Рубрику ведет Гамзат Нурмагомедов
Cамый скромный из людей
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был самым знающим из всех людей. Чем больше вреда причиняли ему другие, тем больше кротости и милосердия он проявлял по отношению к ним. Когда те, которые пытались убить или отравить ядом Пророка (мир ему и благословение), оказывались во власти мусульман, он отпускал их, проявляя величайшее благородство.
Один из известных иудейских ученых Зайд бин Са‘нат передал: «Я видел и знал все знамения, подтверждающие пророчество Мухаммада, кроме двух: что его кротость опережает его гнев, и чем больше наносит ему вреда человек, тем больше увеличивается его кротость по отношению к нему». Зайд пожелал на деле увидеть эти качества Пророка (мир ему и благословение).
Однажды, когда некий бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал ему о своих невзгодах и тяготах, Зайд отдал этому бедному бедуину деньги, договорившись с Пророком (мир ему и благословение), что Пророк (мир ему и благословение) своевременно вернет ему долг за этого бедняка. Когда оставалось еще несколько дней до наступления оговоренного срока, подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сильно дернул его накидку, так что она упала на землю, и, нахмурившись в лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение), грубо сказал: «Эй, Мухаммад, почему ты не возвращаешь мой долг?! Клянусь Аллахом, вы, потомство Абдульмутталиба, оказывается безответственные в подобных делах люди. Только узнав вас поближе, я понял, что вы за люди».
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Умар воскликнул: «О враг Аллаха, ты это говоришь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)?!» Пророк (мир ему и благословение), улыбнувшись, посмотрел на Умара, и сказал: «О Умар, мы с ним больше нуждаемся от тебя в другой вещи, нежели эти твои слова: ты скажи мне, чтобы я красиво вернул ему долг, а ему скажи, чтобы красиво требовал свой долг обратно. Пойди вместе с ним о Умар, и верни ему долг, и вдобавок дай ему двадцать са‘ фиников за то, что ты напугал его».
После этого Зайд принял Ислам и рассказал о том, что он всего лишь хотел испытать Пророка (мир ему и благословение).
Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) был самым скромным из людей. Он говорил: «Я – раб Аллаха, сижу как раб и ем как раб». На вопрос ангела: «Кем ты хочешь быть: пророком-рабом или пророком-царем?»,- он ответил: «Я хочу быть пророком-рабом». Он помогал своим домочадцам по хозяйству. Если ему кто-то приносил подарок, то он одаривал его таким же или даже большим. Не гордясь, принимал подарки, даже если это была заячья ножка. Даже если его звала маленькая девочка, он шел с ней, и она брала его за руку. Пока та не отпустит руку, не убирал свою. Если бедняк, раб или рабыня приглашали его и на край города, он шел туда и исполнял их нужды.
Однажды некий человек, увидев прекрасный лик Посланника Аллаха (мир ему и благословение), задрожал. Пророк (мир ему и благословение) успокоил его, говоря, что он всего лишь сын матери из курайшитов, которая питалась сухим мясом, а не грозный царь, как он думает.
Пророк (мир ему и благословение) говорил, что скромного человека Аллах возвеличивает, а высокомерного – унижает. Ни в еде, ни в одежде, ни в доме, в котором жил, Пророк (мир ему и благословение) не отличался от своих сподвижников. В действительности описать скромность Пророка (мир ему и благословение) целиком невозможно.
Не вмешивайся в чужой разговор
В жизни мусульманина очень важное место занимает этика – Адаб. Из-за своего высокого значения ученые уделяли этому разделу немало внимания. Существует множество ответвлений адаба, о которых можно писать много, но в данной заметке речь пойдет о таком адабе, как «Невмешательство в чужой разговор», в виду того, что, как в реальной жизни, так и в интернете, большинство бед постигают человека из-за вмешательства в чужой разговор или в чужую тему обсуждения.
Шафиитский ученый 7-го века Бадруддин ибн Джамаа, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Тазкирату Сами» на 120 стр. следующее:
«[Одним из адабов является] невмешательство в разговор других людей, особенно [когда в нём участвует] его учитель. Некоторые мудрецы сказали: «К адабу относится невмешательство в разговор другого человека, даже если ты лучше знаешь [тему разговора], чем он».
Хатыб аль-Багдади сочинил об этом следующие стихи:
«Не перебивай разговор никогда
Пусть тебе он ведом с начала до конца».
