Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Куйсун

Село в Магарамкентском районе Дагестана. Расположено на левом берегу реки Самур, юго-западнее села Магарам­кент, в 193 км от Махачкалы.

К северу от села расположен Самурский хребет, в 2 км к за­паду находится село Гильяр, к востоку — равнина, с располо­женными на ней садами и обрабатываемыми землями.

Следует отметить то, что Куйсун является старинным лез­гинским селением. История начинается с незапамятных вре­мен, об этом свидетельствуют надписи на надгробных кам­нях, найденных в развалинах старого селения. По ним можно сделать вывод, что поселение сформировалось на восточных склонах предгорий Кавказа приблизительно XIII в н.э. Позже в XYI в. жители селений V переселились с верхних предгорий в нижнее предгорье, на склоны, обращенные на юг.

По одной из версий, название произошло от тюркского имени Койсун («пусть будет»), которое в лезгинском языке из- за отсутствия звука «о» трансформировалось в «Куйсун».

Село образовано в результате переселения жителей села Мака (Докузпаринского района) и жителей села Куйсун, про­живавших в 1-2 км севернее нынешних границ села.

С 1996 года в Куйсуне расположена 5-ая пограничная за­става Дербентского пограничного отряда.

В 2009 году ведён в эксплуатацию водозаборный узел, село газифицировано.

Жители исповедуют ислам суннитского толка.

По переписи 2002 год в Куйсуне 2899 человек проживаю­щих в 579 домах. Национальнай состав: (лезгины — 2861 чел. (94 %), другие национальности — 178 чел. (6 %).

Основным видом занятия жителей с. Куйсун является сель­ское хозяйство (животноводство и растениеводство). Круп­ных промышленных предприятий нет.

В селе функционируют секции по занятию вольной борьбой и дзюдо. На базе местного стадиона им. Абрека Гаджиева ор­ганизована футбольная команда, являющаяся призером и по­бедителем многих соревнований.

В годы ВОВ многие сельчане ушли защищать Родину, мно­гие с войны не вернулись. Благодарные жители установили в селе памятник павшим героям ВОВ.

 

Кукваз

По рассказам старожилов известно, что село Кукваз Ку­рахского района Республики Дагестан образовали пришлые люди из Шиназа, Хюрехюра, Кимихюра… У каждого были свои причины. Одних, за неблаговидные поступки изгнали из сель­ского общества, другие бежали от кровной мести Крупный род села также получил название Атаяр — пришлые люди. На первоначальном этапе и село имело название — Атайринхюр.

Жители соседних сел долго не давали покоя новым посе­ленцам. Угоняли их скот, похищали девушек, нагло использо­вали их пастбища… Выходкам соседей не было предела. Тог­да Атаи решились на крайний шаг, они поднялись на вершину утеса и построили себе жилища там. Место оказалось очень удачным. С трех сторон их защищали обрывы, скалы, ущелья. Село приняло вид естественной крепости. Только юго-вос­точную часть, где проходила узкая тропинка, Атаи охраняли сами. На краю обрыва собирали кучу камней и в нужный мо­мент обрушивали их на головы неприятелей. Это повторялось каждый раз когда соседи, или незваные гости, атаковали вла­дения села. Когда, наконец те поняли, что пришлые люди му­жественно защищаются, они прекратили свои набеги. А село получило новое название Кукваз, образовавшееся от слова к1ук — вершина.

До советского периода горцы занимались животновод­ством, земледелием, разными ремеслами. Заготовив продо­вольствие на зиму, работоспособные мужчины отправлялись на заработки в города, на равнинную часть Южного Дагеста­на, Северного Азербайджана.

Владения у куквазцев были обширны. Граничили они с территориями сел. Хпедж, Ашар, Хюрехюо и Гъюгьвезар Ах­тынского района. Жители этих селений постоянно зарились на пастбища, сенокосы, поля куквазцев и часто между ними происходили ссоры, столкновения.

Старое село состояло из 64 хозяйств. В годы Советской власти в нем создали колхоз, построили школу, открыли би­блиотеку, клуб, медпункт, провели телефон, радио, электри­чество.

Однако бездорожье и крутой подъем к селу, тяготили не одно поколение жителей. Поэтому председатель колхоза Ба­яндур Султанов первым из сельчан решился переселиться вниз, на поляну возле речки, где куквазцы выращивали ово­щи, занимались садоводством.

