В Махачкале состоялась пресс-конференция начальника Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Республике Дагестан, генерал-майора полиции Энрика Муслимова, который рассказал о наркоситуации в республике, о том, как выглядит наш регион на фоне других субъектов России и о возможной декриминализации наркопотребителей.
Как отметил Муслимов, наркоситуация в республике остается сложной. Общее количество зарегистрированных преступлений в Дагестане в 2015 году составило 15130, из которых 3104 – в сфере незаконного оборота наркотиков (20,5%), в 2014 году эта цифра составляла 20,7%. «Из этого следует, что эффективность правоохранительного блока остается на достаточно высоком уровне. В целом по России наблюдается снижение выявленных и документированных наркопреступлений.
Уменьшается латентность преступлений, потому что выявление преступлений однозначно и четко связано с количеством наркобольных и наркопотребителей в республике. По последним данным органов здравоохранения в республике зарегистрировано 5834 лица, стоящих на учете в Республиканском наркологическом диспансере. Это меньше, чем в 2014 году на 2,9% (в 2014 году – 6007чел.)», – отметил Энрик Селимович.
Далее он сообщил, что в Дагестане на 100 тысяч населения приходится 258 человек наркопотребителей. Это самый низкий показатель по сравнению с другими субъектами России и, в частности, СКФО.
Также он рассказал о работе ведомства относительно ликвидации преступных групп. «Главная задача ФСКН России – это пресечение деятельности организованных преступных сообществ. Они прокладывают пути поступления наркотиков, их транспортировки, реализации и их употребления. На сегодня в республике благодаря работе сотрудников УФСКН пресечена деятельность восьми организованных преступных групп. Одну из них ликвидировали с помощью МВД.
Подавляющее большинство наркотических преступлений связано со спайсами. Спайс сегодня стал самым популярным наркотическим веществом. Если в 2014 году его было изъято 700 граммов, то в прошедшем уже 2,5 кг. Чтобы читатели яснее представили себе, что это означает, то напомню, что уголовная ответственность наступает за хранение уже 0,02 грамма вещества. Трудность заключается в том, что спайс распространяется бесконтактным способом через Интернет. Тем не менее нам удается выявлять распространителей. Вот несколько примеров разоблачения организованных преступных групп. Одна такая группа, состоящая из семи человек была ликвидирована нами в январе 2013 года. И только 9 марта прошлого года это дело было направлено в суд. Организатору преступления было всего 25 лет. За время существования группа реализовала около 6 тысяч так называемых «закладок». Еще около 500 граммов спайса мы изъяли при их задержании. Участники ОПГ заработали на продаже наркотика 16 млн рублей», — сказал Муслимов и привел пример другой группы — «астраханской», на которую удалось выйти после того, как стали фиксироваться частые случаи обнаружения «закладок» спайса по пр. Гамзатова в Махачкале. «В день мы насчитывали по 30 «закладок». Благодаря слаженной работе сотрудников Наркоконтроля был арестован уроженец Астрахани Максим Яковенко. А после следственно-оперативных мероприятий уже в Астрахани был нейтрализован и организатор наркогруппировки – дагестанец».
Энрик Селимович напомнил и об изъятых в селе Самур Магарамкентского района в конце прошлого года 12 мешках высококачественной марихуаны, за которую преступники собирались выручить около 50 миллионов рублей.
В ходе встречи начальник УФСКН России по Дагестану рассказал и о возможной декриминализации наркопотребителей, то есть перевода некоторых из них в разряд наркобольных. Такое предложение, по словам Муслимова, было озвучено директором ФСКН России Виктором Ивановым на семинаре-совещании судей Верховного суда РФ. Судейский корпус поддержал инициативу В. Иванова.
«Это на самом деле очень важный момент. Я приведу некоторые цифры. В России по преступлениям в сфере оборота наркотиков ежегодно к уголовной ответственности привлекается 121 тысяча человек. Из них 90 тысяч – за хранение. Эти лица фактически сами являются жертвами наркопреступности, больными людьми. Вместо того, чтобы лечить, их наказывают. Кроме этического момента это невыгодно и для экономики, потому что в долгосрочном плане дешевле их лечить, чем тратить деньги на расследование и на содержание в местах лишения свободы. К сожалению, сегодня в России нет полноценной системы реабилитации наркобольных. И Дагестан здесь не исключение. Все упирается в финансы. Состояние бюджета не позволяет надеяться на то, что в ближайшее время появятся деньги на создание реабилитационного центра. Поэтому нам надо искать новые способы решения этой проблемы», — пояснил Муслимов.
Далее он ответил на интересующие журналистов вопросы, касающиеся кальянных клубов, точек поставки наркотиков, остается ли Дагестан в зоне повышенного внимания международных группировок и другие.
Рамина Насреддинова