«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Кутих
Одно из небольших сел в Чародинском районе Дагестана расположено на высоте 1850 м. над уровнем моря, на правом берегу реки Тлейсерух.
Старая часть селения составляла как бы естественную крепость и была основана в начале XVII века.
В селении три тухума: «ражабилазул», «мирзалазул», «шатбаилазул». Над селом на удалении 250 м. смешанный лес, вокруг простираются пахотные земли и пастбища.
О красоте и уникальности села написал архитектор — профессор Пражского университета Мирославский, побывавший в 1961 году в Дагестане и в Закавказье: «Если бы мне дали возможность, я это село закрыл бы сверху стеклом и сделал бы Меккой для туристов».
Жители селения ислам приняли вместе с другими селами Тлейсеруха. О существовании здесь других религий и верований сведений нет. В Тлейсерухе, каждый должен был сначала стать членом общины, чтобы иметь право участвовать в сходе села. В селении не было сословий, которые не имели бы этого права, все были равны и одинаково соблюдали местные адаты. Сход был органом высшего самоуправления селения, его решения имели силу закона джамаата.
Бегаула (главу) селения также выбирали на сходе джамааата.
Сплоченность и готовность джамаата оказать помощь друг другу проявились в 1963 году во время страшного наводнения; люди сутками не спали, оказывая помощь.
По праздникам среди молодежи проводились соревнования по бегу, метанию камня, борьбе, прыжкам с места и по поднятию тяжести.
Недалеко от селения была поляна «Рукк майдан» от слова «Руккел» — «сборище». Здесь раньше, ежегодно весной, собирались представители всех сел Тлейсруха для обсуждения наболевших вопросов, касающихся всех. В настоящее время на этой поляне растет яблоневый сад, посаженный 1957 году.
Дома, как и в других селах в основном двухэтажные, на первом этаже сараи для скота, на втором жилое помещение.
Мечеть в селении была построена в 1880-годах. С 1956 года там организовали школу, а в 1986 – ее опять отдали под мечеть. На сегодня в селении проживают около 400 жителей.
Кутиша
Из поколения в поколение сохраняется легенда о происхождении названия этого селения Левашинского района Дагестана. Считается, что оно произошло от слияния двух слов: «Кути» — какой, «Ши» по-даргински означает село.
В селении Аргвани Гумбетовского района один крестьянин, доведённый до отчаяния притеснениями тамошнего феодала, убил его. Опасаясь мести семья этого крестьянина и ещё 8 семей его родственников бежали. В поисках места для поселения эти «Эргвени» (так назывался беглый тухум) поступили на службу к Кумухскому шамхалу. Шамхал перебросил их на территорию Левашинского района, где они обосновались и создали с. Кутиша.
К началу XIX в. в Кутишинской сельской общине господствующими были феодальные отношения, переплетенные со значительными пережитками патриархально-родового быта.
После окончания Кавказской войны царское правительство провело реформу, упразднив в Дагестане автономные феодальные владения, такие как Аварское и Казикумухское ханства. В связи с чем от ханской зависимости было освобождено до 200 тысяч человек. Дагестанская область была разделена на округа. Во главе округов были поставлены царские чиновники. Аварское селение Кутиша вошло в состав Даргинского округа, который в свою очередь делился на несколько наибств.
В 1886 году в Кутишинское наибство входило 18 населённых пунктов, в том числе и Кутиша. В 1886 году в Кутишах было всего 321 хозяйство, 1368 душ.
Наличие большого количества овец способствовало развитию шерстеобрабатывающих промыслов. Из шерсти выделывалось кавказское сукно, наплечные бурки, ковры, сумахи, паласы, войлок, мешки, шерстяная обувь. В начале XX века в селении Кутиша, как и в других селениях Даргинского округа выделывались исключительно тонкие и мягкие сукна из верблюжьей шерсти, которая для этого в большом количестве закупалась в Астрахани.
Кучраб
Еще в начале XX века это селение Чародинского района Дагестана называлось «Къучра», но царской администрацией по аналогии с названиями других сел зафиксировано в официальной версии было зарегистрировано, что и прижилось и при советской власти.
Словом «Къучра» называли растущие на березовом дереве соцветия (сережки). А названием селу это слово стало из-за близкого расположения большого березового леса, и использованием людьми в пищу этих самых березовых соцветий в голодные времена.
