Выставка современной живописи и графики «Дорога в Дербент» открылась в Центре этнической культуры в Махачкале. В экспозицию вошли работы молодых, но уже известных дагестанских художников Патимат Гусейновой, Халимат Саидудиновой, Заиры Магомедовой, Натальи Савельевой, Эльнары Абдуллаевой, Зухры Насердиновой, Саида Тихилова, Ибрагима Супьянова, Мурада Халилова, Закарьи Закарьяева.
Открывая вернисаж, ее куратор Джамиля Дагирова сказала, что данная экспозиция является уже второй в юбилейном цикле «Дербент в изобразительном искусстве». По ее словам, первая состоялась в Дербенте в сентябре прошлого года во время юбилея города. «Экспонаты для выставки были представлены фондами республиканских и городских музеев. В процессе подготовки мне показалось интересным как бы сделать перекличку с современностью, ведь из современных художников никто пока серьезно не коснулся тематики Дербента. Я попросила наших художников попробовать поработать над этой темой и, действительно, их работы прекрасно вписались в общую канву. Мне кажется, что их произведения – это совершенно новый взгляд на Дербент, может быть, это новый вектор в иконографии Дербента. Работы очень серьезные, глубокие, и есть вещи, которые вдруг для тебя открывают то, чего ты никогда не видел в Дербенте. Выставка должна была начать работать еще в ноябре, но в силу объективных причин она просто ждала своего времени. И вот, наконец, нам представилась возможность сделать это красивое биенале достоянием общественности», – отметила Дагирова.
От имени депутата Госдумы РФ Магомедкади Набиевича Гасанова, основателя Центра, выступил его помощник Мустафа Магомедов. Он сказал, что на его взгляд культура — это достаточно объемное философское слово, как бы все поглощающее вокруг. Без поднятия культуры на должный уровень определить приоритеты дальнейшего развития республики будет трудно. «Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своих выступлениях и в последнем Послании Народному Собранию РД напоминает нам о том, что необходимо развивать культуру в республике. По его поручению открыты культурные центры во всех муниципальных образованиях республики. Все это делается для того, чтобы наша молодежь духовно развивалась и ценила культуру своего края.
Депутат Госдумы Магомедкади Гасанов из фракции партии «Единая Россия» в целях поддержания программы Главы республики, открыл в Махачкале Центр этнической культуры, зная, что дагестанцы будут стремиться к познанию истоков своей культуры. Сюда теперь приходят не только художники и ценители искусства, но и учащиеся, студенты других образовательных учреждений — ведь зная свою культуру, можно понять и культуру других народов, — подчеркнул Магомедов. – Дербент — исторический центр, где стыкуются несколько культур и религиозных конфессий, именно этот город является местом, где люди, можно сказать, получают и духовную пищу. Надеюсь, что Центр принесет всем большую пользу и получит поддержку нашей талантливой молодежи», — заключил он.
Посетившая выставку искусствовед Татьяна Петенина сказала, что Дербент — это вечный, постоянный, устоявшийся древний город, а современное, креативное, мобильное искусство не терпит постоянства, оно все время находится в поиске. Потому современные художники тоже стараются передать образ Дербента по-своему.
Отмечу, что все работы известных художников, например, крепость «Нарын-кала», «Джума мечеть», «Ворота Орта-капы» и т.д. как бы несколько однообразны, а работы данной выставки представлены, можно сказать, на ассоциативном уровне, здесь чувствуются запахи, тонкие ароматы, которые превратили все работы в один большой прекрасный букет. Например, триптих Натальи Савельевой «Покой» сделан просто и лаконично, но он притягивает зрителя. У современного художника за внешним слоем картины всегда скрывается что-то свое необычное, что зрителю приходится выискивать.
Также мне понравилась работа Ибрагимхалила Супьянова «Стена». Смотришь на нее и представляешь Стену Плача в Иерусалиме, Берлинскую стену, и естественно стену крепости Нарын-Кала в Дербенте. Исполнена работа с ювелирной точностью, и к тому же легко воспринимается зрителем», — подчеркнула Петенина.
Представившая на выставке триптих «Покой» художник Наталья Савельева рассказала, что эта тема для нее была сложной и потому подошла она к ней серьезно. «Всех моих подростковых воспоминаний от поездок в Дербент было недостаточно для создания картин. И я решила съездить туда вновь летом. Первое, что зафиксировалось в моей памяти, это целое море выжженной желтой травы, огромное пшеничное поле, утомленное солнцем на территории крепости, на меня эта картина произвела огромное впечатление. И в своем триптихе я решила запечатлеть именно это состояние природы. Все три картины ассоциативно показывают разную эпоху жизни человека — историю жизни и смерти, историю сиюминутного состояния и историю вечной жизни. На левой стороне триптиха вы видите нарисована бабушка — пастух с барашками на фоне выжженной травы – это как бы начало жизни, на правой стороне вы видите могилы — это представляется то, что ждет всех нас к концу жизни, а вот в центре отображен фрагмент крепостной стены как представление о незыблемой вечности – то есть мы приходим в жизнь и уходим, меняются люди, настроение, погода, ситуации, но крепость как стояла 5 тысяч лет, так и стоит», — сказала Савельева.
Известно, что праздничные мероприятия в честь юбилея Дербента продлятся и в Дагестане и по всей стране вплоть до 2018 года. Посвященные Дербенту выставки уже прошли в разных городах страны и мира, и, в частности, в Государственном историческом музее в Москве и штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже.
Рамина Насреддинова