Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

Буршаг

Село Буршаг расположено в Агульском районе РД, является одним из древнейших аулов Агула (до 1934 – в Курахском районе). Это самое высокогорное село, расположенное у подножья вершины Джуфа-даг (3015 м) в долине Кушан, конечный населенный пункт которого — Кушан-дере. Жители села Буршаг говорят на весьма своеобразном кушанском диалекте агульского языка. Вместе с соседними селами Арсуг и Худиг, расположенными в долине Кушан, Буршаг образует оригинальный культурный, языковой и географический анклав, выделяющий их среди агулов. Территория Буршага граничит с тремя районами: Табасаранским, Кайтагским и Дахадаевским. Близкое соседство с табасаранцами и даргинцами наложило свой отпечаток на быт, нравы и обычаи буршагцев. Традиционно жители с. Буршаг имели родственные связи не только с соседними агульскими селами, но нередко с табасаранцами и с даргинцами. Здесь много семей, образованных в результате межнациональных браков. Для буршагцев характерен традиционный интернационализм, как на бытовом уровне, так и в духовной сфере. На торжествах нередко исполняются лезгинские, азербайджанские, даргинские песни. Сведения о жителях Кушан-дере – кушанах, “рукIушанах” (как их называют соседние табасаранцы) упоминаются в древних источниках, в частности в источниках Х века Абу Хамида ал-Гарнати. Во время строительных работ около дома М. Камбарова было обнаружено домусульманское захоронение, с богатым погребальным инвентарем, который позволяет отнести экспонаты к VIII – X в.в.

Эпиграфические записи, которые зафиксированы специалистами, относятся к XI – XII в.в. Большое количество строительных надписей относится к XIII – XV в.в. Известный дагестанский востоковед А.Р. Шихсаидов свидетельствует, что джума-мечеть в с. Буршаг построена 650 лет тому назад. Селение было построено на хорошо защищённом месте, в форме крепости с квадратными оборонительными башнями. Известно, что в окрестностях Буршага 11 июля 1851 г. произошло жестокое столкновение отрядов князя Аргутинского и Хаджи-Мурата, в результате которого отряд наиба Шамиля понес многочисленные потери. Два больших кладбища, где похоронены павшие в бою воины отряда Хаджи-Мурата, до сих пор напоминают о этих кровавых событиях, их называют здесь кладбищами “шагьидов”.

Буршаг – родина члена-корреспондента РАЕН, доктора филологических наук Шабана Мазанаева, Героя РФ полковника Зулкаида Каидова и поэта древности Шабана.

Часть жителей в 70-х гг. ХХ в. переселилась в с. Чинар Дербентского района.

Население 660 жителей (2002).

Бурши

Аул Бурши Лакского района расположен в 22 км от райцентра, выше по течению реки Казикумухское Койсу, на высоте 2250 м над уровнем моря. Это самое удалённое в сторону гор селение района, если не считать переселённое на плоскость селение Чаравали. До ближайшего населённого пункта Хулисма от Бурши — 10 км.

Климатические условия здесь очень суровые, поэтому основным занятием, позволявшим людям добывать пропитание, издавна было животноводство. На земле буршинского джамаата до революции были устроены 42 кошары для овец. Окружающая местность имеет богатую топонимику, которая для каждого взрослого буршинца служит устной картой.

На сельском кладбище, по рассказам стариков, были надмогильные камни с надписями на арабской графике 900-летней давности. В 30-е годы они были составлены в фундаменты зданий сельсовета и правления колхоза, а также кладбищенской стены.

При закладке фундамента дома М. Саламова было обнаружено захоронение, сложенное из камня, по форме напоминающее тандыр, в котором были найдены останки двух человек, похороненных в сидячем положении, черепки глиняной посуды, спиральный змееподобный браслет с нанизанными бусинами, изготовленный из бронзы. Замир-Али Каяев, осмотревший это захоронение, сделал заключение, что это – захоронение язычников, а возраст поселения Бурши — не менее 2000 лет. Браслет из захоронения А. Каяевым был передан в краеведческий музей в Махачкале.

Коренными тухумами аула считаются четыре: МинтIухъул (к этому роду принадлежит и Нажу-Кьюжухъул), Гьиги-ХхутIахъул, Аьрабустанхъул и Кьакьрахъул.