Если же ты знаешь, что учитель предпочитает твое участие в [текущем] разговоре, то в этом нет вреда».
Имам Субки, да смилуется над ним Аллах, в своей книге, посвященной биографиям ученых шафиитского мазхаба «Табакату Шафиия» 8/318, описывая биографию Ваджихуддина Абдулваххаба аль-Мухалляби, да смилуется над ними Аллах, пишет следующее:
«Когда он читал урок по усулю, его посетил Шихабуддин аль-Карафи и стал с ним дискутировать. Ваджихуддин поднимал голос над ним и, вдруг, один из его учеников встал и вмешался в их разговор. Ваджихуддин заткнул его, добавив: «Цыпленок, который кричит среди петухов».
Да не лишит нас Аллах адаба и соберет всех под знаменем нашего Господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Время
Время – одно из ценных сокровенных тайн Всевышнего Аллаха. Время –великое, божественное, уму непостижимое творение Господне. По свидетельству Абу Хурейры (да будет Аллах благосклонен к нему), который передал нам слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), Всевышний Аллах говорит: «Сыны Адама (мир ему) выступают против превратностей времени. Но Я-то и есть время. В власти Моей и ночь, и день» (Бухари и Муслим).
Мы, люди, привыкли измерять время секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями, месяцами, кварталами, полугодиями, годами, веками. Время – обширное понятие, которое подразделяется на три этапа: прошлое, настоящее и будущее. Для человека время на этой земле – ограниченное, этап существования, этап сдачи экзамена.
Он правит временем. Его божественное творение можно разделить на три этапа:
1) ограниченное время для Его творений (человека, животных, растений и т. д.);
2) День Суда –время Отчета, время Справедливости;
3) вечное время –время распределения творений Всевышнего после Судного Дня в ад или в рай для вечного пребывания там.
Но для нас время важно и ценно в ограничении человеческой жизни, а именно с полового созревания, то есть с совершеннолетия, до смертного одра, до последнего вздоха.
Обращали ли вы внимание, когда занимаетесь мирскими делами, что время, как вода, мгновенно истекает между пальцами? Мирское, наше эго (нафс) так сильно засасывает человека, что является наилучшим вором времени. Не успеваешь оглянуться, как день чередуется ночью, понедельник сменяется на воскресенье, начало года на конец года… В нынешнее время укротителями времени являются Интернет, мобильная связь, техника. Хотя они были придуманы для того, чтобы удлинить наше время, улучшить общение, приблизить людей, но на самом деле получилось наоборот. Интернет, техника проглатывает, прожёвывает нашу духовность, ценность времени.
За одну минуту невозможно изменить свою жизнь, но можно поправить свои взгляды на жизнь. За одну минуту можно принять Ислам и спастись от огня Джаханнама. За одну минуту можно сделать такое наставление, что человек может покаяться и стать праведником, – на всё воля Всевышнего Аллаха. За одну минуту можно прочитать суру «Аль-Фатиха». За одну минуту можно 250 раз помянуть любимца Всевышнего Аллаха– океана Милости – Мухаммада (мир ему и благословение). За одну минуту можно 1000 раз сделать зикр, и сердце расцветёт от нура поминания Всевышнего Творца.
Время – великая Милость Всемогущего. Ибо его невозможно вернуть назад, накопить, взять или дать в долг. Сам Всевышний Аллах клянётся временем. Счастлив на свете тот, кто наполняет своё время благими деяниями, искренними намерениями с именем Милостивого, пока его не постигнет смерть.
В достоверном хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).
Хроника:
В Редукторном посёлке г. Махачкалы официально открыли новую мечеть, в которой прошло мероприятие, приуроченное месяцу рождения Пророка (мир ему и благословение).
По традиции, маджлис начался с чтения аятов из Свящённого Корана. Затем к собравшимся обратился имам данной мечети Сайфуддин-хаджи Атабаев, который поблагодарил всех за участие в данном мероприятии.
Вёл маджлис имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы Идрис- хаджи Асадулаев.
Также перед собравшимися выступили учёные и проповедники, которые затронули такие темы как: «Благонравие Пророка (мир ему и благословение)», «Достоинства Пророка (мир ему и благословение)», «Любовь к Пророку (мир ему и благословение)», «Достоинство мечети».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) о ценности строительства мечети говорил: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нём Коран, стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды» (имам Бухари).