Воистину нет пророка в своем Отечестве…

…Времена меняются, а ценности человеческого бытия незыблемы и присущи временам. Мы всегда хотим сохранить добрую память о наших предках, связать ее с сегодняшним днем…

Главное сохранить преемствен­ность поколений и не прервать связь времен…, без этого образ и характер человека объективно не раскрыть.

Весной 1940 года Амир Джапа­рович и двое его односельчан были призваны в Красную Армию. Никто тогда и думать не мог, что разлука будет столь долгой и причиной тому станет – Великая Отечественная во­йна.

День проводов…, он был сол­нечный и теплый. Все село и стар и млад, вышли его провожать с пес­нями и танцами. Получился целый праздник. Дорога шла через поле, шли пешком из Джангамахи в Лева­ши на сборный пункт.

По дороге Амир украдкой глядел на свою жену Патимат. Сожалел, что так мало они прожили вместе, даже не успели обзавестись ребенком.

Среди призывников Амир выде­лялся своей статностью, высокий, широкоплечий. Он с детства увле­кался спортом. Под стать ему была и его жена Патимат. Про таких говорят – эту пару создал Всевышний. Отец Амира Джапар сдержанный, урав­новешенный мужчина, напутствуя сына сказал, что «главное в жизни мужчины — это честь, чем жить без чести, лучше умереть с честью. Пом­ни всегда из какого ты рода, из какой семьи». Бывший красный партизан, на вид был суров и очень требовате­лен к детям, но односельчане очень уважали его за смелость, отвагу, му­жество, порядочность, справедли­вость.

В трудные и суровые 1918-1920гг. в Дагестане – годы гражданской во­йны – он защищал и свое село, и свой район и республику от внешних и внутренних врагов. Принимал уча­стие в боях за Ая-Кака, Манас, Кара­будахкент, Темирхан-Шуру. Теперь пришла очередь сына.

В первые месяцы службы Амир очень скучал по семье, но письма писал радостные, столько в них было новых впечатлений. Все изменилось с началом войны, письма от него стали приходить все реже и реже.

Солдаты жили одним желанием: быстрее очистить родную землю от фашистов.

Амира с детства приучили знать цену жизни, поэтому он старался всегда чем-то помочь новобранцам, у которых как говорят «еще на губах молоко не высохло».

Командование не раз поощряло его.

В одном бою, при спасении това­рища, его ранило, он потерял созна­ние. Вынесли его с поля боя одно­полчане. Лежа в госпитале, все вре­мя думал о своих родных.

Знал он, как нелегко живется зем­лякам. Мужчины в основном все были на фронте, а в ауле остались одни старики, женщины и дети.

В селе не было орошаемой земли и народ не мог заниматься ни садовод­ством ни овощеводством. Основным их занятием были земледелие и ов­цеводство. Только упорный и посто­янный труд помогал выживать в та­ких суровых условиях.

После госпиталя Амир вернулся в свою военную часть. На многие вещи, он теперь смотрел иначе, бо­лее осмысленно, теперь он научился ценить и каждый день и каждый час. Сполна испытав все тяготы войны, трижды раненый, в 1944 году Амир вернулся в отчий дом с инвалидно­стью.

В послевоенные годы он работал в различных областях народного хо­зяйства, трудился на совесть, как на фронте. Много времени он уделял военно-патриотической работе сре­ди школьников. Он оставил добрую память в селе. Знавшие его в один голос говорят, что он был прекрас­ным другом, товарищем: гостепри­имным, хлебосольным, доброжела­тельным.

За заслуги перед Родиной фрон­товик был награжден орденами Дружбы народов и Отечественной войны 2-й степени, многими медаля­ми и благодарственными грамотами Верховного главнокомандующего.

После войны у Амира и Патимат родились восемь детей: Шамиль, Аминат, Газимагомед, Саид, Маго­медсалам, Карим, Гаджи, Раисат. Отец всегда мечтал о большой и дружной семье. Авторитет у него был непререкаемый, а заботливая мама была сама вся Вселенная. Дети по характеру были все разные, но им было на кого равняться и с кого брать пример.

Дедушка Джапар защищал Совет­скую власть, а отец Амир воевал на фронтах Великой Отечественной во­йны, каждый из них достойно отдал свой долг Отчизне.