Пастбищ на землях аула много, а пахотной земли мало. Поэтому для посевов устраивали террасы на южных склонах правобережья реки.

Юзбаши (старосту) аула выбирали на год. Каждую пятницу он на годекане отчитывался перед джамаатом, там же обсуждались все важные для общества вопросы.

В селе раньше было две мечети. В большую (джума) мечеть была проведена вода.

Когда уборка посевных заканчивалась и скотину заводили в зимние стойла, буршинские мужчины уходили на заработки в Закаталы и в Кюринский округ. Те, кто на заработки ходил и в Табасаран, научились лудильному ремеслу. А кто уходил в Закаталы, овладели мастерством златокузнецов.

Сегодня в селе проживает 40 семей. Много сельчан живёт в Махачкале. Всего же семей уроженцев Бурши насчитывается более 400.

Статус центра сельсовета с 1926 года.

Население 200 жителей (2002).

Бускри

Бускри – аул в Дахадаевском районе Дагестана. Административный центр Бускринского сельсовета.

Село расположено в горах на высоте 1600-1800 метров над уровнем моря. Язык — даргинский, диалект муйринский, нахско-дагестанской группы.

В разные исторические времена бускринцы (мескеринцы) входили в состав нескольких политических образований. В VIII-Х вв., как пишет В.Ф.Минорский, на территории Дагестана были известны разные политические образования, в том числе и Шандан. Первое упоминание о Шандане дается у арабского автора IX в. Белазури в связи с «исламским походом» арабского полководца Мервана на Дагестан и вторжением в Шандан в 740 году. В источниках также сообщается, что «среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана». Исповедовали тогда их жители наряду с языческими верованиями христианство, распространяемое армянскими и грузинскими миссионерами, и иудейство, официально принятое частью хазар — временных союзников шанданцев в сражении против Ширвана и ал-Баба в 909 г. Борьба за исламизацию шанданцев длилась более 100 лет, вплоть до начала ХI в. В названное политическое объединение, по версиям разных историков, входили общины аулов Дибгаши, Калкни, Гунакари, Ираки, Чишили, Меусиша, Цизгари, Цураи, Бускри, Дейбук, Викри, Унеу и других поселений региона. В дальнейшем после распада Шандана Бускри входил в состав Вольного общества Каба-Дарго с центром в Урахи, в 1867-1901 годах в состав Мекегинского наибства (с центром в Мекеги) Даргинского округа, в 1900-1926 годах в состав Даргинского округа Мекегинского участка. С 1930 по настоящее время в составе Дахадаевского района (центр — Уркарах). Традиционными народными промыслами у бускринцев было производство бурок и паласов (кузи), выделка овчин. По некоторым историческим данным, в Даргинском союзе вольных обществ только в ауле Буксри было налажено производство бурок, отличались они от андийских остроугольными плечиками, но по качеству уступали андийским. Внутри мечети найден камень с надписью об окончании стройки первой мечети — 471 год по хиджре, а по солнечному календарю – 1078 г.

Буткент

О происхождении села Сулейман-Стальского района старожилы рассказывают, что когда-то пришли сюда пять братьев: Бут, Бабут, Захраб, Ших, Хтун и решили на благодатных землях построить пять селений.

До сих пор в районе существуют селения с такими названиями. Правда, время возникновения села точно не известно. Однако о древности их свидетельствуют некоторые археологические находки. При строительстве домов после землетрясения 1966 года на территории села найдены керамические изделия домусульманского периода — кувшины в форме человеческого тела (как известно, ислам запрещает изображение человеческого тела).

Во время вспашки около селения Буткент найден глиняный кувшин, а в самом селении – глиняный стержень со следами поливы

На северо-западной окраине села, на вершине и западном склоне холма находится археологический памятник поселение Сенгер. На южной окраине села, на холме стоит архитектурный памятник – пир шахидов-мучеников, павших в бою за веру «Шагьидрин пIир».

Жители занимались земледелием, скотоводством. Много было в селе отходников.

По данным переписи 1886 года в селе было 64 дома, численность населения составляла 305 человек (150 мужчин и 155 женщин).

В настоящее время в селе 44 дома, а количество жителей 136 человек.

Село входит в Шихикентскую сельскую администрацию.