Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

 

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Кутих

Одно из небольших сел в Чародинском районе Дагестана расположено на высоте 1850 м. над уровнем моря, на правом берегу реки Тлейсерух.

Старая часть селения составляла как бы естественную кре­пость и была основана в начале XVII века.

В селении три тухума: «ражабилазул», «мирзалазул», «шат­баилазул». Над селом на удалении 250 м. смешанный лес, во­круг простираются пахотные земли и пастбища.

О красоте и уникальности села написал архитектор — про­фессор Пражского университета Мирославский, побывавший в 1961 году в Дагестане и в Закавказье: «Если бы мне дали возможность, я это село закрыл бы сверху стеклом и сделал бы Меккой для туристов».

Жители селения ислам приняли вместе с другими селами Тлейсеруха. О существовании здесь других религий и верова­ний сведений нет. В Тлейсерухе, каждый должен был сначала стать членом общины, чтобы иметь право участвовать в сходе села. В селении не было сословий, которые не имели бы этого права, все были равны и одинаково соблюдали местные ада­ты. Сход был органом высшего самоуправления селения, его решения имели силу закона джамаата.

Бегаула (главу) селения также выбирали на сходе джамааата.

Сплоченность и готовность джамаата оказать помощь друг другу проявились в 1963 году во время страшного наводне­ния; люди сутками не спали, оказывая помощь.

По праздникам среди молодежи проводились соревнова­ния по бегу, метанию камня, борьбе, прыжкам с места и по поднятию тяжести.

Недалеко от селения была поляна «Рукк майдан» от слова «Руккел» — «сборище». Здесь раньше, ежегодно весной, со­бирались представители всех сел Тлейсруха для обсуждения наболевших вопросов, касающихся всех. В настоящее время на этой поляне растет яблоневый сад, посаженный 1957 году.

Дома, как и в других селах в основном двухэтажные, на первом этаже сараи для скота, на втором жилое помещение.

Мечеть в селении была построена в 1880-годах. С 1956 года там организовали школу, а в 1986 – ее опять отдали под мечеть. На сегодня в селении проживают около 400 жителей.

 

Кутиша

Из поколения в поколение сохраняется легенда о проис­хождении названия этого селения Левашинского района Да­гестана. Считается, что оно произошло от слияния двух слов: «Кути» — какой, «Ши» по-даргински означает село.

В селении Аргвани Гумбетовского района один крестьянин, до­ведённый до отчаяния притеснениями тамошнего феодала, убил его. Опасаясь мести семья этого крестьянина и ещё 8 семей его родственников бежали. В поисках места для поселения эти «Эрг­вени» (так назывался беглый тухум) поступили на службу к Кумух­скому шамхалу. Шамхал перебросил их на территорию Левашин­ского района, где они обосновались и создали с. Кутиша.

К началу XIX в. в Кутишинской сельской общине господ­ствующими были феодальные отношения, переплетенные со значительными пережитками патриархально-родового быта.

После окончания Кавказской войны царское правительство провело реформу, упразднив в Дагестане автономные фео­дальные владения, такие как Аварское и Казикумухское хан­ства. В связи с чем от ханской зависимости было освобождено до 200 тысяч человек. Дагестанская область была разделена на округа. Во главе округов были поставлены царские чинов­ники. Аварское селение Кутиша вошло в состав Даргинского округа, который в свою очередь делился на несколько наибств.

В 1886 году в Кутишинское наибство входило 18 населён­ных пунктов, в том числе и Кутиша. В 1886 году в Кутишах было всего 321 хозяйство, 1368 душ.

Наличие большого количества овец способствовало развитию шерстеобрабатывающих промыслов. Из шерсти выделывалось кавказское сукно, наплечные бурки, ковры, сумахи, паласы, вой­лок, мешки, шерстяная обувь. В начале XX века в селении Кутиша, как и в других селениях Даргинского округа выделывались исклю­чительно тонкие и мягкие сукна из верблюжьей шерсти, которая для этого в большом количестве закупалась в Астрахани.

 

Кучраб

Еще в начале XX века это селение Чародинского района Да­гестана называлось «Къучра», но царской администрацией по аналогии с названиями других сел зафиксировано в офици­альной версии было зарегистрировано, что и прижилось и при советской власти.

Словом «Къучра» называли растущие на березовом дереве соцветия (сережки). А названием селу это слово стало из-за близкого расположения большого березового леса, и исполь­зованием людьми в пищу этих самых березовых соцветий в голодные времена.