В этой семье был порядок, стар­шие помогали младшим, а младшие почитали старших. Очень сильно было развито чувство локтя. Мне это понятно, потому что я и сама вы­росла в многодетной семье. Говорят в такой семье всегда любят самого внимательного, заботливого, ласко­вого, сердобольного, понимающего родителей с полуслова. Этими ка­чествами в семье Амира и Патимат и отличался Саид. С малых лет он беспокоился о всех, как взрослый, старался работать наравне со стар­шими …

Даже выходя на улицу поиграть с друзьями, если он вдруг видел, что соседи начали копать огород или делать прополку, то оставив ребят, прибегал домой, и сообщал матери – уже наступило время копки и про­полки огорода. Везде проявлял ини­циативу, подтягивал за собой стар­ших и младших.

Любую работу доводил до конца. Все хотел успеть выполнить. Пустого времяпровождения у него не было.

В школе отличался любознатель­ностью, был одним из первых уче­ников в классе. Родственники рас­сказывали, что когда Саид учился в г. Балашове в техникуме, то после занятий и в субботу и в воскресенье подрабатывал разнорабочим, чтобы не брать денег у родителей. На за­работанное деньги покупал подарки для братьев и сестер, помогал дру­зьям.

По их словам даже тогда, когда он стал директором крупного пред­приятия, в горячую пору, он засучив рукава работал наравне со всеми. Все время находился в движении. Я думаю, все то лучшее, что в нем есть, он впитал в семье, основную роль конечно сыграли, родовые корни предков. И он сумел сохранить эту преемственность поколений.

Могли ли его родители предполо­жить, какой трудный и тяжелый путь предстоит пройти их сыну Саиду в жизни? Но они сумели дать ему глав­ное – любовь к родной земле и лю­дям. Наверное, именно это и опре­делило всю его дальнейшую судьбу.

****

С 1971 по 1991 гг. он проработал в системе потребкооперации, про­шел все ступени роста – от рабочего до Председателя правления Дагпо­требсоюза. Перспективного моло­дого хозяйственника Саида Амирова заметило руководство республики, его пригласили на работу в прави­тельство. К концу 90-х годов в респу­блике сложилась непростая обще­ственно-политическая обстановка.

В 1995 году бандиты всех мастей пытались навязать Дагестану свою власть. Автоматные очереди в цен­тре Махачкалы были далеко не ред­костью. И только Амиров смог бро­сить вызов криминалу. Саид Джа­паровичв стал первым в истории Махачкалы всенародно избранным Главой столицы. Но мэру города до­сталось незавидное наследство. Ма­хачкала была превращена в «авгие­вы» конюшни…

С приходом Саида Амирова на пост мэра Махачкалы многие сразу увидели, что город стал преобра­жаться на глазах, стал приобретать черты столицы.

Масштабная реконструкция кос­нулась всей городской инфраструк­туры, прежде всего, коммунальной сферы. Если даже не говорить о дру­гих преобразованиях, достаточно напомнить о Редукторном поселке, где раньше была просто мусорос­валка, а теперь здесь расположился прекрасный городок «Ак-Гель» для детей.

В городе началось строительство новых социальных объектов и рас­ширение проезжих дорог с расчетом на население в 1 миллион человек, с улиц исчезли непролазная грязь и мусор, был нанесен ощутимый удар по преступности.

В 1999 году, когда международ­ные банды экстремистов ворвались в Дагестан Саид Амиров стал одним из первых организаторов и руково­дителей сопротивления агрессорам. Бойцы сформированной им Интер­бригады активно участвовали в отпо­ре врагу. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов так отзывался о нем: «… Как энергично он принялся за преображение нашей столицы, ко­торая за несколько лет изменилась до неузнаваемости! Наш мэр открыт для всего нового и прогрессивно­го. Благодаря таким людям в нашем городе и во всем Дагестане всегда будет процветать дух патриотизма и интернационализма… Его не зря называют человеком слова и дела. Таким его считают дагестанцы и все люди, знающие Дагестан, Кавказ и Россию…»

Человек дела любит работать сам и требует этого от других, знает, что и как делать, чтобы достичь успеха. Для того, чтобы лишь перечислись все добрые дела и начинания мэра, потребуется очень много времени… Но все же перечислю хотя бы неко­торые объекты:

— Новый путепровод в столице Да­гестана который соединил проспек­ты Петра-I и Расула Гамзатова. Объ­ект был построен в 2002 году за ре­кордный срок – 9 месяцев. А мечтали об этом…десятилетиями;

— Была претворена в жизнь идея возведения в столице Дагестана мемориального комплекса предста­вителям русского народа, посвятив­шим свою жизнь Дагестану;

— В 2004 году был открыт интернат для глухонемых детей;

— В 2008 году завершилось строи­тельство нового водохранилища на 450 тысяч кубометров воды в районе пос. Н. Хушет, с очистными сооруже­ниями на 160 тысяч кубометров воды в сутки и магистральными водовода­ми к разводящим сетям;

— 6 марта 2006 года был торже­ственно открыт памятник Петру-I.