Баяндур на своем участке построил дом и начал жить там. Два года он провел в одиночестве, а потом на новое место постепенно переехали и остальные семьи. Так на обширной поляне возле дороги Курах-Хвередж образовалось красивое село с двухэтажными домами, покрытые шифером, утопаю­щими в зелени и цветах.

 

Кукни

Село Кукни Лакского района Дагестана расположено в 9 км от райцентра, за горным массивом, начинающимся от горы Вацилу. Судя по рассказам старожилов, можно предпо­ложить, что село образовалось задолго до прихода арабов и принятия ислама; имеются захоронения домусульманского периода.

В лучшие времена в селе имелось более 120 хозяйств-дво­ров. В Лакском (Казикумухском) округе с. Кукни было извест­но своим образовательным значением, так как во второй по­ловине XIX — в начале XX веков в селе было открыто и успеш­но функционировало медресе. которое основал известный шейх, влиятельный учёный-арабист, просветитель Хаджи- Муса-хаджи.

В Кукни жили и другие известные в округе просветители: Шахлай-Али, Юсуп-кади, Аскандар-хаджи.

Весьма влиятельным лицом в округе был Маммади, пользо­вавшийся покровительством губернатора, а Кудал Сулайман (отец Хаджи-Мусы-хаджи) поддерживал дружеские отноше­ния с последним Казикумухским ханом Агларом.

В 1942-1948 годах первым секретарем Лакского райкома КПСС работал Мусаев Ахмед. В период войны за достигнутые успехи району трижды было присвоено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. После войны кукнинцы построили сельскую электростанцию — одну из пер­вых в Дагестане.

В войну 1941-1945 годов из этого небольшого села на защи­ту Родины ушли 45 человек. 25 из них погибли или пропали без вести. Кукнинцы всегда помнят о них. В их память сельчанами воздвигнут уникальный по своему исполнению памятник.

Большую помощь и поддержку в новом возрождении села оказывают выходцы из села известные на всю Республику люди, которые на собственные средства отреставрировали зиярат Хаджи-Мусы-хаджи, благоустроили сельское кладби­ще и сельские дороги.

В Кукни проживают 485 человек.

 

Кули

Древнейшее, самое крупное и хорошо сохранившееся лак­ское селение в Дагестане. Оно возникло задолго до прихода арабов. Первоначально Кули Кулинского района состояло из двух тухумов: к1яла чухъри и оьру чухъри, которые построи­ли две сторожевые башни (первый тухум — четырёхгранную, а второй — круглую). Остатки одной из башен сохранились до второй половины XX века.

До начала XI века на нынешней административной терри­тории селения Кули были размещены семь мелких поселе­ний. Истории известны многие захватнические войны против мирного, но разобщенного населения горного Дагестана. Не­однократно иноземные завоеватели наносили трудновоспол­нимый ущерб населению и хозяйству села, но не смогли поко­рить и выселить с обжитых мест свободолюбивых и непокор­ных кулинцев. Эти события стали поводом, для объединения всех мелких поселений, вмести они построили крепость Хъун­ч1уй на самой вершине села и заселились вокруг этой крепо­сти. С этой поры начинается новая история селения Кули.

Во время принятия ислама арабский полководец Маслама переселил сюда жителей из близлежащих мелких поселений.

По переписи 1886 года в с. Кули имелось 350 дворов и 1977 жи­телей. В тридцатых годах XX века здесь было 540 дворов и 2430 человек. В настоящее время имеются более 1000 дворов и около 5000 жителей. 500 семей проживают за пределами селения.

За свою многовековую историю с. Кули трижды было со­жжено и разрушено: в 1241 году татаро-монгольскими заво­евателями, в 1396 году — войсками Тимура и в 1742 году — На­диршахом.

Кулинцы издревле отличались мужеством, смелостью и во­инственностью. Так, например, в 1396 году жители селений Кули и Таус оказали ожесточенное сопротивление войскам Ти­мура и их осада продолжалась в течение нескольких месяцев.

Храбрость кулинцы доказали и при нашествии Надиршаха в 1742 г., о чем свидетельствует историческая хроника. Это были жесточайшие самые продолжительные бои кулинцев с иранскими поработителями. Причем женщины не уступали мужчинам в храбрости. Легенда свидетельствует о том, что у лакцев была даже не Жанна д’Арк, а две: это широко извест­ные дагестанцам легендарная Парту Патима и не менее ле­гендарная кулинка Чамсу.