«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Куйсун
Село в Магарамкентском районе Дагестана. Расположено на левом берегу реки Самур, юго-западнее села Магарамкент, в 193 км от Махачкалы.
К северу от села расположен Самурский хребет, в 2 км к западу находится село Гильяр, к востоку — равнина, с расположенными на ней садами и обрабатываемыми землями.
Следует отметить то, что Куйсун является старинным лезгинским селением. История начинается с незапамятных времен, об этом свидетельствуют надписи на надгробных камнях, найденных в развалинах старого селения. По ним можно сделать вывод, что поселение сформировалось на восточных склонах предгорий Кавказа приблизительно XIII в н.э. Позже в XYI в. жители селений V переселились с верхних предгорий в нижнее предгорье, на склоны, обращенные на юг.
По одной из версий, название произошло от тюркского имени Койсун («пусть будет»), которое в лезгинском языке из- за отсутствия звука «о» трансформировалось в «Куйсун».
Село образовано в результате переселения жителей села Мака (Докузпаринского района) и жителей села Куйсун, проживавших в 1-2 км севернее нынешних границ села.
С 1996 года в Куйсуне расположена 5-ая пограничная застава Дербентского пограничного отряда.
В 2009 году ведён в эксплуатацию водозаборный узел, село газифицировано.
Жители исповедуют ислам суннитского толка.
По переписи 2002 год в Куйсуне 2899 человек проживающих в 579 домах. Национальнай состав: (лезгины — 2861 чел. (94 %), другие национальности — 178 чел. (6 %).
Основным видом занятия жителей с. Куйсун является сельское хозяйство (животноводство и растениеводство). Крупных промышленных предприятий нет.
В селе функционируют секции по занятию вольной борьбой и дзюдо. На базе местного стадиона им. Абрека Гаджиева организована футбольная команда, являющаяся призером и победителем многих соревнований.
В годы ВОВ многие сельчане ушли защищать Родину, многие с войны не вернулись. Благодарные жители установили в селе памятник павшим героям ВОВ.
Кукваз
По рассказам старожилов известно, что село Кукваз Курахского района Республики Дагестан образовали пришлые люди из Шиназа, Хюрехюра, Кимихюра… У каждого были свои причины. Одних, за неблаговидные поступки изгнали из сельского общества, другие бежали от кровной мести Крупный род села также получил название Атаяр — пришлые люди. На первоначальном этапе и село имело название — Атайринхюр.
Жители соседних сел долго не давали покоя новым поселенцам. Угоняли их скот, похищали девушек, нагло использовали их пастбища… Выходкам соседей не было предела. Тогда Атаи решились на крайний шаг, они поднялись на вершину утеса и построили себе жилища там. Место оказалось очень удачным. С трех сторон их защищали обрывы, скалы, ущелья. Село приняло вид естественной крепости. Только юго-восточную часть, где проходила узкая тропинка, Атаи охраняли сами. На краю обрыва собирали кучу камней и в нужный момент обрушивали их на головы неприятелей. Это повторялось каждый раз когда соседи, или незваные гости, атаковали владения села. Когда, наконец те поняли, что пришлые люди мужественно защищаются, они прекратили свои набеги. А село получило новое название Кукваз, образовавшееся от слова к1ук — вершина.
До советского периода горцы занимались животноводством, земледелием, разными ремеслами. Заготовив продовольствие на зиму, работоспособные мужчины отправлялись на заработки в города, на равнинную часть Южного Дагестана, Северного Азербайджана.
Владения у куквазцев были обширны. Граничили они с территориями сел. Хпедж, Ашар, Хюрехюо и Гъюгьвезар Ахтынского района. Жители этих селений постоянно зарились на пастбища, сенокосы, поля куквазцев и часто между ними происходили ссоры, столкновения.
Старое село состояло из 64 хозяйств. В годы Советской власти в нем создали колхоз, построили школу, открыли библиотеку, клуб, медпункт, провели телефон, радио, электричество.
Однако бездорожье и крутой подъем к селу, тяготили не одно поколение жителей. Поэтому председатель колхоза Баяндур Султанов первым из сельчан решился переселиться вниз, на поляну возле речки, где куквазцы выращивали овощи, занимались садоводством.