Он строил новые дороги, новую жизнь для горожан. Но цена этого оказалась очень дорогой. Человек пережил более пятнадцати покуше­ний. Даже после них на мир он смо­трит с оптимизмом, прощая обидчи­ков и стараясь делать только добро. Надо ли после этого что-то коммен­тировать?!

Нужно было наверное перешаг­нуть в третье тысячелетие, чтобы увидеть как впервые в истории Рос­сии, единственный мусульманин был награжден орденом Святого благо­верного князя Даниила Московского II степени.

Вручая высокую церковную на­граду, Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал: «… Хочу отме­тить, что Вы, приложили много тру­дов, способствуя преодолению меж­национальных и межрелигиозных конфликтов…», … мы слышали очень много лестных слов и добрых отзы­вов о Вашей деятельности. Со вре­мени всенародного избрания Вас на пост Главы Администрации Махач­калы город преобразился…», … мы знаем, с каким уважением относятся к вам жители Махачкалы, русские, дагестанцы и представители других национальностей…»

В городе действительно уделя­лось большое внимание предотвра­щению оттока русскоязычного на­селения. Серьезное внимание мэр обращал на закрепление молодежи в городе. Детей-сирот, детей из мало­имущих семей и особо одаренных на льготной основе он всегда устраивал и на учебу, и на работу. Это он считал главной своей социальной работой.

Неослабевающим было внимание мэра Махачкалы к нуждам работни­ков культуры, писателям, журнали­стам. И это не просто слова.

Расул Гамзатов отмечал: «… Меня радует, что мэр столицы думает не только об архитектурном, но и ду­ховном преобразовании нашего го­рода. В должности мэра он проявил все свои творческие возможности и показал, что в дагестанском народе есть еще много талантливого, пре­красного и умного…

Я благодарен ему также за то, что он поддержал идею издания ил­люстрированного альбома о Белых журавлях – символе, которой вот уже почти 40 лет приводит в трепет сердца на всей планете, он без про­медления профинансировал этот проект. Мне было особенно приятно подарить этот альбом Президенту России Владимиру Владимировичу Путину на нашей встрече в Бочаро­вом ручье…»

Книга «Журавли» Расула Гамзатова уже стала библиографической ред­костью и в России и за рубежом.

Саид Джапарович – человек по­слевоенного поколения, и у него особое, я бы сказала трепетное от­ношение к ветеранам, пожилым лю­дям, с которыми он встречался регу­лярно, вникал в их проблемы, решал многие из них.

Я всегда считала и считаю, что су­дить о человеке нужно не по тому, что он сам о себе говорит, а по ре­зультатам его работы.

Говорят в подлунном мире все по­вторяется и неизменно возвраща­ется на круги своя…. Его друг Юрий говорит, что Саид всегда был неор­динарен. Высказался также и Расул Гамзатов: «… Раньше я много слы­шал об этом удивительном человеке и в последующем убедился, что это личность действительно неординар­ная. Амиров талантливый и волевой человек, способный воспринимать новые идеи и веяния…»

Сейчас же все как бы выглядит не­сколько волшебным и смятенным, как во сне, но мы понимаем, а может даже до конца и не понимаем, про­сто наверное чувствуем всем своим существом, что после всего того, что было и вопреки тому, что было, воз­вращаются и жизнь и свобода.

Ведь недаром говорится — «Во­истину, нет пророка в своем Отече­стве». Вся дальнейшая жизнь теперь как на ладони. Не хочется повторять­ся, ибо многие вещи не поддаются ни описанию, ни объяснению… У каждого человека своя Судьба…

Саид Амиров писал: «…Масштаб­ное развитие и рукотворное благо­получие Махачкалы – плод много­летнего труда разных людей, пред­ставителей многих национальностей и конфессий, объединенных одной надеждой и мечтой о городе буду­щего, городе, который возводится уже сегодня.

Я рад, что смог внести свою лепту в его развитие и процветание. Уверен, что законность, порядок и благополу­чие всегда будут царить на этой бла­годатной и прекрасной земле».

Воистину пусть так и будет!

Патимат Тазаева