующих на вопросы исполнения трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы муниципальным служащим и другим категориям работников структурных подразделений администрации города, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, санитарной очистки города, соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений, градостроительного и жилищного законодательства.
В свою очередь Глава Махачкалы поблагодарил прокурора за принципиальную позицию в отношении правонарушителей, а также высказался за тесное взаимодействие с Администрацией и Собранием депутатов города.
Учебники не куплены
Прокуратура Махачкалы провела проверку исполнения действующего законодательства при освоении в 2015 году средств бюджета города, предусмотренных на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования.
Установлено, что в 2015 году на закупку учебников для учащихся общеобразовательных школ в бюджете города были предусмотрены субвенции из республиканского бюджета Республики Дагестан в размере 15,2 млн рублей, которые в установленном порядке были доведены до МКУ «Горзаказ».
Однако, ввиду отсутствия от МКУ «Горзаказ» заявки на финансирование указанных расходов, средства в 2015 году не были освоены, и в 2016 году возвращены в республиканский бюджет как неиспользованный остаток.
Указанные нарушения провоцируют невыполнение образовательными учреждениями города обязанностей по обеспечению реализации образовательных программ в полном объеме.
В связи с этим, прокуратура в адрес Главы города внесла представление об устранении нарушений закона с постановкой вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Проведена проверка
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране вод и водных биологических ресурсов рыбодобывающими организациями на административной территории Кизлярского района Республики Дагестан.
Проверкой охвачена деятельность обществ с ограниченной ответственностью «Брянск» и «Чернобыль».
По результатам проверки в отношении указанных обществ возбуждено 12 дел об административных правонарушениях по признаку ч.1 ст.8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоне водного объекта, либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), ч.1, ст. 8.45 (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод), ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) КоАП РФ, которые рассмотрены Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан с наложением административных штрафов, на общую сумму 1 596 тысяч рублей.
Камиль Алиев,
заместитель прокурора