Баяндур на своем участке построил дом и начал жить там. Два года он провел в одиночестве, а потом на новое место постепенно переехали и остальные семьи. Так на обширной поляне возле дороги Курах-Хвередж образовалось красивое село с двухэтажными домами, покрытые шифером, утопающими в зелени и цветах.
Кукни
Село Кукни Лакского района Дагестана расположено в 9 км от райцентра, за горным массивом, начинающимся от горы Вацилу. Судя по рассказам старожилов, можно предположить, что село образовалось задолго до прихода арабов и принятия ислама; имеются захоронения домусульманского периода.
В лучшие времена в селе имелось более 120 хозяйств-дворов. В Лакском (Казикумухском) округе с. Кукни было известно своим образовательным значением, так как во второй половине XIX — в начале XX веков в селе было открыто и успешно функционировало медресе. которое основал известный шейх, влиятельный учёный-арабист, просветитель Хаджи- Муса-хаджи.
В Кукни жили и другие известные в округе просветители: Шахлай-Али, Юсуп-кади, Аскандар-хаджи.
Весьма влиятельным лицом в округе был Маммади, пользовавшийся покровительством губернатора, а Кудал Сулайман (отец Хаджи-Мусы-хаджи) поддерживал дружеские отношения с последним Казикумухским ханом Агларом.
В 1942-1948 годах первым секретарем Лакского райкома КПСС работал Мусаев Ахмед. В период войны за достигнутые успехи району трижды было присвоено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. После войны кукнинцы построили сельскую электростанцию — одну из первых в Дагестане.
В войну 1941-1945 годов из этого небольшого села на защиту Родины ушли 45 человек. 25 из них погибли или пропали без вести. Кукнинцы всегда помнят о них. В их память сельчанами воздвигнут уникальный по своему исполнению памятник.
Большую помощь и поддержку в новом возрождении села оказывают выходцы из села известные на всю Республику люди, которые на собственные средства отреставрировали зиярат Хаджи-Мусы-хаджи, благоустроили сельское кладбище и сельские дороги.
В Кукни проживают 485 человек.
Кули
Древнейшее, самое крупное и хорошо сохранившееся лакское селение в Дагестане. Оно возникло задолго до прихода арабов. Первоначально Кули Кулинского района состояло из двух тухумов: к1яла чухъри и оьру чухъри, которые построили две сторожевые башни (первый тухум — четырёхгранную, а второй — круглую). Остатки одной из башен сохранились до второй половины XX века.
До начала XI века на нынешней административной территории селения Кули были размещены семь мелких поселений. Истории известны многие захватнические войны против мирного, но разобщенного населения горного Дагестана. Неоднократно иноземные завоеватели наносили трудновосполнимый ущерб населению и хозяйству села, но не смогли покорить и выселить с обжитых мест свободолюбивых и непокорных кулинцев. Эти события стали поводом, для объединения всех мелких поселений, вмести они построили крепость Хъунч1уй на самой вершине села и заселились вокруг этой крепости. С этой поры начинается новая история селения Кули.
Во время принятия ислама арабский полководец Маслама переселил сюда жителей из близлежащих мелких поселений.
По переписи 1886 года в с. Кули имелось 350 дворов и 1977 жителей. В тридцатых годах XX века здесь было 540 дворов и 2430 человек. В настоящее время имеются более 1000 дворов и около 5000 жителей. 500 семей проживают за пределами селения.
За свою многовековую историю с. Кули трижды было сожжено и разрушено: в 1241 году татаро-монгольскими завоевателями, в 1396 году — войсками Тимура и в 1742 году — Надиршахом.
Кулинцы издревле отличались мужеством, смелостью и воинственностью. Так, например, в 1396 году жители селений Кули и Таус оказали ожесточенное сопротивление войскам Тимура и их осада продолжалась в течение нескольких месяцев.
Храбрость кулинцы доказали и при нашествии Надиршаха в 1742 г., о чем свидетельствует историческая хроника. Это были жесточайшие самые продолжительные бои кулинцев с иранскими поработителями. Причем женщины не уступали мужчинам в храбрости. Легенда свидетельствует о том, что у лакцев была даже не Жанна д’Арк, а две: это широко известные дагестанцам легендарная Парту Патима и не менее легендарная кулинка Чамсу.