ИСТОРИЯ ВОЙН ГЛАЗАМИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПИСАТЕЛЯ

Война: нужда или потребность?

Вместо предисловия

Вопрос, являются ли военные, боевые действия между людьми — со всеми их атри­бутами, прежде всего, уничтожением себе подобного, — являются ли они потребностью человеческой натуры или он, человек, все же вступает в них по принуждению, навер­ное, один из самых любопытных для всех, кто хотел бы знать: что такое жизнь и в чем ее смысл? Ведь, согласитесь, что состояние войны и мира, несмотря на их неразрывную связанность (оба происходят на земле, в обоих участвуют люди, оба, по крайней мере, на данном этапе, являются прологом друг к другу…), суть состояния совершенно разные. Мирная жизнь, в которой тоже хва­тает конфликтных ситуаций, чреватых пер­спективой уничтожения кого-то из двуногих, все же не идет ни в какое сравнение с вой­ной, где уничтожение двуногих является уже не перспективой, а абсолютно точной неиз­бежностью, священным долгом как каждого отдельно взятого воина обеих (но бывает, что и нескольких) сторон, так и армии в це­лом.

Именно долгом, и именно священным!

Не надо далеко заглядывать: уже со школьной скамьи государство, то есть хо­зяин наших душ и тел, готовит нас к мысли о необходимости по достижении совершен­нолетия отдать «долг родине», т.е. отслу­жить в армии. «Родина» — это одно из имен государства, коих у него, как у Аллаха, очень много. Не знаю, наберется ли сотня, как у Него, но вариантов достаточно… (1).

 Не будем далеко ходить: призывая мо­лодых людей в армию, т.е. в организацию, главной функцией которой в конечном счете является обучение убивать себе подобных, им внушают, что это их долг, а следователь­но, никаких угрызений совести по этому по­воду им испытывать не стоит. В этом, конеч­но не нуждаются те из наших «собратьев по разуму», которые готовы убивать без всяко­го обучения и освящения, получая от этого, если не наслаждение, то уж удовлетворение — точно! Таких в мире много, и становится все больше. Свежий пример — войска орга­низации ИГИЛ, запрещенной в Российской Федерации. Здесь не время разбираться в причинах этого печального явления, тем бо­лее находятся люди, которые не согласны к однозначному осуждению… не действий, нет!.. по действиям мнение у всех едино… по причинам, приведшим к возникновению на земле такого якобы государства, чья по­литика состоит в ничем не мотивированном уничтожении себе подобных…

Это не может не вызывать отвращения у нормального человека, ибо даже вид мо­тивированного убийства вызывает у него (у нормального человека) аналогичные эмо­ции.

Этим, наверное, и вызвана традиция ос­вящения (по сути — оправдания) необходи­мости убивать на войне. Подготовленные читатели знают, что перед началом битвы и православные священники и католические капелланы читали, стоя перед воинством молитвы, долженствующие освободить их от греха человекоубийства… (2). Что каса­ется воинов мусульманского вероиспове­дания, то у них делегировать эту процедуру священнику не принято, так как клир в виде «особой церковной общности, отличной от мирян, с иерархией и чинами» у мусульман не существует. У них — каждый сам себе свя­щенник и сам готовит себя к смерти как на войне, так и в мирное время…

Уместно будет в этой связи вспомнить вы­ражение Ленина, сказавшего, характеризуя войну, что «это та же политика, но проводи­мая иными средствами».

Связь войны с политикой очевидна, хотя бы и потому, что объявляют ее политики и закрывают – тоже. А в промежутке действу­ют военные. И не важно, что порой в роли объявляющих войну выступают главноко­мандующие, то есть военные по определе­нию. По традиции, этот статус автоматиче­ски присваивается главе государства, то есть опять-таки политику.

Мир, охваченный войной, диаметрально противоположен миру «охваченному» ми­ром. Хотя это тот же – в географическом, физическом, материальном смысле – мир. Жить в мирном мире удобнее и приятнее, так как в нем не подвергается испытанию основной инстинкт человека – инстинкт самосохранения. Однако всегда находят­ся люди, которые вновь и вновь развязы­вают войны, подвергая опасности себя и других. Впрочем, кто из них подвергается большей опасности – это вопрос. Ведь те, кто объявляют войны, не всегда участву­ют в них непосредственно, так сказать, на поле битвы. Объявляют войну одни, а во­юют другие. При этом считается, что в со­стоянии войны находится все государство, гражданами которого являются и те, и другие.

