Аулы Дагестана

Бетль

Неразделенная любовь аварского лирика Махмуда из Кахаб-росо более полутора веков славит маленький аул Бетль Унцукульского района, а имя любимой поэтом вдовы Муи стало символом намуса и стойкости горянки. А жители самого аула Бетль гордятся не только этим, но и славной историей и мужественными предками.

Самыми героическими страницами аульской истории были периоды Кавказской и Великой Отечественной войн. Не случайно в трудах Мухамед-тагира аль Карахи, князя Богусловского и других упоминается аул Бетль. Бетлинцев было много среди павших защитников Ахульго, десятки воинов удостоились личных наград имама Шамиля. Благодаря красному партизану Давуду Алиеву жители Бетля не присоединились к имаму Гоцинскому и без потерь пережили гражданскую войну. Родину любимой женщины великого Махмуда из Кахаб-росо почтили своим пребыванием многие известные деятели искусства, в их числе Н.Тихонов, П.Павленко, В.Луговской и другие.

Не все, быть может, знают, что становление Махмуда из Кахаб-росо как всемирно почитаемого лирика произошло под влиянием его большой, неразделенной любви к вдове Муи из аула Бетль. Вдове надо было выбирать между полюбившим ее мужчиной и чувствами к своим сыновьям Гасану и Магомеду, которых в случае нового замужества родня мужа забрала бы у нее. Пересилило материнское, и поэт так и не смог жениться на любимой женщине.

Бетль возродился, стал маленьким, но современным, уютным, удобным для жизни и хозяйствования населенным пунктом.

Борч

Старый аул Борч расположен в верховьях реки Ахтычай на высоте более 2300 м над уровнем моря. В административном отношении представлял собой самостоятельный сельский совет и входил в состав Рутульского района Республики Дагестан. В прошлом Борч – крупное селение. В 30-х годах и послевоенные годы от Борча отпочковались селения Шорсу (Шекинский район Аз.ССР, более 70 хозяйств) и Хырса (Кахский район АзССР, более 80 хозяйств). Переселенцы из Борча проживают в селениях Даш-юз (50-60 хозяйств), Аг-Булак (15-20 хозяйств) и в г. Шеки (около 150 хозяйств), Шекинского района АзССР. В 70-е годы около 60 хозяйств из Борча переселились в Бабаюртовский район (совхоз «50 лет Октября»). По данным на 1 января 1975 года, в селении Борч насчитывалось 177 хозяйств с населением 1148 человек. Сегодня в нем проживает приблизительно 1900 человек. Жители Борча известны в Дагестане и Азербайджане как потомственные овцеводы. Сегодня там никто не проживает. Это уже прошлое, история. Село стало достоянием археологии.

К концу второго тысячелетия от исторического Борча остались лишь развалины. Но в прошлом это было красивейшее село, расположенное в центре альпийских лугов недалеко от вечных ледников. Словами трудно описать красоту Борча, его окрестностей, ковровых полей горных маков и тысячи луговых цветов. Ее нужно увидеть. В июле начинается цветение шиповника. Воздух в это время наполняется особым ароматом. Каждый глоток такого воздуха омолаживает человека.

У борчинцев и жителей Шекинского района один антропологический тип. Схожесть в менталитете, психолого-нравственных особенностях, бытовой культуре, особенно старинной одежде, манере общения, приятная лукавость и многое другое. Борчинец, проживающий в Шекинском районе, ничем не отличается от коренного шекинца. Стало быть, велика роль борчинцев в формировании этноса Шекинского региона.

Ботаюрт

«Ботаюрт» — название крупного кумыкского селения Хасавюртовского района Республики Дагестан. Его топоним сложен из двух лексических единиц: «Ботай» — собственного имени человека, «юрт» — означающего селение.

Установлено, что первый компонент этого словосочетания «Ботай» — является собственным именем кумыкского князя, основавшего данное селение.

Селение же на кумыкском языке называется — «юрт».