Расположено селение в 15 км от райцентра Цуриб, в живо­писной местности, где сливаются две небольшие речки, селе­ние входило в общество Мукратль.

Время основания села по преданиям скорее всего относит­ся к первой половине XIX века. Нет сведений, относящихся к более раннему периоду, хотя археологи в 70-х годах прошло­го века близ селения и раскопали стоянку древнего человека, которая датировалась периодом бронзового века.

Количество хозяйств в селении в разное время варьирова­лось от 80 до 100. Джамаат состоял из шести тухумов. Имелось несколько хуторов. В управлении села, обрядах, адатах не было ничего, отличающегося от соседних сел, разве что славились кучрабские свадьбы, продолжавшиеся, обычно от 3-х до 7 дней.

В былые времена в селении было сильно развито госте­приимство и куначество. Поскольку дорога на знаменитый Ку­мухский базар лежала через селение, гости и кунаки бывали практически из всех сел Рисора, Тлейсеруха, Караха, а даже из Тляраты и Гидатля. Многие куначеские связи созданные предками в те далекие времена, часто сохраняются потомка­ми и в наши дни.

В селении Кучраб была и мечеть, функционировало медресе.

Причин, по которым люди уезжали из села, было в основном, две: первая — кучрабцы еще с XIX века на зиму уходили в Грузию на заработки. Занимались они лудильным ремеслом, славились, как медники. Но постепенно приобретали дома, обрастали хо­зяйством так и оседали там. Так например, кучрабцы составляли большинство дагестанской диаспоры даже в столице Грузии. Не­которые на лето возвращались в селение сеять поля, пахать.

Вторая причина — государственная кампания по пересе­лению людей на равнину. Многие уезжали к обучившимся и осевшим на равнине детям.

 

Куяда

Село расположено в центральной части горного Дагестана между «Седло – горой» и Гунибским плато. Население более 2,5 тыс. человек.

Точная дата основания села учеными – археологами до сих пор не установлена.

По устным историческим источникам известно, что в год страшной чумы старейшина аула приказал сельчанам пересе­ляться отдельными семьями в новые места и основать хутора, во избежание поголовной гибели населения. Так централи­зованность аула была разрушена и возникло раздробленное село.

В древности оно было окружено густыми лесами, где выжи­гали уголь для кузниц, имевшихся в каждом хуторе. Местные кузнецы изготавливали кинжалы, ножи, подковы для лошадей, гвозди серпы — поэтому долина была всегда окутана дымом. Иноземцы-торговцы, глядевшие на село с дороги Болнух, ви­дели его всегда в дыму, видимо поэтому и возникло название селения «Куяда» (от аварского слова кIкIуй — дым).

В XVI-XVIII веках в качестве вольного общества 24 деревни селения Куяда входили состав Аварского ханства. Главным ад­министративным лицом куядинского джамаата был выборный старшина «чукъа». Наиболее важные вопросы внутреннего управления сельской общины решились на сельском сходе.

Занимались куядинцы и скотоводством, овладели мастер­ством обработки шерсти. Ткали на станках пряжу. В селе были искусные сапожники и портные.

Резьба по дереву была особенно развита в хуторах, рас­положенных близ лесов. Например, в хуторе Хамагиб делали куядинские мерки «гIорто», которые пользовались большим спросом в соседних селах.

Было развито камнерезное искусство. Во время революции куядинцы явились опорой для большевистского движения в горах против белобандитов Алиханова.

В сентябре 1919 года в местности «Ругдакь» куядинцами были окружены и взяты в плен без единого выстрела 150 де­никинцев, которые хотели бежать в Хунзах.

В 1924 г. в селении под руководством бывшего партизана Юсупа Чарабураева была основана комсомольская ячейка, а затем появилась и партийная организация. По инициативе коммунистов 26 апреля 1935 г.в селе был создан сельский Со­вет, а с 1936 года на основе товарищества создали два колхоза: в Агада — имени Ворошилова, в Урала — имени Молотова. В 1954 г. было проведено укрупнение и создан один колхоз «Победа». В 70 – 80 годы прошлого века по всем показателям сельхоз­производства он находился в числе первых хозяйств района.

Сегодня в школах села работают около 100 учителей, кото­рые обучают около 500 детей.

В селе функционируют Дом культуры, несколько библиотек, больница и медпункты.