Что значит – правильно? 11.06.2014г.№22

Рассказ о династии врачей Мусаевых наверное следует начать с того, что Омар Халимбекович Мусаев, ассистент кафедры акушерства и гинекологии ДМА, в 1956г., окончив мединститут, приехал по распределению в селение Бежта Цунтинского района, где 11 лет проработал в должности зам. главврача районной больницы. Его будущая супруга Зинаида Васильевна Шатилова, окончив Моршанский педагогический институт, что в Тамбовской области, приехала в Дагестан по распределению преподавать дагестанским детям русский язык и литературу. Ее также как и Омара Халимбековича, направили в селение Бежта Цунтинского района, где она смогла не только работать в школе по специальности, но и выйти замуж. В семье Мусаевых родилось четверо детей: Татьяна, Калерия, Тамила и Шамиль. К 80-му году Зинаида Васильевна совершила героический поступок: получила второе высшее образование, с отличием окончив факультет начальных классов ДГПИ (это был первый выпуск факультета). В том же году одновременно с Зинаидой Васильевной старшая дочь Мусаевых – Таня с отличием закончила мединститут, а Калерия – среднюю школу №8 и успешно поступила в мединститут, выбрав специальность отца – акушер-гинеколог. Был, правда, соблазн направиться в театральный институт – кто из девчонок не мечтает стать актрисой! Старшая сестра Таня уже стала помогать Кале готовить документы. Но в Москве, дойдя с ними до высшего театрального учебного заведения, вдруг остановилась у порога и повернула назад. Значит, быть Кале врачом, как отец, и как Таня.

— Мама всегда учила нас, своих детей, поступать правильно, — рассказывает Калерия Омаровна. — Я переспрашивала ее: «Что значит – правильно?» «Как подсказывает совесть», — отвечала мама. Мамы нет с нами уже 8 лет, но уроки ее не забыты. Мы с Таней стали специалистами по примеру отца, Тамила выбрала специальность врача-кардиолога. Младший брат Шамиль работал врачом летного отряда в Сургуте, сейчас живет в Москве.

Мусаевы воспитали детей такими по своему разумению, считая, что они должны быть едины во всем: в профессии, в отношении к себе, друг к другу, к своим семьям, к делу, которым занимаются, видимо они научились следовать заповедям, которые есть во всех религиях. Поэтому в школе надо было учиться хорошо: маму нельзя подвести. Ее все уважают как педагога и знают как хорошего человека.

— Это была одна сторона моей жизни, — вспоминает Калерия Омаровна. – папиной дочкой я была до 5-го класса. Он меня брал в командировки по Дагестану, а один раз привез в Бежта. Папу нельзя было подвести в профессии: он — уважаемый врач в Дагестане и замечательный педагог, который, несмотря на большую любовь к своим детям, на занятиях в институте сознательно занижал нам на балл отметку лишь только потому, что неприлично публично хвалить своих детей. Это – вторая сторона моей жизни. Его наставления справедливы и помнятся наизусть, как и его любимая цитата: «Если имеется малейшая возможность, мы будем использовать ее до конца, чтобы не оперировать женщину и дать ей родоразрешиться естественным путем».

Омар Халимбекович Мусаев – лучший классический акушер: в 82 года провел последнюю операцию. Каждый день на работе, как и в молодые годы, на службе здравоохранению.

— Я благодарю и хвалю его от всего сердца, потому что детям положено хвалить своих родителей, публично восхищаться ими, и никто меня не упрекнет за это,- продолжает свой рассказ Калерия Омаровна. — Семья всегда была подчинена его работе. Мы, дети, воспитывались в строжайшей дисциплине. Мама оберегала покой и отдых отца. Семья держалась на маме, которая была и педагогом, и женой с большой буквы. Да что там говорить! Для нас мама была центром Вселенной…

В роддоме №3 г. Махачкалы Калерия Омаровна Мусаева, зав. отделением патологии, опытный врач, вот уже 28 лет стоит на страже здоровья женщин и детей. Мы беседуем в ее небольшом кабинете, куда заглядывает каждые две минуты кто-нибудь из медперсонала. Перед ней истории родов – кипа папок, где отражены состояние, анамнез, антропометрические данные поступивших с какой-либо патологией женщин. Я обращаю внимание на ее по-мужски крепкие руки хирурга. В таких руках без украшений скальпель не задрожит, если до него дойдет дело. Она смеется, вспомнив восточное высказывание о врачах: «Врач должен быть одет в богатые одежды, хорошо пахнуть, быть ухоженным. На руках у него должны быть перстни с драгоценными камнями. Он должен быть сыт, дабы голова его была занята только врачеванием». Утром она уже успела прооперировать женщину. Родились близнецы – мальчик и девочка. Все хорошо. И она имеет право немного отдохнуть, поэтому с легкой душой заваривает мне, как гостю, ромашковый чай, и мы продолжаем разговор о работе врачей. Приходят мысли о том, что современные врачи с мизерной зарплатой не за способности, а за ответственность перед жизнью не похожи на такую картинку благополучия.

— Это правда, — поддерживает мое мнение Калерия Омаровна. — В нашей стране почему-то все время происходит недооценка труда учителей, врачей, творческой интеллигенции. И мы гордо это терпим. Когда я выбирала профессию врача, – знала, на что иду.

На подоконнике в кабинете Калерии Омаровны собралась коллекция статуэток: африканские, испанские матери с детьми, есть и дева Мария с младенцем на руках – подарки прошедших через ее руки женщин, успешно разрешившихся младенцами, благодарение, как знак того, что было, что есть и что может и должно быть.

— И пусть будет так! – резюмирует Калерия Омаровна. — Нашей профессии изменить нельзя. В ней можно стать асом, это верно. Но никогда – приспособленцем. Поэтому и собственные дети учатся на твоем примере. Так однажды мне сказала моя младшая сестра, когда я волновалась о дочери и сыне, какими они будут людьми, какую профессию выберут, если мы с мужем все время на работе. Муслим оканчивает биофак – будет ихтиологом, Камила – стоматологом. «Семья – это правильно», — говаривала моя мама. Но я бы добавила: «Семья – это еще и очень ответственно!»

Татьяна Воронина