Расположено селение в 15 км от райцентра Цуриб, в живописной местности, где сливаются две небольшие речки, селение входило в общество Мукратль.
Время основания села по преданиям скорее всего относится к первой половине XIX века. Нет сведений, относящихся к более раннему периоду, хотя археологи в 70-х годах прошлого века близ селения и раскопали стоянку древнего человека, которая датировалась периодом бронзового века.
Количество хозяйств в селении в разное время варьировалось от 80 до 100. Джамаат состоял из шести тухумов. Имелось несколько хуторов. В управлении села, обрядах, адатах не было ничего, отличающегося от соседних сел, разве что славились кучрабские свадьбы, продолжавшиеся, обычно от 3-х до 7 дней.
В былые времена в селении было сильно развито гостеприимство и куначество. Поскольку дорога на знаменитый Кумухский базар лежала через селение, гости и кунаки бывали практически из всех сел Рисора, Тлейсеруха, Караха, а даже из Тляраты и Гидатля. Многие куначеские связи созданные предками в те далекие времена, часто сохраняются потомками и в наши дни.
В селении Кучраб была и мечеть, функционировало медресе.
Причин, по которым люди уезжали из села, было в основном, две: первая — кучрабцы еще с XIX века на зиму уходили в Грузию на заработки. Занимались они лудильным ремеслом, славились, как медники. Но постепенно приобретали дома, обрастали хозяйством так и оседали там. Так например, кучрабцы составляли большинство дагестанской диаспоры даже в столице Грузии. Некоторые на лето возвращались в селение сеять поля, пахать.
Вторая причина — государственная кампания по переселению людей на равнину. Многие уезжали к обучившимся и осевшим на равнине детям.
Куяда
Село расположено в центральной части горного Дагестана между «Седло – горой» и Гунибским плато. Население более 2,5 тыс. человек.
Точная дата основания села учеными – археологами до сих пор не установлена.
По устным историческим источникам известно, что в год страшной чумы старейшина аула приказал сельчанам переселяться отдельными семьями в новые места и основать хутора, во избежание поголовной гибели населения. Так централизованность аула была разрушена и возникло раздробленное село.
В древности оно было окружено густыми лесами, где выжигали уголь для кузниц, имевшихся в каждом хуторе. Местные кузнецы изготавливали кинжалы, ножи, подковы для лошадей, гвозди серпы — поэтому долина была всегда окутана дымом. Иноземцы-торговцы, глядевшие на село с дороги Болнух, видели его всегда в дыму, видимо поэтому и возникло название селения «Куяда» (от аварского слова кIкIуй — дым).
В XVI-XVIII веках в качестве вольного общества 24 деревни селения Куяда входили состав Аварского ханства. Главным административным лицом куядинского джамаата был выборный старшина «чукъа». Наиболее важные вопросы внутреннего управления сельской общины решились на сельском сходе.
Занимались куядинцы и скотоводством, овладели мастерством обработки шерсти. Ткали на станках пряжу. В селе были искусные сапожники и портные.
Резьба по дереву была особенно развита в хуторах, расположенных близ лесов. Например, в хуторе Хамагиб делали куядинские мерки «гIорто», которые пользовались большим спросом в соседних селах.
Было развито камнерезное искусство. Во время революции куядинцы явились опорой для большевистского движения в горах против белобандитов Алиханова.
В сентябре 1919 года в местности «Ругдакь» куядинцами были окружены и взяты в плен без единого выстрела 150 деникинцев, которые хотели бежать в Хунзах.
В 1924 г. в селении под руководством бывшего партизана Юсупа Чарабураева была основана комсомольская ячейка, а затем появилась и партийная организация. По инициативе коммунистов 26 апреля 1935 г.в селе был создан сельский Совет, а с 1936 года на основе товарищества создали два колхоза: в Агада — имени Ворошилова, в Урала — имени Молотова. В 1954 г. было проведено укрупнение и создан один колхоз «Победа». В 70 – 80 годы прошлого века по всем показателям сельхозпроизводства он находился в числе первых хозяйств района.
Сегодня в школах села работают около 100 учителей, которые обучают около 500 детей.
В селе функционируют Дом культуры, несколько библиотек, больница и медпункты.