Поскольку именно вторая часть этой связки (участие в войне на поле битвы) непосредственно со­пряжена с опасностью смерти, то есть итога, добиваться которого нормальному человеку противоестественно, то и возни­кает дилемма: то ли эти люди, идущие на смерть, ненормальны, то ли их к этому что- то или кто-то принуждает. Действительно, элемент принуждения здесь присутствует, причем как прямого, так и косвенного. От­каз от участия в войне, если, конечно, это­му не препятствует здоровье или возраст, не приветствуется ни в одном государстве. Но есть у государства и другие, косвенные способы принуждения: внушение гражда­нину патриотических чувств, перспектива наград и почестей и т.п. А в мусульманском мире вообще изобретен небывалый стимул для участия в войне, когда она объявляется священной. Это совершенно меняет дело, так как смерть, постигшая человека в такой войне, будто бы автоматически дарует ему бессмертие и приводит в рай – со всеми вы­текающими из этого последствиями. Впро­чем, было бы неверно считать, что это чисто мусульманское изобретение: еще задолго до появления Ислама на исторической аре­не его активно использовали христиане. Да и вообще, любая религия, исповедующая веру в загробную жизнь, может без особого труда внушить своим последователям по­добное отношение к смерти, превратив ее из явления, внушающего страх, в желанное и счастливое состояние. Но вся проблема как раз в том, что сегодня в загробную жизнь подавляющее большинство человечества уже не верует и инстинкт самосохранения владеет им полновластно. А это означает, что подвигнуть его идти на войну, зная, что он может быть убит в ней, способен только страх наказания со стороны государства и набор материалистических стимулов, пе­речисленных нами выше. Разумеется, мы оставляем за скобками случаи, когда ин­стинкт самосохранения у индивидуума по­врежден или отсутствует вообще, уступив место воле к самоистреблению.

Стоит раскрыть, вернее, попробовать раскрыть, и психологию тех, кто объявляет войны, руководит ими и наказывает за отказ участвовать в них, то есть, в случае смерти солдата, за отказ умереть ради того, чтобы жили другие, прежде всего те, кто руководит и наказывает.

С деспотическими государствами все ясно, там все, кто не деспот – «пушечное мясо» по определению. Весь вопрос только в том, сколько в его окружении лиц, пользу­ющихся наравне с ним иммунитетом, кому роль «пушечного мяса» не грозит ни при ка­ких обстоятельствах. История говорит, что в подавляющем большинстве случаев число стремится к нулю. Рядом с деспотом не за­щищен никто. И даже он сам. Ибо деспоти­ческий способ правления, когда малейшее подозрение со стороны деспота на поку­шение на его власть, способно привести подозреваемого на плаху, воспитывает в окружающих такую же точно подозритель­ность и получается замкнутый круг, выхода из которого нет. Следовательно, тут и рас­суждать нечего: воинственность в войсках деспота поддерживается исключительно силой принуждения. Правда, она может ре­гулироваться личной храбростью деспота по принципу сообщающихся сосудов: чем больше личная храбрость – тем меньше требуется принуждения извне. И наоборот. Примеров этого в истории много. Это все без исключения египетские фараоны, асси­рийские и вавилонские цари, а также цари Израиля, начиная с Саула, и кончая царем Македонии Александром Великим, Наполе­оном и т.д. Не говоря уже о правителях Вос­тока: от персов до арабов…

Гораздо интереснее рассматривать эту тему на примере демократических госу­дарств, где правом возводить (или низво­дить) себя в ранг «пушечного мяса» его на­деляют сами граждане. Так что, вроде бы, жаловаться не на кого. Однако…

Мы знаем, что напасть на человека мож­но и с камнем, но с помощью ножа или пи­столета сделать это можно с гораздо боль­шим результатом. Именно поэтому эпоха металла, пришедшая на смену эпохе камня (неолит) и меди (энеолит) ознаменовалась «распространением грабительских войн из- за накопленных богатств». Однако эпоха на­стоящих, с участием огромных масс людей, войн наступила несколько позже – в эпоху железа.

 Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам придется сделать обзор войн, произведен­ных человечеством. Да, именно произве­денных, ибо, очевидно, что война – такое же произведение человеческих «рук», как и все остальное с той лишь разницей, что она связано с разрушением того, что было произведено этими же руками в перерывах между войнами. Как остроумно сказал поэт: «Он любит все, что произвел, \ А произво­дит произвол…»\. Но наш рассказ об этих войнах будет обратно пропорционален по объему рассказам о них в других источни­ках, то есть, чем больше книг написано о той или иной войне, тем меньше будет сказано о ней нами, о знаменитых, описанных многи­ми авторами и во многих томах войнах, мы будем сообщать только то, что имеет хоть какую-то новизну, достигнутую то ли нашей наблюдательностью, то ли открытую други­ми авторами, но не успевшую стать общим местом по причине недавнего появления на свет. И, наоборот, о тех войнах, которые мало известны, то ли из-за своих малых масштабов, небольших потерь, отсутствия внимания историков и т.п. – мы будем пи­сать больше. Причина такого подравнива­ния всех войн объясняется самой задачей этих записок: выяснить, почему же люди, существа, основным инстинктом которых является инстинкт самосохранения, тем не менее так охотно, так самозабвенно идут на войну, на событие, где их основной инстинкт подвергается самому большому риску…

Приведем, раз уж мы взялись за столь глобальную тему, мнения великих людей об этом предмете. Начнем с великого Геге­ля: «… война предохраняет народы от гни­ения»; высказался на эту тему и не менее великий Кант, в недвусмысленно названном им трактате «К вечному миру»: «Состояние мира между людьми, живущими по сосед­ству, не есть естественное состояние (status naturalis); последнее, наоборот, есть со­стояние войны, то есть если не беспрерыв­ные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено» (ну, последнее он явно добавил для проформы, мол, мы тоже за мир…); теперь перейдем к полководцам и военачальникам. Г. Трейчке: «Удалить из мира войну означало бы изувечить челове­ческое общество»; Х. Мольтке: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же – элемент в божественном по­рядке»; К. фон Клаузевиц: «Несмотря на то, что кровавые сражения являются страшным бичом, без них нельзя обойтись»; фон Куль: «Вражда народов и государств – в порядке вещей»; Людендорф: «Война – сущность жизненной борьбы человека»; Вальдерзее: «Прав тот, кто побеждает. Пусть тот, кто по­вергнут на землю, утешается тем, что был вовлечен в войну, не имея за собой вины»; фон Сект: «В понятии войны заключено выс­шее проявление мужских добродетелей».

Обратим внимание, что все поголовно ав­торы приведенных выше цитат – немцы! Это неудивительно, ведь немцы, наряду с не­которыми другими, считаются весьма воин­ственной нацией. Порой даже те, кто не яв­ляется немцами, заряжаются их воинствен­ностью – стоит им по тому или иному поводу соприкоснуться с ними. Вот яркий пример: французский писатель Д.Галеви, автор книги про Ф. Ницше, написавший на ее страницах следующие, весьма примечательные строки: «Только война способна преобразить чело­вечество, только она может поселить в нем стремление к героическому и высокому». Во как! К высокому…

Во все времена, особенно под влиянием ассирийцев, власть предержащие считали во­йну обязанностью, предписанной богами. До установления Персидского царства никогда не вставал вопрос о человеке вне его принад­лежности к обществу, в котором он жил. В ме­сопотамских цивилизациях голос отдельного человека мог быть услышан, если это была жертва, а черты лица появлялись в произве­дениях искусства лишь на портретах власти­телей и их приближенных. Как заметил Роман Гришман, страдания животных выражены в произведениях ассирийских художников с большей силой, чем страдания людей, добы­вающих себе пропитание или сражающихся на поле боя, защищая интересы господ…

Впрочем, наше предисловие, кажется, за­тянулось. Пора сделать какое-то обобщение. Есть русская пословица: «Кому война, а кому — мать родна!..». Наступят ли времена, когда война станет для всех мачехой? Вот один из вопросов, ответ на который автор надеется найти в ходе последующих публикаций.

Примечания:

  1. Особенность этого имени государства в том, что оно, апеллируя к одному из самых дорогих событий нашей жизни, факту нашего рождения на свет, исподволь как бы внушает нам мысль, что смерть на войне, хотя и раз­вязанной не нами, это наш долг, так как война эта направлена против нашей Родины.
  2. Есть картина художника Александра Но­воскольцева «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского и отпускает с ним двух иноков». На ней представлен момент перед Куликовской битвой, где этот обряд освя­щения предстоящих убийств себе подобных представлен достоверно и наглядно. «На­путственная молитва» — это и есть молитва, отпускавшая русским воинам грех убийства себе подобного.

 

Багаудин Узунаев