Религия

Рубрику ведет Гамзат Нурмагомедов

 

Cамый скромный из людей

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был самым знающим из всех людей. Чем больше вреда причиняли ему другие, тем больше кротости и милосердия он проявлял по отношению к ним. Когда те, которые пытались убить или от­равить ядом Пророка (мир ему и благословение), оказывались во власти мусульман, он отпускал их, проявляя величайшее благородство.

Один из известных иудейских ученых Зайд бин Са‘нат передал: «Я видел и знал все знамения, подтверждающие пророчество Мухаммада, кроме двух: что его кротость опережает его гнев, и чем больше наносит ему вреда человек, тем больше увеличивается его кротость по отношению к нему». Зайд пожелал на деле увидеть эти качества Пророка (мир ему и благословение).

Однажды, когда некий бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал ему о своих невзгодах и тяготах, Зайд отдал этому бедному бедуину деньги, договорившись с Пророком (мир ему и благословение), что Пророк (мир ему и благословение) своевременно вернет ему долг за этого бедняка. Когда оставалось еще несколько дней до наступления оговоренного срока, подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сильно дернул его накидку, так что она упала на землю, и, нахмурившись в лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение), грубо сказал: «Эй, Мухаммад, почему ты не возвращаешь мой долг?! Клянусь Аллахом, вы, потомство Абдульмутталиба, оказыва­ется безответственные в подобных делах люди. Только узнав вас поближе, я понял, что вы за люди».

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Умар воскликнул: «О враг Аллаха, ты это гово­ришь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)?!» Пророк (мир ему и благословение), улыбнув­шись, посмотрел на Умара, и сказал: «О Умар, мы с ним больше нуждаемся от тебя в другой вещи, нежели эти твои слова: ты скажи мне, чтобы я красиво вернул ему долг, а ему скажи, чтобы красиво требовал свой долг обратно. Пойди вместе с ним о Умар, и верни ему долг, и вдобавок дай ему двад­цать са‘ фиников за то, что ты напугал его».

После этого Зайд принял Ислам и рассказал о том, что он всего лишь хотел испытать Пророка (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) был самым скромным из людей. Он го­ворил: «Я – раб Аллаха, сижу как раб и ем как раб». На вопрос ангела: «Кем ты хочешь быть: проро­ком-рабом или пророком-царем?»,- он ответил: «Я хочу быть пророком-рабом». Он помогал своим домочадцам по хозяйству. Если ему кто-то приносил подарок, то он одаривал его таким же или даже большим. Не гордясь, принимал подарки, даже если это была заячья ножка. Даже если его звала маленькая девочка, он шел с ней, и она брала его за руку. Пока та не отпустит руку, не убирал свою. Если бедняк, раб или рабыня приглашали его и на край города, он шел туда и исполнял их нужды.

Однажды некий человек, увидев прекрасный лик Посланника Аллаха (мир ему и благословение), задрожал. Пророк (мир ему и благословение) успокоил его, говоря, что он всего лишь сын матери из курайшитов, которая питалась сухим мясом, а не грозный царь, как он думает.

Пророк (мир ему и благословение) говорил, что скромного человека Аллах возвеличивает, а вы­сокомерного – унижает. Ни в еде, ни в одежде, ни в доме, в котором жил, Пророк (мир ему и благо­словение) не отличался от своих сподвижников. В действительности описать скромность Пророка (мир ему и благословение) целиком невозможно.

Не вмешивайся в чужой разговор

В жизни мусульманина очень важное место занимает этика – Адаб. Из-за своего высокого зна­чения ученые уделяли этому разделу немало внимания. Существует множество ответвлений адаба, о которых можно писать много, но в данной заметке речь пойдет о таком адабе, как «Невмешатель­ство в чужой разговор», в виду того, что, как в реальной жизни, так и в интернете, большинство бед постигают человека из-за вмешательства в чужой разговор или в чужую тему обсуждения.

Шафиитский ученый 7-го века Бадруддин ибн Джамаа, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Тазкирату Сами» на 120 стр. следующее:

«[Одним из адабов является] невмешательство в разговор других людей, особенно [когда в нём участвует] его учитель. Некоторые мудрецы сказали: «К адабу относится невмешательство в разго­вор другого человека, даже если ты лучше знаешь [тему разговора], чем он».

Хатыб аль-Багдади сочинил об этом следующие стихи:

«Не перебивай разговор никогда

Пусть тебе он ведом с начала до конца».

Если же ты знаешь, что учитель предпочитает твое участие в [текущем] разговоре, то в этом нет вреда».