Кумыкские крестьяне, именуемые на родном языке-сабанчы, преданы своему селению, любят и лелеют, величая его «атаюртом», то есть — «отцовским селением». Человек, лишенный «атаюрта», считался «саякъ» — бродягой. Он не пользовался авторитетом у народа, как «безюртный». Такого эпитета удостаивался даже княжеский отпрыск, по какой либо причине лишенный своего владения. Одного из сыновей Чопан-шамхала Тарковского, мурзу Солтанмута завистливые братья, чтобы очернить перед русским царем, обзывали «безюртным», чтобы помешать его принятию в подданство России.

Впоследствии наследники из отцовского селения стали вывозить крестьян вместе с семьями и поселять их на земле своего пая, выделенного ему отцом. Так возникли: Темиравул, Хамзаюрт, Генжеавул, Муцалавул. Таким способом возник и Ботаюрт.

Собирание Ботаюрта началось примерно в 90-х годах XVIII века (1792 г), и продолжалось до начала XIX века.

Тогда, после смерти генерала, Мусы Хасаевича Уцмиева, Ботаюртовскую землю унаследовал его сын Хасай Мусаевич Уцмиев, в те годы полковник русской армии.

К отрицательным факторам данной местности можно отнести засуху, временами наступающую на поля крестьян, лишенных права поливать свои посевы водой из родового канала князей. Тогда они уповали на древнее свое языческое божество «Тенгри», проводя на улице ритуальный обряд — «3емире». В нем участвовали только женщины. Человек двадцать, в обыденных платьях из хлопчатобумажной ткани, в легких платках, выстроившись в группу, выходили на главную улицу селения. Во главе группы шествует предводительница, ведя за собой на поводке женщину, надевшую на голову мешок. Предводительница, шагая впереди группы женщин, обращалась к ним с возгласом: «Зем-земире, Земире!» Женщины группы хором отвечают ей: «Ва-Земире, халай!» Предводительница громко спрашивала: «Земиреге не герек?», «Что нужно Земире?» Женщины хором отвечали: «Батман-батман сув герек!», «Нужны водные процедуры!».

Ботлих

Административный центр и крупнейший населенный пункт Ботлихского района, расположенный в ущелье Андийского Койсу (составляющая Сулака). Дорога, проходящая через перевал Харами (2177 м), ведет в Чечню (Ведено). По площади Ботлихский район занимает 696 км 2, а население района около 40 тысяч жителей. Ботлих расположен на восточных склонах Андийского хребта, в 5-ти километрах от Андийского Койсу и на высоте 800 метров над уровнем моря.

Южные скаты Андийского хребта и бассейн левого притока Андийского Койсу населяли андийцы и ботлихцы. Западнее жили годоберинцы. По соседству с ботлихцами, правобережье Андийского Койсу населяли каратинцы, багулалы, чамалалы и тиндинцы. Жители селения Ботлих – ботлихцы относятся к народам аваро-андо-цезской группы (подгруппа андийских народов).

Само селение Ботлих состоит как бы из трех частей: древней части села, вокруг которой образовалась основная масса последующих жилых застроек, новой части села — микрорайона, где сосредоточена большая половина государственных и общественных учреждений, предприятий и учебных заведений. Эта часть была построена в 70-х г. ХХ в. и находится в 1,5 км от центра села, и военного городка, построенного в 2005-2008 гг., в 3 км. от села, где расположена мотострелковая бригада Вооруженных сил РФ.

Все три части соединены транспортным сообщением, что обеспечивает постоянную и тесную взаимосвязь между самим Ботлихом и его составными частьями — микрорайонами и военным городком.

Ботлихцы называют миарсинцев «килухади» (от слова «килу» — «хутор»), т.е. хуторяне. Согласно преданию селение Миарсо образовалось в результате заселения его территории выходцами из Ботлиха. Место, на котором сейчас расположено Миарсо, принадлежало ботлихцам и использовалось в качестве хутора, где, в основном, в зимний период содержали скот. По сообщению местных информаторов, название Миарсо происходит от аварского «мег1ер» (гора) и андийского «су» (нет), т.е. «место без горы». Миарсо образовалось позднее на месте этого хутора, приблизительно в XVII в.

Кроме Ботлиха и Миарсо ботлихское население также проживает в хуторе Ашино, который относится к Ботлихскому сельсовету. Этот хутор находится в 5-ти км от Ботлиха, и в нем проживают около 300 человек.