Имам Субки, да смилуется над ним Аллах, в своей книге, посвященной биографиям ученых ша­фиитского мазхаба «Табакату Шафиия» 8/318, описывая биографию Ваджихуддина Абдулваххаба аль-Мухалляби, да смилуется над ними Аллах, пишет следующее:

«Когда он читал урок по усулю, его посетил Шихабуддин аль-Карафи и стал с ним дискутировать. Ваджихуддин поднимал голос над ним и, вдруг, один из его учеников встал и вмешался в их разго­вор. Ваджихуддин заткнул его, добавив: «Цыпленок, который кричит среди петухов».

Да не лишит нас Аллах адаба и соберет всех под знаменем нашего Господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!

Время

Время – одно из ценных сокровенных тайн Все­вышнего Аллаха. Время –великое, божественное, уму непостижимое творение Господне. По свиде­тельству Абу Хурейры (да будет Аллах благоскло­нен к нему), который передал нам слова Послан­ника Аллаха (мир ему и благословение), Всевыш­ний Аллах говорит: «Сыны Адама (мир ему) высту­пают против превратностей времени. Но Я-то и есть время. В власти Моей и ночь, и день» (Бухари и Муслим).

Мы, люди, привыкли измерять время секунда­ми, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями, месяцами, кварталами, полугодиями, годами, веками. Время – обширное понятие, которое подразделяется на три этапа: прошлое, на­стоящее и будущее. Для человека время на этой земле – ограниченное, этап существования, этап сдачи экзамена.

Он правит временем. Его божественное творение можно разделить на три этапа:

1) ограниченное время для Его творений (человека, животных, растений и т. д.);

2) День Суда –время Отчета, время Справедливости;

3) вечное время –время распределения творений Всевышнего после Судного Дня в ад или в рай для вечного пребывания там.

Но для нас время важно и ценно в ограничении человеческой жизни, а именно с полового со­зревания, то есть с совершеннолетия, до смертного одра, до последнего вздоха.

Обращали ли вы внимание, когда занимаетесь мирскими делами, что время, как вода, мгно­венно истекает между пальцами? Мирское, наше эго (нафс) так сильно засасывает человека, что является наилучшим вором времени. Не успеваешь оглянуться, как день чередуется ночью, поне­дельник сменяется на воскресенье, начало года на конец года… В нынешнее время укротителями времени являются Интернет, мобильная связь, техника. Хотя они были придуманы для того, чтобы удлинить наше время, улучшить общение, приблизить людей, но на самом деле получилось наобо­рот. Интернет, техника проглатывает, прожёвывает нашу духовность, ценность времени.

За одну минуту невозможно изменить свою жизнь, но можно поправить свои взгляды на жизнь. За одну минуту можно принять Ислам и спастись от огня Джаханнама. За одну минуту можно сде­лать такое наставление, что человек может покаяться и стать праведником, – на всё воля Всевыш­него Аллаха. За одну минуту можно прочитать суру «Аль-Фатиха». За одну минуту можно 250 раз помянуть любимца Всевышнего Аллаха– океана Милости – Мухаммада (мир ему и благослове­ние). За одну минуту можно 1000 раз сделать зикр, и сердце расцветёт от нура поминания Все­вышнего Творца.

Время – великая Милость Всемогущего. Ибо его невозможно вернуть назад, накопить, взять или дать в долг. Сам Всевышний Аллах клянётся временем. Счастлив на свете тот, кто наполняет своё время благими деяниями, искренними намерениями с именем Милостивого, пока его не по­стигнет смерть.

В достоверном хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).

 

Хроника:

В Редукторном посёлке г. Махач­калы официально открыли новую мечеть, в которой прошло меропри­ятие, приуроченное месяцу рожде­ния Пророка (мир ему и благосло­вение).

По традиции, маджлис начался с чтения аятов из Свящённого Кора­на. Затем к собравшимся обратил­ся имам данной мечети Сайфуд­дин-хаджи Атабаев, который побла­годарил всех за участие в данном мероприятии.

Вёл маджлис имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы Идрис- хаджи Асадулаев.

Также перед собравшимися вы­ступили учёные и проповедники, которые затронули такие темы как: «Благонравие Пророка (мир ему и благословение)», «Достоинства Пророка (мир ему и благословение)», «Любовь к Пророку (мир ему и благословение)», «Достоинство мечети».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) о ценности строительства мечети говорил: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нём Коран, стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды» (имам Бухари).